Спасите наши уши!

Как бороться с уличным радио и аудиорекламой, которые терроризируют жителей Челябинска

Андрей Ткаченко

Звуковая реклама на городских улицах раздражает жителей Челябинска уже почти добрый десяток лет. Парк Пушкина и парк Гагарина, сквер на Алом поле, Кировка, аллея рядом с ЮУрГУ — все эти замечательные места для прогулок и отдыха давно заполонились звуками уличного радио вперемешку с навязчивой и абсолютно бесполезной аудиорекламой.

Горожане страдают, однако нормы не нарушены

От резких звуков просыпаются в колясках малыши, не расслабляются уставшие после работы люди или пенсионеры, а студенты не могут сосредоточиться на учебном процессе. Одним словом — из-за огромного звукового давления испытывают стресс абсолютно все. Складывается ощущение, что горожан пытают музыкой, прямо как в некоторых американских или иракских тюрьмах. Однако не все челябинцы готовы мириться с таким положением дел. Некоторые стараются всеми доступными способами донести до властей, что это явление стало настоящим бичом нашего цивилизованного общества.

Дарья Щелочилина — неравнодушная челябинка, которая год назад создала петицию на сайте Change. org против аудиорекламы в Челябинске. Петиция собрала пару тысяч подписей. Однако этим дело и закончилось.

Дарья Щелочилина создала петицию против уличной рекламы в Челябинске

«После петиции был большой отклик от горожан, люди оставляли комментарии, присылали видеозаписи. Мы смогли создать общественный резонанс, но, к сожалению, это ни к чему не привело», — рассказывает Дарья.

Сама Дарья живет на северо-западе, недалеко от гипермаркета «Ашан». И целые сутки в открытое окно ее квартиры влетают раздражающие звуки рекламы компании «Азбука», которые не дают ни ей, ни ее матери-инвалиду спокойно отдохнуть и расслабиться: «От представителей „Азбуки“ поступало много отговорок — что они просто тестируют систему, проверяют уровень звука, и через какое-то время все станет намного тише, спокойнее и приятнее. Однако потом компания установила новые громкоговорители, и с тех пор начался ад. Кажется, что работники убавляют уровень громкости только после жалоб, но спустя некоторое время все становится прежним».

Представители компании заказывали независимую звуковую экспертизу, после которой выяснилось, что они не нарушают установленные законом санитарные нормы. Дарья обращалась с жалобами в УФАС и городскую администрацию, но всегда получала один и тот же ответ: санитарные нормы не нарушены, а сама система работает для оповещения граждан информацией от официальных ведомств — МВД и МЧС. Но никто и никогда этих обращений не слышал.

«Само по себе наличие такой рекламы абсолютно не оправдано. К тому же те компании, которые заказывают себе аудиорекламу, зарабатывают негативный отклик. Могу твердо заявить, что мы никогда не будем пользоваться их услугами, ведь это — абсолютно циничное отношение к своим потенциальным покупателям», — отмечает челябинка.

Уличное радио вызывает стресс

Но если одни горожане могут оградить себя от раздражающих звуков, обходя стороной любимые парки и скверы, то что делать тем, кто живет в непосредственной близости от громкоговорителей, замолкающих лишь поздним вечером?

Сквер на Алом поле — любимое место отдыха многих горожан и гостей города

Ольга Васильевна Терехина — пресс-секретарь Челябинской областной детской клинической больницы и уважаемый журналист Челябинска, которая почти 40 лет своей жизни посвятила профессии. Она живет в доме, который расположен в самом центре города — на перекрестке улиц Красной и проспекта Ленина. Окна ее квартиры смотрят прямо на памятник Орленку. В середине июля 2018 года вдоль всего проспекта Ленина — от улицы Красная до Лесопарковой — появились громкоговорители, которые не дают теперь спокойно прогуляться по красивой и уютной аллее. По словам Ольги Васильевны, навязчивый гул мешает открывать окна, отдыхать и даже разговаривать с родными.

Ольга Терехина почти 40 лет своей жизни посвятила журналистике

«Мало того, что сам перекресток шумный, так теперь еще и музыка гудит постоянно. Мне не нужны эти навязчивые непрекращающиеся звуки, я хочу, чтобы было тихо. К тому же ко мне в гости часто приходит внук, который спит днем. И каждый раз мне приходится „заколачивать“ окна, чтобы ему ничего не мешало. Кроме того, сам сквер на Алом поле — это островок безопасности, который должен смягчать воздействие от автомобильного шума. Но теперь и он стал источником негатива и надоедливых, абсолютно никому не нужных звуков аудиорекламы, которая не несет в себе никакого смысла», — делится своими эмоциями Ольга Васильевна.

Звуковая реклама негативно влияет на учебный процесс в Южно-Уральском государственном университете

Не обошла проблема стороной преподавателей и студентов Южно-Уральского государственного университета. Так, по словам преподавателя Глеба Радченко, музыка слышна практически во всех корпусах учебного заведения.

«Музыка мешает проводить заседания, учебные лекции, научные мероприятия. Звук доходит даже до корпуса 3Б, который стоит на углу проспекта Ленина. Громкость динамиков настолько мощная, что звуки без проблем долетают до верхних этажей здания», — рассказывает преподаватель.

Очевидно, что непрерывное звучание громкой музыки, которую обычный горожанин не может ни выключить, ни убавить, негативно влияет на психологическое состояние, из-за чего люди испытывают неимоверный стресс.

Из-за непрерывной громкой музыки люди испытывают большой стресс

«С одной стороны, шум в окружающей среде — это то, к чему человек легко адаптируется. Например, мы не обращаем внимания на звуки автомобиля или трамвая на дороге — равномерный шум города становится привычным (не зря жители домов рядом с железнодорожным вокзалом не испытывают особого дискомфорта). Но когда звуки становятся экстремальными по силе, громкости и стабильности, а реклама — чрезмерно навязчивой, у человека возникает огромное психологическое раздражение и протест. Это, в свою очередь, вызывает стресс», — комментирует Михаил Беребин, заведующий кафедрой клинической психологии высшей медико-биологической школы ЮУрГУ.

Как отмечает специалист, подобное раздражение может спровоцировать повышение артериального давления, негативные изменения в работе сердечно-сосудистой системы и прочие серьезные заболевания.

«В большом городе человеку важно быть наедине с самим собой, иметь возможность прийти в парк, чтобы послушать пение птиц и журчание фонтана. Но мы не можем расслабиться от стресса, потому что любимая всеми Кировка превратилась в урбанистический объект, а цивилизация захватывает наше личное пространство», — говорит Михаил Алексеевич.

Кировка раньше была главной пешеходной артерией Челябинска

Нужны поправки в федеральный закон

По словам Георгия Акмена, активиста движения «Гражданский патруль» и музыкального промоутера, организующего концерты иностранных джазовых исполнителей в нашем городе, главная проблема заключается в том, что в федеральном законе о рекламе нет ни слова об аудиорекламе и ограничении ее вещания на городских пространствах.

«Сейчас в наших планах донести информацию об этом до депутатов Государственной Думы. Мы очень надеемся, что сможем до них достучаться и они примут поправки в федеральный закон по рекламе. Однако все-таки существуют некоторые ограничения на уровень громкости звука в жилых и рабочих помещениях. Практически никто об этом не знает, но за помощью можно обратиться в Роспотребнадзор», — рассказывает Георгий.

Если уровень громкости рабочего оборудования превышен, его обязаны уменьшить до установленных нормативов

Данную информацию подтвердил «Челябинскому обзору» источник, пожелавший остаться анонимным.

«Замеры шума от оборудования на соответствие санитарным нормам — обычная процедура. Она осуществляется для корректировки уровней шума и проводится на основании требований санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96 „Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы“. Для уличных источников шума замеры могут проводиться как в квартирах, офисах, кабинетах, так и на придомовых территориях, территориях офисов, больниц и прочих. Если жители чувствуют, что шум от какого-либо источника превышен и мешает, он может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Жалобу рассмотрят, при технической целесообразности назначат лабораторную экспертизу и на основании ее результатов, при наличии превышений санитарных норм, выпишут предписание владельцам оборудования. Если уровень шума превышен, его корректируют до нормативного значения. Кроме того, любой житель может провести замеры самостоятельно, обратившись в независимую аккредитованную акустическую лабораторию, и при выявлении превышений обратиться в Роспотребнадзор с уже готовыми результатами».

Однако, пожалуй, самым эффективным, но трудозатратным способом борьбы с этой проблемой станет коллективное обращение в суд.

«Если есть желание прекратить это безобразие, придется заниматься решением проблемы достаточно настойчиво, — рассказывает изданию „Челябинский обзор“ анонимный источник. — Нужно собирать группу инициативных людей, чтобы составить коллективный иск и обратиться с ним к профессиональным юристам. Мало кто знает, но у нас есть положительный пример такой борьбы — граждане добились ликвидации огромного светового экрана на здании завода „Прибор“. Исправить ситуацию вполне реально, нужно только приложить к этому много усилий. Думаю, в стороне не должно остаться равнодушных граждан, ведь, по сути, в данном случае нарушаются права человека на благоприятную окружающую среду».