По Челябинску утром пронесся вздох облегчения. Учеба в школах и вузах стартует как положено — 1 сентября. А значит, никаких занятий онлайн, никаких переносов уроков на более поздние даты. Тетради с учебниками — в рюкзак, и прямиком к учебному заведению. О чем подумалось, когда эмоции отошли на второй план?
Не скрою, у меня слово «дистант» непроизвольно вызывает скрежет зубов, а желваки начинает лихорадить. Весну вспоминаю с содроганием.
- Онлайн-уроков как таковых не проводится.
- Задание кидают в «Сетевой город», который от нагрузки работает через раз.
- Математику отправляют киндеру в его мессенджер.
- Он идет к старшим со словами: «Не понимаю, как это решать».
- Ему объясняют, исходя из своих знаний.
- Он худо-бедно решает, либо еще раз 10 подходит.
- Домашку «заворачивают» с формулировкой: «Неправильное оформление, мы так не делаем».
- Вопли, истерики, внутренний бунт, следующий за этим родительский рык дракона: «Давай решай уже по образцу».
- Каждое решение фотографируешь, отправляешь преподавателю.
- По русскому языку надо отправить в Viber, по математике — в WhatsApp, по ИЗО — на электронную почту, по биологии — в Facebook Messenger. Когда 100500 тысяч сообщений, начинаешь путаться, кому уже куда кидать?
Садились за уроки утром; выходили из-за стола, когда солнце шло к закату...
Когда чадо училось в таком режиме, ежедневно к вечеру назревала исключительно ненависть ко всему человечеству. Подозреваю, схожие эмоции были и у педагогов, которым внезапно «на коленке» пришлось осваивать новый формат. Чего уж там говорить о формирующемся сознании юнца. Поэтому когда были выставлены годовые оценки и процесс обучения официально завершился, я даже удивился, как Челябинск не слился в танце сиртаки в едином порыве?
Но потом в июне поползли слухи о том, что формат дистанционных занятий ждет нас и в сентябре. Причем поползли настолько серьезно, что министру образования Челябинской области даже пришлось специально собирать журналистов и разъяснять: проект «Цифровая образовательная среда» в регионе внедряться да, будет. Но это не значит, что все школьники будут учиться по домам. Родители успокоились.
Тем не менее, когда нет официального заявления о том, что звонок в учебных заведениях прозвучит в сентябре, как и прежде, все равно же сверчок свербит в голове.
Накануне стало известно, что 1 сентября распахнут двери вузы. Сегодня губернатор Алексей Текслер окончательно развеял все сомнения общественности: учебный год в челябинских школах также начнется в этот же день по всей области. Но. Когда учеников сажали на «дистант», в регионе фиксировались единичные случаи коронавируса. Сейчас в день регистрируется по нескольку десятков. Поэтому родители хоть и счастливы, что сберегут нервы; за подрастающее поколение все же тревожатся: а не подцепят ли чего их чада? Теоретически — не должны. Обязательное требование к работе школ — соблюдение всех эпидемиологических норм. Что в них входит?
Ответ на этот вопрос дает постановление главного санитарного врача России «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-120 в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Что в нем написано? Несколько тезисов:
- На входе у детей должны обязательно замерять температуру. Если та выше, чем 37,1 — информация заносится в журнал.
- Всех, кто вызывает подозрение на инфекционное заболевание, немедленно должны изолировать до приезда бригады «скорой помощи». При этом школа обязана уведомить о происходящем вышестоящие органы в течение 2 часов.
- Классы, коридоры и другие помещения должны регулярно мыться. А на входах в школу, столовую, туалеты должны располагаться дозаторы с антисептиками.
- Классы должны проветриваться и обеззараживаться с помощью спецоборудования.
- Персонал должен находиться в перчатках и масках, которые необходимо менять каждые 3 часа.
Это основное, там еще много всего. Весь документ на 9 листах. Однако совершенно неожиданно автор строк, обрадованный решением Алексея Текслера, наткнулся в сети на критику, мол: «Мы ж понимаем, что если в России действует, например, КоАП и ПДД — это не значит, что все ездят по городу строго 60 км/ч, не пытаются проскочить на желтый и не разворачиваются при „двойных сплошных“. Ежедневные сводки о ДТП убеждают нас в обратном. Зачем открывать школы?». У таких персонажей, конечно, хочется поинтересоваться, не живут ли они в звуко-свето-непроницаемых камерах, избегая при этом любых контактов с общественностью? Останавливает лишь чувство такта.
Но вопросы, меж тем, есть (и это понятно, учитывая выбор профессии). И прозвон нескольких директоров школ, а также переписка с некоторыми из них заставили затылок почесать. С одной стороны, руководители учебных заведений заверяют, что проведут дезинфекцию, организуют проверку температуры у учеников, наладят обеспечение антисептическими средствами и доступ к индивидуальным средствам защиты. Но эти речи — как под копирку, а когда начинаешь выяснять конкретику...
- Будет ли в школе какая-то линейка 1 сентября или нет?
- Кто будет следить за масочным режимом? Врачи, охрана?
- Будут ли раздавать маски на входе — тем, кто дома забыл?
- А как выявить подозрение на инфекцию на «глазок»?
- А если поток школьников к 8 утра бурно понесется, будут ли их как-то дистанцировать на входе, разгонять очередь?
- Как начать занятия строго по графику, когда проверка каждого школьника занимает время (далее см. пункт выше).
- Как будет соблюдаться дистанция между детьми, если классы на это не рассчитаны?
... в ответах начинают появляться заминки, повторы уже сказанного. Лишь один честно признался.
Успокаивает то, что до старта учебного года остается еще 3 недели. И учебные заведения наверняка отработают все спорные моменты. И еще. Один из директоров во время телефонного разговора заверил, что он сам лично следит за подготовкой к новому учебному году и ежедневно будет мотивировать персонал следить за безопасностью детей на 300%.
«Я очень не хочу, чтобы наша школа опять перешла на дистанционное обучение», — сказал он примерно следующее.
Вот уж избавьте, пожалуйста...