Инфраструктура

Матвей Кондрашов

Главный редактор

Бум, шмяк, бряк, тарарах. Пассажиры авто шарахаются из стороны в сторону, пятая точка начинает безжалостно ныть. И речь при этом не о ралли «Париж-Дакар», после которого водителей приходится собирать заново, а о переездах трамвайных путей на челябинских перекрестках. Что с ними не так? Помчим ли однажды с ветерком?

На вопрос: «Что в Челябинске выдающегося?», можно смело отвечать: «Трамвайные перекрестки». Рельсы выдаются так, что преодолеть их можно либо крадучись, либо на полной скорости... в автосервис, на диагностику подвески.

Перекресток проспекта Победы и улицы Каслинской, пожалуй, одно из ярчайших тому подтверждений. Светофор в направлении Северо-Запада горит зеленым свыше 60 секунд, но преодолеть несколько метров пути успевают всего 5–6 машин. Такая же история на перекрестке улиц Карла Маркса и Российской. Да что говорить, редко перед каким переездом не приходится притормаживать и преодолевать расстояние крадучись.

Редко какой перекресток в Челябинске приходится преодолевать не крадучись

Почему? Да понятно, почему. Кому захочется с наскоку бросаться на это железо-асфальто-плиточное месиво, которое еще и все в дырах? Поэтому со скоростью черепахи, стараясь хоть как-то объехать наиболее лютые дыры, этот путь преодолеваем, преодолева-а-а-а-а-а-а-а-а-ем. Вот уже и красный горит, а часть автомобилей еле середину пути преодолели. Одни не закончили движение, другие еще не могут тронуться. Особо разгневанные сигналят. Другие в ответ клеймят непечатным из окон. Не перекресток, а шум, гам, тарарам.

Как следствие — пробки. В общем-то, парадокс для города с одними из самых широких дорог в стране. Причем мало того, что у автомобилистов сложности, как проехать по раздолбленной дороге, это же еще и вопрос экологии. Раз через перекресток могут проехать мало машин, а большинство вынуждены стоять, соответственно, на участке скапливаются выхлопные газы. Вред атмосфере, вред людям, которые вынуждены этим дышать.

Из-за удручающего состояния перекрестков на дорогах скапливаются пробки

Нынешнее состояние путей — головная боль и для водителей трамваев. Если вернуться к многострадальному перекрестку Победы/Каслинская, то там пути раздваиваются. Одна часть транспорта едет на Северо-Запад, другая — в сторону ЧМЗ. В теории стрелки должны переключаться в автоматическом режиме. Однако на наших глазах вагоновожатые один за другим, подъезжая к переезду, выскакивали на улицу и меняли направление движения вручную, ломиком.

Водителям трамваев приходится менять направление движения вручную ломом

Понятно, что все эти лишние телодвижения сказываются и на графике движения. В теории трамвай — самый быстрый городской транспорт, особенно в часы пик. Когда все остальные стоят в пробках, трамваи быстро едут. По данным аналитиков, при обособленном движении трамвай может развивать скорость до 90 км/ч. А его средняя скорость — до 30 км/ч, тогда как у автобуса — 18 км/ч. Но теория разбивается о суровые челябинские реалии.

Решение вопроса

В прошлом году челябинская Администрация анонсировала «рельсовую революцию». Было заявлено о ремонте 19 крупных перекрестков с трамвайным движением. На «Госзакупках» был объявлен аукцион почти на 12 миллионов рублей. Вот перечень улиц, которые должны были преобразиться:

  • перекресток ул. Черкасская — ул. 50 лет ВЛКСМ;
  • перекресток ул. Черкасская — ул. Шоссе Металлургов;
  • перекресток пр. Победы — пр. Свердловский;
  • перекресток пр. Победы — ул. Каслинская;
  • перекресток пр. Победы — ул. Кирова;
  • перекресток ул. Кирова — ул. Братьев Кашириных;
  • перекресток ул. Кирова — ул. Труда;
  • перекресток ул. Труда — ул. Цвиллинга;
  • перекресток ул. Труда — ул. Российская;
  • перекресток ул. Труда — ул. Красная;
  • перекресток ул. Труда — пр. Свердловский;
  • перекресток пр. Ленина — ул. Рождественского;
  • перекресток пр. Свердловский — ул. Сони Кривой;
  • перекресток ул. Свободы — ул. К. Маркса;
  • перекресток ул. Свободы — ул. Труда;
  • перекресток ул. Свободы — ул. Цвиллинга;
  • перекресток ул. Разина — ул. Овчинникова;
  • перекресток ул. Российская — ул. К. Маркса;
  • перекресток пр. Победы — ул. Чичерина.

Аукцион выиграло ООО «Мегастрой». Контракт заключили 3 июля 2020 года. Судя по условиям, завершить реконструкцию подрядчик должен был к 16 октября. Однако 28 сентября, за 2 недели до окончания работ, в мэрии заявили, что к работам подрядчик даже не приступал, и пригрозили отправкой его в черный список. Рабочие зашевелились, но уже было понятно, что все сроки сорваны.

Перекресток Российской/Карла Маркса должны были отремонтировать еще в прошлом году

16 октября — в день, когда истек срок на приведение перекрестка в порядок, коллеги из сетевого издания 74.ru проехались по местам предполагаемого ремонта. Убедились, что на большинстве не видно даже намеков на работу. А часть переездов выложена совсем не той плиткой, которая заявлена в контракте.

«Мы посетили 17 точек из 19, и результаты печальны. На 11 перекрестках следов работ не видно, и рельсы выпирают, как прежде. На 5 перекрестках работы проведены, но по другой технологии или не полностью. И лишь в одном месте, на пересечении проспекта Победы и Свердловского, все сделано так, как заявлено в контракте», — говорится в статье. 

Эти выводы «Челябинскому обзору» подтвердили и в мэрии.

«В рамках контракта на 19 объектах улично-дорожной сети города планировалось провести следующие виды работ: перекладка существующей тротуарной плитки с частичной заменой, замена асфальтобетонного покрытия в границах перекрестка, укладка плитки размером 300×300 мм. Срок выполнения работ по данному контракту — 16.10.2020.

К обозначенной дате мероприятия завершены не были. Более того, в ходе проведенных комиссионных обследований специалистами Комитета был выявлен ряд существенных замечаний, допущенных при производстве работ на объектах», — сообщает заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов.

Перекресток проспектов Свердловского/Победы ремонтировали в прошлом году, но плитка уже гуляет волнами

В итоге 27 октября Комитет дорожного хозяйства контракт разорвал и направил соответствующие сведения в антимонопольный орган, потребовав включить ООО «Мегастрой» в реестр недобросовестных поставщиков. Никаких денег из бюджета подрядчик не получил.

На первый взгляд история прозрачна: заявился сделать ремонт, будь добр — сделай. Не сделал — отвечай. Однако в УФАС подрядчика, фактически провалившего «рельсовую революцию» в Челябинске, вносить в черный список отказались.

«Из документов, представленных заказчиком на заседание Комиссии, следует, что фактически обществом выполнялись работы по ремонту 4 перекрестков, что также подтверждается актом проверки от 12.11.2020, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии намерения и воли общества, направленных на исполнение контракта.

Из представленных документов следует, что заказчиком в адрес общества не направлялось требование об исполнении обязательства с установлением определенного (дополнительного срока) для выполнения обязательств, как предусмотрено условиями заключенного контракта, что лишило общество возможности исполнить обязательства в рамках дополнительного срока, который должен быть предусмотрен заказчиком.

Принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях общества недобросовестного поведения, что не позволяет включить ООО „Мегастрой“, его учредителя и единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков», — аргументируют доводы в пресс-службе антимонопольного органа.

Иными словами, у ведомства возник вопрос, почему подрядчику не продлили сроки выполнения работ, а пошли на разрыв отношений? Также не нашла подтверждения версия, что компания намеренно выиграла торги, даже не собираясь выполнять работы. Мэрии в требованиях отказали. Наталья Котова поручила решение УФАС обжаловать. Однако 27 апреля арбитражный суд подтвердил правоту антимонопольных органов. Администрация Челябинска иск проиграла.

А что с трамвайными путями?

В этом году в Челябинске должны отремонтировать 22 перекрестка с трамвайными путями

В этом году город замахнулся на ремонт уже 22 трамвайных переездов. Реконструировать их будут по нескольким программам, включая нацпроект «Безопасные качественные дороги». К делу подключилось и региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта. Общими усилиями должны преобразиться следующие перекрестки, рассказывает Максим Куляшов:

  • пр. Победы — ул. Каслинской;
  • ул. Каслинской — ул. Новомеханической;
  • Комсомольского пр. — ул. Каслинской.

Кроме того, в настоящее время размещен на сайте Единой информационной системы электронный аукцион на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на пересечениях автомобильных и трамвайных путей города Челябинска на 5 объектах:

  • пр. Победы — ул. Чичерина;
  • пр. Победы — ул. Молодогвардейцев;
  • ул. Российской — ул. Маркса;
  • ул. Труда — ул. Цвиллинга;
  • ул. Черкасской — ул. 50-летия ВЛКСМ.

С Министерством дорожного хозяйства и транспорта города Челябинска проработан вопрос замены трамвайных путей с восстановлением проезжей части на 4 участках:

  • Свердловском пр. — ул. Сони Кривой;
  • ул. Свободы — ул. Маркса;
  • Копейское шоссе — ул. Гагарина;
  • ул. Разина — ул. Овчинникова.

В настоящее время проходят обследование еще 4 перекрестка с определением объемов работ для принятия решений и подготовки аукционной документации:

  • пр. Ленина — Свердловский пр.;
  • пр. Ленина — ул. Цвиллинга;
  • пр. Ленина — ул. Рождественского;
  • Свердловский пр. — пр. Победы.

Кроме того, Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области планируется провести работы по замене трамвайных путей по улице Цвиллинга. В рамках этих работ будут приведены в соответствие 6 переездов — от Торговой до Тимирязева.

Чтобы не повторилась прошлогодняя история, в условиях новых контрактов прописаны более жесткие санкции за некачественное выполнение работ, штрафы. За систематические нарушения при производстве работ, применение некачественных материалов предусмотрено расторжение контракта.

Вопрос

Практика показывает, что в Челябинске переезды ремонтируют двумя способами: либо закатывают их в асфальт, либо облагораживают плиткой. Судя по состоянию переездов, оба способа далеки от идеала. Ровного покрытия не получается, тем самым сохраняются сложность для автомобилистов и повышенный износ путей. Давайте посмотрим хотя бы на перекресток проспектов Ленина и Свердловского в районе Алого поля.

Перекресток проспектов Ленина/Свердловского выглядит ровным лишь издалека

Издалека вроде гладко, но колеса машин при переезде так и скачут по кочкам. Кроме того, по прошествии некоторого времени перекрестки вновь начинают нуждаться в ремонте. Гарантия на выполненные работы, конечно, есть.

  • Для земляного полотна и слоев основания: 8 лет.
  • Для верхнего слоя покрытия и слоев износа на проезжей части из асфальтобетона: 4 года.
  • Для плиточного покрытия: 4 года.
  • Для нижнего слоя покрытия: 5 лет.

То есть 4 года асфальт или плитка должны прослужить, а там уже никаких гарантий. Почему бы не пересмотреть технологии?

Примечательно, что еще в 2013 году в Бельгию отправляли делегацию Агентства инвестиционного развития. После изучения мирового опыта по возвращению специалисты предложили более современные методики реконструкции трамвайных переездов: вместо грунта, асфальта и плитки изготавливается массивная бетонная подушка, в которую рельсы встраиваются на этапе изготовления. А дальше это все монолитной конструкцией попросту вживляется на перекресток. Что это дает? Рельсы не проваливаются. Нет стыка. И это служит десятилетиями без какого-либо ремонта. Позволяет увеличить среднюю скорость трамваев с нынешних 5 км/ч до 20 км/ч. Вторая история — растет пропускная способность перекрестков для автомобилистов. Пробки, повышенные выбросы, личные нервы водителей уходят на задворки.

Однако все мы помним, что произошло позднее. В январе 2014-го в области сменился губернатор, правительство Дубровского в итоге эту идею задвинуло на задворки.

Вопрос модернизации трамвайных путей поднимали в Челябинске еще в 2013 году. Почему бы не вернуться к задумке сейчас? Ответ мэрии: дорого.

«Средняя стоимость ремонта перекрестка, сопряженного с трамвайными путями, асфальтобетонной смесью (за основу был взят перекресток ул. Маркса — ул. Российской) составляет 393,5 тыс. рублей.

Аналогичный перекресток из сборных железобетонных плит обойдется стоимостью не менее 1,8 млн руб. без учета работ и материалов по замене рельсов, шпал, креплений», — приводят цифры в Администрации города.

Тем не менее подходы к ремонту все же будут меняться. Так, в этом году на прямых перекрестках планируется обустроить покрытия из бетонных плит размером 568×458×120 мм. Такие плитки, утверждают дорожники, уже применены на перекрестке Свердловский пр. — ул. Коммуны. Данный материал зарекомендовал себя с положительной стороны: ремонт межрельсового покрытия был выполнен в 2016 году — и оно по-прежнему держится.

Вывод

Обновление пассажирского транспорта в городе — это принципиальная позиция губернатора Челябинской области. Алексей Текслер еще в феврале анонсировал покупку 30 новых трамваев. Новейшие бело-зеленые вагоны поставят на челябинские рельсы до конца этого года. А чтобы транспорт по ним побежал, а не захромал, глава региона потребовал запустить в городе масштабную программу по модернизации и реновации трамвайных путей. В этом году будут модернизированы около 10 километров рельсов. В течение трех-четырех лет эти работы должны быть полностью завершены.

Пешеходы тоже не в восторге от состояния перекрестков

Мнение

Интервью

Популярное