Сколько ты стоишь?

Как блогинг становится профессией

Анна Минина

Седьмого июня в жизни челябинской блогосферы случилось знаковое событие: Наталья Краснова задала вопрос Владимиру Путину о судьбе профессии блогера как таковой. «Челябинский обзор» изучил, как идут дела у блогеров-выходцев из столицы Южного Урала, и решил, что вообще все будет хорошо.

Разумеется, само по себе словосочетание «блогер из Челябинска» выглядит несколько нелепо. В аккаунте нет штампа о прописке, а вести его можно из любой точки планеты, были бы техника да хороший интернет. Более того, темы, популярные в сегодняшней блогосфере, как правило, не имеют никакой региональной привязки. Но все же мы решили локализовать тему настолько, насколько это возможно.

Итак, у бьюти-богини и клоуна (так она сама себя называет) Наташи Красновой 1,7 млн подписчиков в инстаграме. У Сони Гудим, в 2015 году назначенной послом ЖЖ в Челябинске, а затем раскрутившейся и на других площадках, в инстаграме 23,6 тысяч подписчиков. Выпуски шоу «Вписка» на YouTube, одним из авторов которого является челябинец, журналист Василий Трунов, собирают до 1,7 млн просмотров при 244 500 подписчиках. Любовь Соболева, уроженка Челябинска, написала две книги о раскрутке в Инстаграме, а ее рабочий аккаунт имеет более 1 млн подписчиков. В общем, нашему городу есть что внести в историю блогинга.

«В Инстаграме важны не лайки, а количество обратных реакций»

На самом деле, в вопросе Натальи Красновой президенту содержится некое лукавство. Девушка спросила, когда блогинг, который сегодня вроде как не профессия, «несчитово», станет признанным видом деятельности. Владимир Путин отреагировал грамотно: во-первых, похвалил Краснову за то, что в 38 лет она так хорошо выглядит, во-вторых, продемонстрировал знание специфики заработка в соцсетях, отметив, что «все знают, что блогеры зарабатывают за счет рекламных денег. Поэтому не важно станет ли блогинг отдельной профессией или нет». Между тем, заработок в Инстаграм давно превратился в работу: как еще назвать необходимость постоянно обновлять контент, общаться с аудиторией, выдерживать натиски конкурентов и продвигать личный бренд?

Видеблогер Наташа Краснова получила комплимент от Путина

За семь лет Инстаграм из специализированного портала для фотографов и хипстеров перевоплотился в хорошо отлаженную машину для зарабатывания денег. Это огромное море, в котором плавают сотни тысяч площадок, на которых рекламируют одежду, косметику, продукты, светильники, автомобили, макияж, тряпичных кукол, шарикоподшипники, стоматологические услуги, прически, похоронные бюро и вообще все, что имеет хоть какую-то ценность в глазах обывателя.

— Скорость раскрутки аккаунта в Инстаграме зависит от трех факторов: тематика, виральность и бюджет, — говорит Любовь Соболева, соучредитель агентства PR cafe, автор книг «Феномен Инстаграма. Как раскрутить свой аккаунт и заработать» и «Феномен Инстаграма 2.0». — Виральность — это способность контента распространяться самостоятельно, без участия веб-мастеров и оптимизаторов. Например, та же Наташа Краснова записывает вайны (короткие видеоролики — прим. редакции), и люди сами подписываются на эти видео, потому что эта ржака поднимает настроение. А есть так называемые полезные, деловые аккаунты. Их могут вести врачи, юристы, стилисты и. т. д. Так вот: самостоятельный прирост без бюджета есть только у вайнеров и у звезд, остальных надо продвигать. Раскрутить аккаунт до нескольких десятков тысяч подписчиков самостоятельно можно и за месяц, если вы вайнер и участвуете в гивах (совместные конкурсы с другими блогерами, в которых каждый из участников получает подарок, а владельцы аккаунтов — новых подписчиков, — прим. редакции) и марафонах. Бюджет на эффективную раскрутку делового аккаунта сегодня составляет от 100 тысяч рублей. Срок — от пары месяцев до полугода.

Любовь Соболева, уроженка Челябинска, специалист по продвижению в Инстаграм.

С какого же момента ваш профиль в Инстаграм может стать площадкой, представляющей коммерческий интерес для потенциальных рекламодателей? «Да хоть с тысячи подписчиков, если это тематический аккаунт, — уверяет Любовь Соболева. — Допустим, вы выращиваете иван-чай — тогда какой-нибудь травник с аудиторией в 3 000 человек вам интересен как рекламная площадка. Но если мы говорим о каком-то весомом доходе, то в вашем профиле должно быть от 100 тысяч подписчиков».

Количество лайков при этом особой роли не играет, подчеркивает эксперт. «А вот количество комментариев, их тональность — это прямой показатель раскрученности аккаунта. 100–200 комментариев на каждый пост в хорошем аккаунте, в котором от 100 тысяч подписчиков, должно быть обязательно», — уточняет Соболева.

Самый животрепещущий вопрос — каков прайс на рекламу в Инстаграме? Сегодня рынок более-менее сложился, и уже можно оперировать примерными цифрами. «Если у инстаблогера миллион подписчиков, то рекламный пост в его аккаунте стоит не меньше 100 тысяч рублей. Сториз — тысяч сорок. Если у человека 500 тысяч подписчиков, то пост стоит 50–70 тысяч рублей. Если 300 тысяч — то, как правило, 30–50 тысяч рублей. При аудитории в 50 тысяч подписчиков цена поста в 10–15 тысяч рублей вполне адекватна. У звезд реклама стоит дороже. Селебрити берут от 100 тысяч до 3 млн рублей, в среднем цена за пост у звезды варьируется в пределах 200–400 тысяч рублей», — приводит цифры Любовь Соболева.

У Наташи Красновой, напомним, 1,7 млн подписчиков. Она участвует в гивах, активно рекламирует. В принципе, с такой базой для монетизации можно не слишком переживать по поводу хейтеров, которые ополчились на блогера после вопроса президенту. Чего только ни написали Красновой в комментариях — и про тупость и неуместность такого вопроса от челябинки, и про экологию и падение доходов, и про то, «сколько ж взяла, чтобы спросить президента о немыслимой чуши»... Нашлись, впрочем, и здравомыслящие люди, которые напомнили, что популярный блогер — это уже не совсем челябинец, и его волнуют немного другие вопросы.

Сколько денег на YouTube?

В сети немало информации о заработках самых популярных блогеров самого популярного в мире видеохостинга. Мы решили представить вам, к примеру, вот этот топ — по версии Российского исследовательского агентства блогеров (РИАБ) на вторую половину 2017 года (доход указан за эти шесть месяцев):

  1. Wylsacom — делает обзоры гаджетов, приложений. 5 695 879 подписчиков. 27 млн 920 тысяч рублей.
  2. Амиран Сардаров. Дневник Хача. 2 776 515 подписчиков. 27 млн 300 тысяч рублей.
  3. Николай Соболев. Тренды интернета. 4 460 717 подписчиков. 26 млн рублей.
  4. Юрий Дудь. Цикл интервью. 3 223 094 подписчика. 17 млн 600 тысяч рублей.
  5. Саша Спилберг. Влоги. Стиль жизни. Песни. 5 988 076 подписчиков. 17 млн 450 тысяч рублей.
  6. Oblomoff. Кулинарный блог. 2 668 441 подписчиков. 14 млн 500 тысяч рублей.
  7. Мари Сенн. Смешные скетчи. 3 026 170 подписчиков. 11 млн 550 тысяч рублей.
  8. Стас Давыдов. This is Хорошо. 5 948 293 подписчика. 9 млн 300 тысяч рублей.
  9. Катя Клэп. Стиль жизни. Бьюти. 6 224 183 подписчика. 9 млн 190 тысяч рублей.
  10. Марьяна Рожкова. Бьюти-блогер. 6 331 853 подписчика. 8 млн 500 тысяч рублей.

Разумеется, надо учитывать, что и при раскрутке на YouTube (равно как и в Инстаграм) нужен некий начальный капитал. Но эти расходы, разумеется, очень сильно зависят от специфики блога. Вот что говорит об этом уроженец Челябинска, в прошлом известный журналист местной «Комсомольской правды» Василий Трунов, который уже год снимает «Вписку» (реалити-шоу с популярными музыкантами, спортсменами, блогерами) в разных частях света: «Расходы на шоу не глобальные. Мы живем в хостелах (или на вписках), летаем на лоукостерах. Технику берем у друзей из ренталов по минимальным расценкам. В среднем каждый выпуск стоит от 30-ти до 70-ти тысяч рублей в зависимости от логистики — если нужно лететь в Европу или в условную Алмату, то, естественно, расходы увеличиваются».

Кроме того, подчеркивает Трунов, в случае со «Впиской» не потребовалось никаких расходов непосредственно на раскрутку самого канала: «Мы стартовали с крутых героев и сразу зашли в индустрию со свежим форматом. „Пока все дома“ нашего времени. Люди подписываются сами».

Василий Трунов, один из авторов проекта «Вписка_ШОУ» на YouTube.

Мы деликатно задали Василию вопрос о заработке, но он так же деликатно ушел от прямого ответа (и мы его понимаем): «Заработок видеоблогера в YouTube напрямую зависит от количества подписчиков и просмотров. Но между этими цифрами нет четкой, прямой корреляции. У той же „Вписки“, к примеру, подписчиков чуть более 244 тысяч, а количество просмотров порой переваливает за 1,5 млн. И у нас фактически каждый ролик набирает просмотров больше, чем есть подписчиков на канале. У шоу хорошая глубина просмотра, поэтому YouTube сам нас подсовывает в рекомендованное», — поясняет Трунов. Реклама во «Вписке» появилась, начиная с пятого выпуска, с шестого — за живые деньги. Сейчас с рекламодателями общаются агенты, иногда продает и сам автор проекта. «Люди, набирающие от 300–400 тысяч просмотров на YouTube в среднем берут за рекламу от 100 тысяч рублей. Чем качественнее контент при этом, тем он дороже. А еще рекламодатель всегда просит демографию: чем старше аудитория, тем дороже будет реклама, и ты будешь интересен более крутым брендам», — дает Трунов деловой совет потенциальным и начинающим видеоблогерам.

Серо-белый рынок

Легальность заработка блогеров — вопрос, который теперь, после короткого диалога Красновой с Путиным, скорее всего, начнет ощутимо волновать и Правительство РФ.

— На самом деле, этот рынок последние пару лет легализуется. У большинства крупных инстаблогеров давно есть ИП, на которые они готовы принимать платежи от рекламодателей, — комментирует Любовь Соболева. — Более того, в Инстаграм сейчас зашли крупные бренды, которые, естественно, настаивают на оплате на юрлицо. Более мелкие рекламодатели, продавцы сумок, тортов, хенд-мейда, конечно, могут переводить деньги просто на карту, без возни на документы. Но сказать, что на рынке до сих пор процветают серые схемы, уже нельзя.

Кстати, за легализацию и сами блогеры. Пусть порой пока и только на словах. «Меня неоднократно обманывали, когда я рекламировала местные товары, — сообщила „Челябинскому обзору“ популярная в некоторых кругах девушка, прокачивающая в своем инстаграм-профиле ЗОЖ- и бьюти-тему при четырех тысячах подписчиков. — Один раз вместо денег дали одежду, причем не моего размера. В другой раз сослались на плохое качество съемки и вообще не стали платить. Как минное поле — работают только хорошие личные взаимоотношения, более ничего. И пока у тебя нет хотя бы пары десятков тысяч подписчиков, репутационный момент тоже не работает».

«Риск обмана есть, — подтверждает еще один наш собеседник, тоже пожелавший остаться неназванным. — Но только если ты работаешь на честном слове. Если работать на 100%-ой оплате рекламы до запуска ролика, то все хорошо. Что касается отсутствия ИП, то это, в целом, не проблема, есть вполне легальные способы выводить деньги, оплачивая при этом налоги. Например, через систему Solar Staff (генподрядчик при расчетах с исполнителями-физлицами — прим. редакции)».

Как видим, блогинг уже стал профессией и без разрешения «сверху». Тем, кто хочет на этом зарабатывать, стоит ответить себе на два вопроса: хватит ли у них сил продавать, по сути, самих себя и делать это фактически круглые сутки (хейтеры не дремлют никогда) и сколько на самом деле стоит отказ от частной жизни. И все. Остальное для того чтобы стать профессиональным блогером — схемы, механизмы, технологии — уже готово.