Вину промышленников докажут сообща

Как Челябинск готовится к переходу на квотирование выбросов

Андрей Ткаченко

Промышленные предприятия Челябинской области должны перестроиться на новую систему квотирования выбросов. Соответствующий законопроект сейчас прорабатывается на федеральном уровне. Эта мера позволит снизить выбросы на 20%. Но общественники считают срок перехода слишком долгим. К тому же есть сомнения в эффективности контроля за предприятиями-загрязнителями.

Законодательные инициативы по снижению выбросов в атмосферный воздух обсудили 10 июля на круглом столе в правительстве Челябинской области. Эксперты считают, что действующее законодательство в этой сфере устарело. «Оно не учитывает многократно возросшие выбросы автотранспорта, экономический рост и все более высокие требования населения к окружающей среде», — пояснил член Общественной палаты Челябинской области, председатель комиссии ОП по экологии и охране окружающей среды Андрей Минченко.

В 2016 году по инициативе губернатора Бориса Дубровского была разработана система квотирования выбросов на основании сводных расчетов. В виде законопроекта она поступила в Госдуму РФ, но была отклонена. Сейчас через различные этапы согласования проходит аналогичный законопроект, разработанный в Минприроды РФ. В министерстве экологии Челябинской области его считают «более проработанным».

Как рассказала первый заместитель министра экологии региона Яна Куприкова, в текущем варианте законопроекта остался лишь один регион, на котором будет отрабатываться новый механизм: Челябинская область. С одной стороны, это большая удача, так как на эту роль претендовали также Омск и Красноярск. С другой стороны, это означает, что экологические проблемы Южного Урала на федеральном уровне оказались наиболее весомыми в сравнении с другими субъектами.

Андрей Минченко считает, что действующее природоохранное законодательство устарело

Процедура квотирования

Сейчас каждое предприятие имеет действующие нормативы по выбросам, которые укладываются в нормы предельно допустимых концентраций (ПДК). То есть сам по себе каждый промышленный объект (при условии, что он работает легально и имеет необходимые разрешения на выбросы) излишне негативного воздействия на окружающую среду оказывать не должен. Но в Челябинске таких объектов — десятки. И в совокупности, а также с учетом выхлопов автотранспорта, они дают тот чрезмерно загрязненный фон, от которого страдают все граждане. По информации минэкологии региона, из-за такого «пересечения деятельности» предприятий временами в жилой зоне обнаруживается превышение ПДК в 2,5 раза.

Поэтому законопроектом предусмотрена разработка квот для предприятий с учетом сводных расчетов, на основании общего фона загрязнения. Чтобы оценить этот фон, в Челябинске были исследованы автомагистрали, учтены свалки, сделаны расчеты рассеивания веществ при неблагоприятных метеоусловиях.

Новая схема будет распространяться на 21 предприятие Челябинска и Магнитогорска: они получат квоты по 32 веществам. Промышленникам придется перестроить свою работу и модернизировать оборудование, чтобы уложиться в новые нормативы.

Также предполагается установление квот муниципальному автотранспорту. Если эксперимент окажется эффективным, новая система может быть применена как природоохранная практика на всю страну.

Первый заместитель министра экологии Яна Куприкова рассказала об опасном эффекте «пересечения деятельности» предприятий

Доказательства вины

Законопроект предусматривает пятилетний переход на квотирование. Но общественники считают, что это очень долго. «Пять лет — огромный срок, к тому же нужно быть готовым к активному лобби со стороны промышленников, которые будут недовольны новой системой», — заявил депутат Законодательного собрания Челябинской области, руководитель ЧРЭОО «АнтиСМОГ» Михаил Махов.

Также общественники выразили сомнения в том, как будет контролироваться работа предприятий по новой схеме, ведь и сейчас надзорным ведомствам трудно доказать нарушения с их стороны.

Заместитель руководителя Росприроднадзора по Челябинской области Владислав Коробкин признал, что есть определенные трудности в том, чтобы выйти с проверкой на предприятие. Для этого требуется разрешение прокуратуры, а оно возможно только при наличии доказательств факта причинения вреда конкретным юрлицом. Зачастую такие доказательства можно получить, только попав на территорию предприятия. А как это сделать при отсутствии допуска?

Владислав Коробкин (слева) признал, что организовать проверку предприятия нелегко

В последние месяцы решить эту проблему Росприроднадзору помогает сотрудничество с МВД и минэкологии, которое предоставляет свои передвижные лаборатории мониторинга воздуха. Но трудности все равно остаются.

На круглом столе общественники предложили «доказывать вину предприятий сообща». Например, организация «АнтиСМОГ» установила видеокамеры на нескольких высотках Челябинска в направлении нескольких местных заводов. Камеры фиксируют работу предприятий. На видео отчетливо видно, как начинает «кочегарить» та или иная труба. Челябинцы могут сами понаблюдать за этим в режиме онлайн, поминутные записи хранятся в архиве организации.

Активисты признали, что «с этим в суд не пойдешь». «Но записи с видеорегистраторов суды раньше тоже не принимали. Нам нужна практика», — заявил Михаил Махов.

По словам Яны Куприковой, сейчас доказать вину предприятий в некоторых случаях также можно при помощи веществ-маркеров. Речь идет о конкретных веществах, выбросы по которым есть только у отдельных предприятий. Например, нафталин — его выбрасывает только «Мечел-Кокс», поэтому в этом случае показать на виновного просто.

Но таких маркеров немного. Поэтому проблема доказательства вины предприятий в превышении ПДК выбросов остается острой.

Круглый стол собрал представителей правительства, надзорных ведомств и общественников

Обсуждаемый законопроект Минприроды сейчас проходит согласование в Миэкономразвития РФ, после чего поступит в правовой департамент российского правительства. Ожидается, что в Госдуму он попадет к осени.