«Сейчас авторов больше, чем потребностей в них»

Как челябинцы пытаются пробиться на писательском поприще?

Андрей Ткаченко

Из души вырывается порыв, и есть о чем рассказать миру? Берешь ручку (или клавиатуру) и начинаешь набрасывать строки. Закончив, перечитываешь и понимаешь, что написал нечто гениальное. Как опубликоваться, чтобы о тебе узнали все? А вдруг еще и заработать получится? Выясняем, как это можно (и можно ли) сделать.

— Я сам придумывал и рассказывал сыну сказки. Записывал, что получилось, но прямо не думал о том, что буду публиковать — думал, может, просто в интернете вывесить. А потом в один момент решил — почему бы не попробовать?

Вдохновение — штука непредсказуемая. А уж в период локдаунов и ограничений, да и просто при наличии свободного времени — можно открыть в себе внезапный талант. Вязать крючком или складывать оригами. Или писать книгу, почему нет? Дело, конечно, непростое. Уроженец Челябинска Антон Первухин недавно представил книгу для детей. А у автора текста — вот все никак не идет дальше редких порывов...

Но если вам все-таки удалось написать нечто на ваш (мамин, супружеский, соседский) взгляд интересное, возникает резонный вопрос — что делать дальше? Можно все-таки попытать счастья и обратиться в издательство. Благо, в интернете адресов полно.

Помимо классиков, в книжных магазинах полно новых имен. Думаешь: «А почему не попробовать и мне?»

Вот как описывает процесс одно из крупнейших издательств страны:

«1 этап — Автор отправляет рукопись: заполняет форму на сайте, проверяет все данные, прикрепляет рукопись;

2 этап — Регистрация рукописи в системе и постановка в очередь на рассмотрение;

3 этап — Рукопись проходит этап модерации;

4 этап — Рассмотрение рукописи издательством;

5 этап — Издательство принимает решение о публикации».

Рассмотреть рукопись обещают в 3 месяца. По вероятности публикаций никаких гарантий, конечно, нет. Если попробовать вариант поближе и обратиться к челябинскому издательству, то вас, скорее всего, ждет следующее.

«Очень часто в издательство приходит автор и говорит: „Я хочу издать книгу. Сколько это будет стоить?“ Мы не можем сразу ответить на этот вопрос, так как стоимость издания книги зависит от множества факторов», — сразу предупреждают на сайте.

За ваши деньги вам предложат разработать дизайн книги, обложки, иллюстрации, оплатить работу корректора и, собственно, непосредственно печать получившегося издания. Стоимость будет зависеть от тиража, качества и размера бумаги, материала обложки.

В Челябинске проходит много книжных мероприятий и выставок, где можно и себя показать, и других посмотреть

Можно ли получать прибыль на писательстве? Или это дело исключительно для души и самовыражения? Категоричного ответа нет. Большинство тех, кто погрузился в литераторство, уверены: шанс, что тебя увидит крупное издательство — один на миллион. А печататься самому — сплошные расходы. Дело тут в изрядной доли везения. Случаи бывают разные. И да, учитывая специфику профессии, неудивительно, что многие авторы — это журналисты, бывшие и действующие.

Антон Первухин, уроженец Челябинска, бывший журналист:

— У меня набрался сборник детских сказок. Вначале думал просто в интернете вывесить. А потом все-таки пришла мысль сделать все красиво, осязаемо. Я взял детские книжки, которые были у нас дома — открывал все подряд, смотрел, какие там издательства, их адреса, контакты.

От двух издательств пришли ответы, от одного вообще довольно быстро — месяца два спустя. Это серьезные, известные компании. Если вас согласились напечатать, сразу же предлагают заключить контракт. Тут есть два варианта. Первый — автор получает некую сумму и отказывается от прав на произведение, дальше всю прибыль с текста получает издательство. И второй — автор будет получать процент от продаж, но тут есть риск: понравится ли произведение читателю, будут ли его вообще читать.

Вообще, когда ты автор — ты немножко бесправный. Так как издательство несет на себе практически все расходы, и они рискуют. Поэтому в основном они диктуют условия. Но у нас с ними сложился диалог. Возможно, если бы я начал отказываться или сопротивляться в каких-то моментах, то возник бы конфликт интересов. Но нам удалось прийти к компромиссу. Они вносили какие-то правки в текст, с какими-то я соглашался, с какими-то нет. Например, я люблю такой прием, как инверсия. У редактора более классический стиль. Понятно, что любому автору не очень нравится, когда в тексте «копошатся».

Насчет иллюстраций — у меня Алиса (супруга — прим. редакции) отлично рисует, у нее есть блог, где 60 тысяч подписчиков. Мы подумали: «А было бы прикольно, если бы у нас получилась общая, семейная книга». Я спросил у издательства, можем ли мы предложить свое оформление книги? На что мне сказали, что попробовать предложить можете, но далеко не факт, что получится. Но в итоге Алиса проиллюстрировала текст полностью сама, и издательство одобрило.

В конечном счете я потратил деньги только на корректора — небольшую сумму, так как объем был небольшой, и буквально это заняло один день. И это единственные затраты. Я как журналист не буду писать что-то, да еще и платить за это. Я привык, что мне платят за то, что я пишу.

Когда я написал свой текст и перечитал его — я был уверен, что все получилось искренне, хорошо. Автор должен любить свой текст, верить в него. Если понимаешь, что вышло не очень — то и другим тоже не «зайдет».

Антон Первухин дебютировал в мире литературы с книгой детских сказок

Артем Краснов, журналист, Челябинск:

— У автора есть два пути. Первый — обратиться в издательство. В России их круг — тех, кто работает с художественной литературой — ограничен. Это более классический путь, для тех, кто хочет стать серьезным автором. Сразу скажу, что, по моему мнению, этот путь практически тупиковый. Ты отправляешь рукопись и потом не знаешь, что делать, чтобы не просто получить какой-то отзыв по своему тексту — хотя бы просто ответ. Можно ждать от 3 месяцев и больше, хоть год. Некоторые издательства так и не отвечают вообще.

Второй большой путь — это самиздат, который гораздо более доступен. Так я сам публиковался на «Ридеро». Загружаешь на электронный портал текст, цепляешь обложку. Он проходит какое-то время модерацию на предмет, нет ли там запрещенных материалов, и затем публикуется. Затраты времени и средств практически нулевые.

Можно, конечно, напечататься в бумажном виде за свой счет, но затраты будут большие. Сама печать издания одной книги — где-то от 300 рублей, если на простой бумаге, в мягкой обложке. Если качество получше — уже 500–600 рублей, в твердой обложке — до 1 000 рублей. Если большой тираж, то выйдет чуть дешевле один экземпляр. Но это все равно очень дорого для большинства авторов. Какие-то дополнительные услуги — тоже большие затраты. Я как-то узнавал, сколько стоит выпустить свою аудиокнигу — вышло порядка 800 тысяч рублей (!). Да я за такие деньги профессионального актера найду и запись сделаю, или даже сам научусь выразительно читать.

Так что вопрос по поводу заработка на этом можно практически сразу снять. Раскрутка книги за счет вливания денег в самиздат — это скорее такое хобби для магнатов, которым скучно, захотелось развлечься или потешить свое самолюбие. Так что заработать вряд ли получится. Только если использовать первый путь и вас заметит издательство — но шанс очень мал. Такие случаи, конечно, бывают — Захар Прилепин, Алексей Иванов. Но это скорее исключения.

Лично я не собираюсь останавливаться, даже если мой текст не публикуют. Конечно, хотелось бы, чтобы прочитали как можно больше людей. Но тут, мне кажется, я уже исчерпал возможности, как продвигать текст. Есть три варианта, первое — реклама в соцсетях, блогах. Второе — было такое, что я упоминал текст в материалах своего издания, но этого, конечно, стараюсь не делать. Ну и третий — это сарафанное радио, самый эффективный способ. Но, мне кажется, уже все знакомые и знакомые знакомых текст прочитали. А как привлекать читателей со стороны, пока не знаю.

Мне кажется, сейчас авторов больше, чем потребностей в них. Пишут больше, чем читают. И потом, есть определенная доля удачи — сидят там 30 редакторов в одной комнате, читают эти рукописи без перерыва. Они просто устают и, может, не совсем объективно оценивают книги. Плюс, у них тоже есть свой вкус, свои предпочтения, свой уровень квалификации. Автор может сколь угодно считать себя гением, но у издательства подход исключительно прагматичный — что продается, то и публикуется. Если есть спрос на гениальность — ее будут публиковать. Если на что-то попроще — то это будут публиковать.

Артем Краснов и его «Блабериды»

Михаил Араловец, спортивный журналист:

— Я публиковал и документальную, и художественную литературу. Я как журналист имею представление о том, как работают крупные столичные издательства, и потому даже не пытался попасть туда. Это практически нереально. В челябинских издательствах вы можете опубликовать свою книгу — но за свой счет. Я издавал свою книгу на платформе «Ридеро» в электронном виде, а печатал на бумаге в челябинском издательстве при Союзе журналистов.

Публицистику я писал на заказ, за гонорар, так что единственные мои вложения здесь — мой труд. В электронном виде этих книг нет, только в печатном. А с художественной прозой сейчас заявить о себе практически невозможно, если ты провинциальный автор, у тебя нет протекции, если ты выходишь сам с первым произведением. Поэтому если у тебя нет спонсоров — все за свой счет. Насколько я знаю, так сегодня поступает большинство авторов.

На «Ридеро» я заказывал корректуру, редактуру. Хотя потом понял, что редактуру мог бы провести и сам, это был такой поучительный опыт. А за бумажной версией можно обращаться практически в любое издательство, там что угодно напечатают, любым тиражом — от одной книги до миллиона, если хватит денег. Это совсем не способ заработка. Моя вот книга не окупилась. Она продается, но довольно вяло. А зарабатывать на этом могут, может, 20–30 писателей в России — и те все из Москвы и Санкт-Петербурга. Нужно вращаться в этих кругах, иметь знакомства и спонсоров. Остальным же приходится работать где-то еще — так с большинством писателей, кого я знаю.

Итого: шанс урвать выигрышный билет минимален, но и не невозможен. В то же время, строить иллюзии, что ваш гениальный (пусть и правда гениальный) текст оторвут с руками, тоже не стоит. Оптимальный вариант — пробовать разные способы, не отчаиваться, совершенствоваться. Издаваться на платформах Самиздата. Можно попробовать выбрать и другой путь популяризации. Набирают обороты сервисы подписки — такие, как, например, Patreon, где вы можете вывешивать тексты кусками-главами. Может, у вас найдутся поклонники, готовые платить за доступ к продолжению. Такие варианты сегодня тоже встречаются среди молодых начинающих авторов. Попробовать можно — ведь и к некоторым успешным писателям успех шел годами.