Клик о помощи

Как челябинцы могут решать городские проблемы через интернет

Андрей Ткаченко

С приходом весны «всплыли» скрытые под снегом проблемы — ямы в асфальте, кучи мусора. Да и старые занозы никуда не делись — то фонари не горят, то дороги нормальной нет, то воды в кране... Но в последнее время у челябинцев появилась целая куча инструментов, чтобы работать с властями напрямую — и решать проблему не выходя из дома.

Во дворе одного челябинского дома зияют огромные дыры в асфальте (конечно, не в одном дворе такая картина, но речь — о конкретном случае). Жители вздыхают, мамочки с трудом преодолевают препятствия вместе с колясками. От жителей — сплошные жалобы и ругательства. А ведь управляющая компания недалеко... Но стоит ли идти туда и стучать кулаком? Сейчас у челябинцев появились разные способы обратить внимание ответственных лиц и структур на свои проблемы.

Многие ли из вас в курсе о существовании приложения «Госуслуги. Решаем вместе»? Я вот узнала не так давно. Вернее, сам ресурс постоянно попадался на глаза, но то, что есть специальное приложение, упрощающее подачу заявлений, стало открытием. Вещь, надо признать, удобная. Не нужно писать длиннющие портянки заявлений и обращений. И ждать «положенного законодательством срока». Он, на секундочку — 30 дней.

Такой баннер можно встретить на сайтах разных официальных органов

А тут все просто: сфоткал безобразие, прикрепил снимок, вкратце описал проблему, указал адрес — жди. Все этапы путешествия вашей заявки будут высвечиваться на экране — кто получил обращение, кому оно направлено, какая реакция поступила.

Это, конечно, не гарантирует стопроцентного решения проблемы, зато значительно упрощает сам процесс. Если раньше можно было оправдывать свое бездействие словами вроде: «Да ну, не хочу бюрократией заниматься, пороги обивать, бумаги собирать»; то сейчас все делается буквально в три нажатия кнопки. И шанс на позитивные изменения — повышается.

Я попробовала отправить сообщения о тех самых ямах в асфальте. И вот как это примерно выглядит:

Само обращение

И уведомление приходит практически моментально.

И последовавшая реакция

Теперь придется ждать, чем все закончится. Но оперативный отклик уже радует.

К чему этот разговор? Да к тому, что пора, пора активнее участвовать в жизни города и области. Своими голосами, своими кликами. Вот, к примеру, стартовало по России голосование за объекты благоустройства. Началось оно две недели назад. Участвуют в нем и территории Челябинска. Цифры, конечно, удручающие:

Скриншот голосования на портале 74.gorodsreda.ru

Люди, ну наши же скверы и парки выбираем! А потом начнется: «Мы не этого хотели, мы не это выбирали». Это ведь тоже форма взаимодействия жителей и власти. И сейчас есть все инструменты, чтобы высказаться и выстроить диалог с чиновниками.

Например, губернатор Алексей Текслер создал чат, куда можно посылать сигналы о «болевых точках». И тут нашлись недовольные: мол, лишний раз по ссылке придется переходить. Ну, для кого-то, видимо, это большая проблема, нежели разбитая дорога... А ведь глава региона с обращениями жителей работает очень активно. Давно работают и группы «ВКонтакте» — тот же «Текслер, помоги!», или «Красный блокнот». С чем туда только не идут:

«Живем в п. Бердяуш и который год боремся с пылью, гулять с детьми невозможно, сплошная пыль, дороги не поливают, я надеюсь что вы примите меры!»

«Добрый день, Алексей Леонидович. Просим Вас помочь оборудовать контейнерную площадку накопления твердых коммунальных отходов по адресу г. Озерск, ул. Бажова, 36».

«Очень прошу вас обратить внимание на наш поселок Новосинеглазово. Дорог нет, выезды из дворов просто ужас! Тротуаров нет, а те, что есть, просто невозможно использовать по назначению, особенно после дождя».

И, что характерно, людям отвечают. Министерства, администрации городов и районов, управления и комитеты. Да, проблему не всегда можно решить откликом в сети. Но: обратить на нее внимание точечно — это уже первый и важный шаг. Ничто ведь не мешает повторить запрос? Если с первого раза не очень сработало.

Сейчас появилось много способов сообщить о проблеме путем пары кликов

Часть проблем вполне успешно решается. И очень даже оперативно:

«Добрый вечер! На углу дома по ул. им. М.С Урицкого, 25, г. Златоуст, где проходит дорожка к школьной территории, образовались дыры, уже давно! Плиты разрушены, торчат железные штыри! Фонарей там нет, темно, дети идут в школу. Очень опасное место! Помогите решить проблему», — пишет Татьяна.

Запрос взяли в работу, и буквально через несколько дней жительница комментирует снова: «Красный [блокнот], выражаем благодарность за оперативное решение нашей проблемы! Теперь можно безопасно ходить детям!».

Бывает, конечно, и разочарование...

«Почему в г. Троицке две сети газовых АЗС Гарант и М-газ состоят в постоянном картельном сговоре и держат одинаковые завышенные цены на газ, а именно 23,9 рублей, хотя в соседнем Южноуральске на АЗС Гарант газ стоит 20,4 рублей. Прошу организовать проверку данных АЗС антимонопольной службой», — обращается южноуралец.

Красный Блокнот отвечает:

«Василий, добрый день! По данному вопросу Вы можете получить необходимую Вам информацию по телефону горячей линии Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области: (351) 263-88-71, (351) 263-18-39».

«Как обычно, отписались, спасибо, очень „помогли“, ничего в этой стране не поменяется». Се ля ви. Конечно, стоит понимать, что тот же «Красный блокнот» не решает проблемы сам — это лишь инструмент, который привлекает к решению проблем другие структуры и подсказывает южноуральцам, куда обратиться.

Еще раз — мы все прекрасно понимаем, что по одному клику любая проблема не решится. Конечно, нет. Но радует сам факт, что государственные и муниципальные структуры становятся все более открытыми. Стало действительно проще обратить на проблему внимание. Шел по улице, увидел сломанный забор — и тут же создал обращение. Достаточно иметь желание что-то изменить — и доступ к цифровым ресурсам.

Ну и нужно понимать простые принципы.

Жалобы на подорожавшую офисную бумагу (а такие тоже встречаются) — немного не по адресу, это не в компетенции муниципальных властей. Построить новый детский сад или поликлинику — вопрос времени и огромных ресурсов. А вот сообщить о сгоревших фонарях, испорченном благоустройстве или не вывезенной помойке — можно. Сообщения должны быть лаконичные, но по делу. Точный адрес, фото и четкая формулировка проблемы. И дальше — ждать результата. Не дождались реакции? Повторить! А вот если сидеть и ничего не делать, или, наоборот, спамить непонятными сообщениями без конкретики — то лучше точно не станет.