В каком Челябинске нам жить?

К обсуждению стратегии развития города подключилась молодежь

Разработка стратегии развития Челябинска перешла на новый этап. Власти города пригласили к диалогу представителей общественности и бизнеса. Отдельное внимание уделили голосам челябинского студенчества. Логика очевидна: эстафету поколений в Челябинске сегодня принимают именно те, кому здесь жить и работать в ближайшие десятилетия.

От теорий — к практике

Обратимся к краткой предыстории. Комитет экономики администрации Челябинска инициировал разработку стратегии развития города. Рассчитана она на период до 2035 года. Цель стратегии — выработать четкие критерии позиционирования Челябинска, определить устойчивый образ города и его дальнейшие перспективы.

Роль ответственного координатора в этом проекте закреплена за Агентством инвестиционного развития (АИР) Челябинска. Партнерами в профессиональной оценке проекта на данном этапе выступили эксперты и ведущие специалисты в области исследований проблем территориального маркетинга. До конца нынешнего года им предстоит завершить этап аналитической подготовки и сбора актуальной информации.

Активируем обратную связь

К середине сентября эксперты провели в режиме открытого диалога целый ряд консультаций и дискуссий с участием руководства крупных предприятий Челябинска, с представителями малого и среднего бизнеса, сферы образования и культуры, а также с журналистами и общественными активистами. 27 и 28 сентября аналогичные встречи провели с представителями широких кругов челябинской молодежи.

Встреча экспертов со студентами: нужно узнать, насколько серьезный интерес челябинская молодежь проявляет к будущему родного города. 

Одним из специалистов, принимавших участие в работе экспертного звена, был управляющий партнер в России и СНГ Service Design Agency, консультант по проектированию потребительского опыта и впечатлений, эксперт по дизайну услуг и краткосрочному брендингу Роман Золин (Санкт-Петербург). Он же контролировал отдельный аспект работы по проведению углубленных интервью с респондентами.

Серию открытых встреч с молодым поколением челябинцев на нескольких дискуссионных площадках провел Константин Гаранин (Москва). Ему принадлежит статус эксперта в Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации, он является руководителем Центра территориального маркетинга, автором и куратором курса «Маркетинг территорий» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. Константин известен также как основатель крупнейшей российской краудсорсинговой компании «Citycelebrity» и лучший директор по маркетингу территорий 2016 года по версии Ассоциации коммуникативных агентств России.

Как долго ждать перемен — вот один из главных вопросов у молодого поколения.

Экспертам предстояло выяснить, насколько сильно челябинская молодежь связывает свое будущее с будущим родного города. А юному поколению пришлось искать ответы на множество вопросов. На некоторые вещи, как и предупреждал модератор, благодаря конкретным примерам из жизни пришлось посмотреть с несколько неожиданной стороны.

Например, с точки зрения маркетинга территорий, выбор людьми места жизни и работы формирует самый настоящий рынок спроса и предложения. А значит, есть механизмы и методы, позволяющие этим рынком управлять.

Перспективы любой территории определяются не только количеством жителей, но и качеством людского потенциала. Небольшому норвежскому городку Киркенес в считанных километрах от границы с Россией «светила» вполне реальная перспектива угаснуть в статусе депрессивного захолустья. Однако инициатива всего нескольких жителей за несколько лет превратила Киркенес в культурный центр, известный далеко за пределами государств Баренцева географического пояса.

Уже давно за место под солнцем конкурируют не столько страны, сколько — сами люди, являясь обладателями востребованных профессиональных и прочих навыков. С другой стороны, если люди покидают регион — значит, есть места, лучше отвечающие их потребностям и запросам. С этой точки зрения юным челябинцам предложили спросить самих себя о том, чего не хватает сегодня нашему городу и что молодежь хотела бы здесь изменить. А главное — насколько активно молодые люди готовы участвовать в этих изменениях и как долго готовы ждать результатов.

Энергии у нашей молодежи хватает, главное — знать, в каком направлении будет верно сделать дальнейший шаг

У Южного Урала есть своя специфика, свои уникальные черты, но есть и немало факторов, над которыми будущим поколениям предстоит хорошенько поработать. Пожалуй, чаще всего сегодня звучат вопросы к сфере экологии или к имиджу региона «суровых мужиков». Впрочем, отрадно, что позитива и гордости за свою малую родину здесь тоже хватает. По мнению экспертов, теперь нужно понять, хватит ли сил и терпения у молодых, чтобы они смогли не просто реализовать свои планы, но и довести задуманное до эффективного результата.

«Челябинский обзор» с разрешения собеседников делится первыми наблюдениями о прошедших встречах с молодым поколением.

Слово — экспертам

Леонид Вахрамеев (Челябинск)
Председатель совета директоров компании «Интерсвязь»

На мой взгляд, никто и ничто не мешает нам сделать жизнь Челябинска и челябинцев лучше. Я считаю, что в этом плане решающий голос должен быть за молодежью. Поскольку прежние поколения, и это не секрет, живут в старой, «виртуальной» реальности — рассуждая категориями той же эпохи СССР, к примеру. Живут в той действительности, которая не повторится больше никогда. А молодежь живет в современном мире, и слушать нужно сегодня голос молодых. Я пришел сюда, чтобы послушать голос молодежи.

Леонид Вахрамеев

Мне понравилось мнение, которое прозвучало из уст одного из участников дискуссии. Мнение такое: «визионеров» у нас в Челябинске в избытке — у нас «делателей» не хватает. Полагаю, речь тут идет об исполнителях. Лично я не имею ничего против того, чтобы стать «делателем» — и я пришел послушать «визионеров». Готов поддержать те мысли, которые понравятся. То, что, как говорится, ляжет на душу. Неважно, будут ли это проекты в спорте, волонтерском движении или в чем-то еще. Поскольку ориентированы мы очень широко, то рады будем любой здравой идее.

Дмитрий Довбня (Челябинск)
Генеральный директор ООО «РИА «Иероглиф» и президент НКГ «Иероглиф». Председатель Комитета по содействию развития территории для внутреннего туризма Челябинского областного отделения «Опора России». Специалист в сфере маркетинга, PR и рекламы, бизнес-консультант

Темой разработки стратегии Челябинска серьезно занимаются уже не первый год. Изначально нужно было понять: от чего в целом мы должны отталкиваться и в каком направлении вообще нам двигаться. Делать первые шаги нам помогали эксперты из Британской высшей школы дизайна, имеющие компетенции в нескольких отраслях. Для них это тоже был своеобразный практический опыт, а для нас — некая первичная информация, полезный взгляд со стороны.

Можно сказать, что определенного понимания в местном экспертном сообществе мы достигли. Теперь пришла пора реализовать очередной этап в разработке стратегии. Приглашены крупные эксперты федерального уровня, с помощью которых мы начнем работу по формированию конкретного технического задания. А уже затем это техническое задание мы представим на совместную оценку органов власти, местного бизнес-сообщества и представителей общественных организаций. Разумеется, активной позиции отдельных жителей мы тоже будем рады: ведь стратегия как раз и создается непосредственно для города и горожан.

Дмитрий Довбня

Вместе с тем, люди должны понимать, что прийти к стопроцентному согласию в таких вещах крайне трудно. Например, уже сейчас мы видим, что представления о горизонтах планирования у челябинцев разные: кто-то оперирует величиной в пять-семь лет, кто-то в 15 лет, а кто-то уже в 30 лет. Это нельзя назвать каким-то неразрешимым противоречием; с точки зрения экспертов — это просто один из «говорящих» признаков некоей «горячей» проблемы, для которой необходимо найти эффективное решение.

Как и в любой публичной дискуссии, острых вопросов при обсуждении стратегии вряд ли получится избежать. Но это и хорошо: именно в активном диалоге способен определиться наиболее разносторонний и объективный вариант.

В идеале те решения, к которым мы приходим, в комплексе должны не противоречить друг другу, а дополнять друг друга, чтобы при достижении главной цели получился синергетический, усиливающий эффект. Хотел бы подчеркнуть, что в процессе разработки стратегии эксперты не являются стороной, предлагающей некий готовый и бескомпромиссный вариант. Задача экспертов — определиться с методологией и на ее основе действовать в качестве модераторов, ведущих. Жители, власть, бизнес, общественники — вот кто настоящие создатели стратегии.

Константин Гаранин (Москва)
модератор дискуссионных мероприятий

Молодежь проявляет желание что-то изменить вокруг себя. Да, некоторый негатив в реакции на наблюдаемые события в вашем городе очевиден. Но если говорить в целом, глобально — то, на мой взгляд, повестка создается позитивная.

В Челябинске молодежь реагирует и размышляет такими же категориями, как в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Уже сейчас понятно, что молодые люди не готовы долго ждать перемен к лучшему. Рассуждают так: либо мы сейчас идем и что-то делаем — либо нас здесь не будет.

Надо понимать, что территории быстро не меняются. Для изменений требуется комплекс долгосрочных стратегических задач. Вместе с тем, важен и некий запас средств, которые помогают продемонстрировать изменения на краткосрочных отрезках. Чтобы люди — в первую очередь, молодые, поскольку у нас речь о молодежи — видели процесс, наблюдали динамику. И благодаря этому не переходили грань между оптимизмом и доверием в ожидании перемен и отрицанием, пассивностью.

Константин Гаранин

Я не случайно привожу на встречах пример из прошлого, когда молодежь дружно ехала строить БАМ. Тогда люди были уверены в том, что даже если они десять лет будут строить эту магистраль, то их дети будут жить хорошо. Сейчас — другая эпоха. Сейчас молодежь живет в другом пространстве-времени. Это не претензия к молодежи вообще, это означает, что жизнь изменилась, картина мира изменилась. И социологи говорят, что эти изменения идут по всему миру.

Формула «делаем, делаем, делаем — но пока не получается» молодежи не нужна, подобные формулы «убивают» все желание участвовать в процессе перемен. Увидим ли мы готовность людей ждать не в расчете на результат через ближайшую пятилетку, а в расчете на десять лет и более? Пока не могу сказать, поскольку именно это предмет нашей настоящей работы. Сейчас идут только первые встречи, диалоги. Понятное дело, на этом мы не останавливаемся, будем общаться и дальше, получать обратную связь. Самое главное на данном этапе — увидеть и общее, и личное, чтобы найти в дальнейшем конкретные решения для конкретных людей. Для тех, кто живет в Челябинске здесь и сейчас.

В этом и заключается основная цель: должна получиться стратегия не абстрактная, которая просто ляжет «в стол» — а стратегия живая, основанная на реальных нуждах и представлениях людей.

Важен каждый голос

Городские власти уверены в том, что к обсуждению стратегии развития столицы Южного Урала хотели бы присоединиться все неравнодушные жители города. Стать участником мероприятий по разработке нетрудно: для этого достаточно обратиться в Агентство инвестиционного развития города Челябинска.