В глазах рябит, голова кругом

Информации на челябинцев сваливается столько, что их впору пожалеть

pixabay

Мой детский фотоальбом состоит из 20 листов. Берешь в руки — и все младенчество перед глазами. Вот «Матюша спит», вот «на коленях у отца», вот уже в костюме зайчика в детском саду. Фактически всего на нескольких десятках листов — существенный пласт эпохи.

Снимки из личного фотоальбома

Вот «Матюше» уже 35, и у меня самого недавно родилась дочь. При этом современные технологии позволяют запечатлеть уже едва ли не каждую секунду: камера в смартфоне снимает лучше, чем фотоаппараты в восьмидесятые, дежурь рядом с ребенком сколько влезет да ваяй в свое удовольствие: хочешь — фото, хочешь — видео. Все ограничения — это отсутствие времени для постоянного нахождения у колыбели да объем памяти «айфона» (есть, конечно, облачные сервисы, куда «улетают» цифровые снимки, но и там есть ограничения по гигабайтам).

А на днях я прямо крепко задумался: вот пройдет несколько лет. Захотим мы показать дочери, как она выглядела с рождения, как росла, как видоизменялась. Что мы ей будем демонстрировать? Если за неделю у меня скопилось уже несколько десятков фото, сколько их будет через месяц, год, пятилетку? А если приложить еще и снимки жены? От зашкаливающих по прогнозам цифр прям оторопь берет!

«Садись, Лиза, будем семейные фото смотреть», — говорю я лет через пять. Елизавета села, погрузилась в десятки тысяч снимков и вышла из-за стола... с сединой в волосах сразу на пенсию.

А вот еще пример. В эпоху моей бурной юности обзавелся хобби — ди-джейством. Но не по примеру свадебных персонажей, которые двумя кликами мыши в медиапроигрывателе меняют «Сердючку» на «Ласковый май», а прямо по-серьезному: купил два виниловых проигрывателя, микшерный пульт и начал сбор пластинок. Для понимания: на одной пластинке — одна песня. Чтобы отыграть в клубе двухчасовой сэт, их надо минимум штук 20.

Для двухчасового сэта необходимо минимум 20 пластинок

В 2006 году один виниловый диск обходился примерно в 400 рублей. То есть на один микс надо потратить около восьми тысяч. И когда ты отдаешь интернет-магазину кровно заработанные, процесс выбора порой может растянуться на часы. Сидишь, отслушиваешь каждый трэк, выбираешь каждую композицию, словно от этого зависит вся твоя жизнь: чтобы ничего не резало слух; чтобы под это гарантированно танцевали, а не разбегались с танцпола; чтобы была самая-самая. В общем, это можно назвать своего рода сбором «золотой коллекции». Выбираешь наиболее понравившиеся пластинки; формируешь корзину; оформляешь заказ; ждешь примерно 2 недели, когда посылка дойдет из Англии; стоишь в очереди на почте; дома дрожащими от волнения руками распаковываешь пакет; трепетно ставишь иглу на каждую пластинку. А потом с нетерпением ждешь, когда виниловые вибрации разойдутся по стенам ночного клуба. Романтика!

Сейчас на 400 рублей можно купить месяц интернета и качать трэки тысячами. Доступно? Да. Но, на мой взгляд, есть риск попросту закопаться в этом многообразии, либо собирать микс «левой пяткой». Отсюда вполне может страдать качество выдаваемого материала на танцполе: воткнул «флэшку» в проигрыватель — и через 10 минут уже забыл, что вообще играло. А зачем запоминать, когда к следующей ночи можно «накачать» еще 100500 композиций?

Я это к чему? Все окружающее пространство, на мой взгляд, накачано информацией буквально-таки концентрированными дозами: с утра листаешь новостные ленты; по дороге на работу слушаешь новости по радио; на протяжении дня заходишь то на один, то на другой сайт; соцсети манят возможностями комментариев каких-то событий; а от обилия telegram-каналов рябит в глазах — каждый наперебой «валит и валит» потоки сообщений так, что уже к обеду смартфон пора ставить на зарядку, а голова перестает распознавать, что происходит в реальности.

Можете ли вы себе (а попутно и мне) ответить на вопрос: куда вам столько данных? Неужели вы действительно это все запоминаете? А если ответы отрицательные, то тогда вопрос к производителям контента: к чему все эти потоки? Неужели вы считаете, что это действительно все потребляется? Youtube-каналы, трансляции в Facebook и Instagram, перепалки с перепостами в Telegram. И все это производится и производится конвейером: абзацами, часами, гигабайтами. Некогда осмысливать, надо судорожно строчить...

В моем понимании задача СМИ, исходя из названия — это все-таки в первую очередь информирование. Так вот — складывается ощущение, что обилие каналов информации уже течет через край и больше срабатывает на дезориентацию. Пишу я сейчас эти строки, а у меня перед глазами всплывает образ потребителя, который уже под скамейку готов залезть, заткнув уши, лишь бы не донимали. Зачем это все надо? Не пора ли взять паузу и выдохнуть? Не пора ли эту информационную свалку по примеру городской наконец-то рекультивировать? Как-то попробовать эти моменты структурировать, чтобы, как в детском фотоальбоме, все по полочкам, а не бурной лавиной? Впрочем, вопросы, скорее всего, риторические...