«Они не ищут в интернете, а живут в нем»

Готовиться ли челябинским школьникам к запрету использования смартфонов?

Андрей Ткаченко

Использование сотовых телефонов в школах — это проблема или нет? Дискуссия развернулась на мировом уровне. Вслед за Францией и Казахстаном, где ученикам запретили пользоваться мобильниками, вопросом озадачились и в российском Министерстве образования. Докатится ли запрет до Челябинска, и нужен ли он? Мнение детей и взрослых.

И вдруг зазвонил телефон

Скажем сразу, сторонников кардинального запрета сотовых телефонов в школе среди челябинцев нам найти не удалось. Вероятно, потому, что сотовый телефон давно стал обыденной вещью. Недаром в Сети ходит множество мемов на эту тему: «Был человек, и нет человека. Просто телефон разрядился».

Ни для кого не секрет, что сотовый телефон давно перестал быть только средством связи и будильником. Сейчас даже в современных школьных портфелях есть встроенный usb-порт и отдел для внешнего аккумулятора. Да и в современных школах уже оборудованы места для зарядки гаджетов. Выходит, в учебных заведениях к техническому прогрессу относятся с пониманием.

«В нашем классе есть правило: дети отключают сотовые телефоны, заходя в класс. Потому что сотовые телефоны отвлекают от урока. Если во время урока у кого-то в портфеле зазвонит или завибрирует телефон, то в классе сразу становится шумно. А это значит, что внимание и концентрация учеников потеряны. Если учесть, что уроки у нас по 40 минут, 10 из которых уходит на концентрацию внимания на предмете, то каков будет итог урока?», — спрашивает родителей первоклассников учитель начальных классов в одной из школ Челябинска.

В современных школах есть места для подзарядки гаджетов

Многие родители с ней согласны, разумно вспоминая, что жили же раньше без этих гаджетов. Однако в ходе обсуждения всплывает еще один вопрос.

«Я согласна, что на уроках телефону не место. Но как быть, если, отправляя ребенка в школу, говоришь ему, чтобы сообщил, когда дойдет. Сижу на работе, а от ребенка ни смс-ки, ни звонка. Звоню сама, телефон выключен. Что я должна думать? Конечно, начинаю „бомбить“ учителю. Но время сейчас такое тревожное», — говорит беспокойная мама школьника. И вопрос упирается уже не в проблему ношения гаджетов как таковых, а в культуру общения, которую детям необходимо прививать.

Именно с этой целью родители приучают детей к гаджетам осознанно еще с детского сада, чтобы в школе было меньше проблем. Для тех, кто не приучил ребенка до школы, свое решение по контролю предлагают компании сотовых операторов. Платная услуга по отслеживанию месторасположения ребенка решит вопрос родительских нервов. Да и школы заинтересованы в облегчении жизни родителей. Все больше в Челябинске школ пользуются карточками. Как только ребенок перешагнул порог школы и прошел через считыватель, родителю приходит смс-оповещение.

Современная жизнь диктует новые правила для всех. Мама или папа отключают телефон перед важными встречами или направляясь на совещание в кабинет к начальству. К подобным правилам не грех приучить и детей.

Поэтому на неделе по федеральным СМИ прошла информация, что до первого сентября все регионы получат рекомендации: как использовать смартфоны в школах. Режим «без звука» уже подразумевается, как само собой разумеющееся. Но личные мобильники учеников могут и вовсе «не пустить» на урок. В школах предусмотрят для этого специальные места хранения девайсов и продумают способы связи с родителями. К примеру, дежурный телефон у учителя на столе.

Отдай гаджет врагу

Впрочем, абсолютно непонятно, почему о проблеме «сотовых» в школе заговорили только сейчас, ведь смартфоны появились не вчера. В арсенале каждого учителя давно выработаны свои правила.

«Учу детей, что телефон может быть полезен в школе. Можно сфотографировать объявление на дверях школы для родителей, расписание уроков для друга, который приболел. В случае ЧП, если в школе отключили воду из-за аварии, дети дружно достают телефоны и звонят родителям. Но такое бывает крайне редко. Учу их и тому, что телефоны могут быть предметом опасности. Не секрет, что за телефонами охотятся. Дорогие модели телефонов в руках у школьника могут привлечь внимание плохих взрослых. Своим школьникам объясняю, что в случае нападения из-за телефона гаджет нужно отдать вору сразу и бежать в людное место», — делится лайфхаками челябинский педагог.

Введение запретов на телефоны в школе может поднять уровень негатива по отношению к учителям, школе и образованию в целом

Против запрета телефонов оказалась и школьный психолог Ульяна Зинова. «Я против кардинальных мер в любой сфере жизни, если это не несет разрушений и глобальный вред здоровью. Сегодня телефон и интернет — это неизбежность нашей жизни. Мы должны учить детей использовать эту связь во благо и прививать культуру общения по телефону и в сети Интернет. Запрет телефонов в школе не решит проблемы. Запрет от взрослого часто ведет к подрыву авторитета. Дети начнут прятать телефоны, использовать их втихую. Детям следует объяснять, что телефон не должен мешать им или кому-то еще. Если бы я могла, то ограничила бы использование соцсетей школьниками и ввела бы контроль использования интернета. Эта функция уже доступна родителям. И мне видится, что это правильно. Закрыть глаза на реальность нельзя. Введение запретов на телефоны в школе поднимет уровень негатива по отношению к учителям, школе и образованию в целом».

Солидарен в этом вопросе оказался и главный врач ГКБ № 1 Челябинска Дмитрий Тарасов: «Скажу сразу, я за книги и за футбол во дворе. Однако к любым запретам отношусь скептически, понимая, что дотянуться до запрещенного всегда хочется больше. Кроме того, сегодня изменился подход к обучению. Дети тоже изменились. Они не ищут в интернете информацию как их родители, они живут в информационном потоке.

Сегодня ребенку нет смысла многое заучивать наизусть. Любую формулу, дату или событие можно найти в сети. Главная задача, как мне кажется — научить ребенка рассуждать и самостоятельно обучаться. Поэтому вместо того, чтобы полностью запрещать сотовые телефоны в школе, стоит задуматься о том, чтобы детям не захотелось проводить свой досуг, листая ленты социальных сетей, и обучить малыша правилам безопасности в сети, чтобы избежать в отношении него противоправных действий и кибербуллинга.

А еще не стоит забывать, что сотовый телефон ребенка — это средство контроля для папы и мамы. Поэтому полная отмена мобильника — проблема для взрослых тоже. Вот и получается, что полным запретом вопроса не решить. Для того, чтобы ребенок проводил свое время офлайн больше, чем на просторах интернета, необходимо подойти к проблеме комплексно.

Педагогам разумно внедрять самостоятельную работу в интернете в программы обучения, папам и мамам — воспитывать в детях разумное потребление, чтобы во главу угла не ставился престиж той или иной модели телефона. И всем вместе нужно выработать правила безопасности ребенка в сети и научить его их соблюдать».

Тотального запрета на сотовые телефоны в школах Челябинской области нет.

Про то, что учителям пора вооружиться технологиями, а не противиться им, говорят и IT-специалисты: «Мобильные технологии, наоборот, могут пойти в плюс за счет интерактивности в образовании и в школах. Они дают больше возможностей при подготовке урока. Значит, уроки могут быть интереснее. Проблема наличия смартфонов в школах не касается тех детей, которым интересен сам предмет, определенные закономерности, правила, аксиомы. Интернет для них как большая энциклопедия. Есть, конечно, и те школьники, которые списывают из интернета решения простых задач. В этом случае есть вариант использования образовательных материалов, которых нет в интернете», — поделился своим мнением IT-специалист Иван Кущ.

Мама была права

А что говорят непосредственно «виновники торжества»?

Юля, готовится идти в первый класс: «Первый сотовый телефон мне купили еще в 4 года. Это был специальный детский телефончик, похожий на игрушку. Ребята в детском саду думали, что он не настоящий. У него было только четыре кнопки и четыре номера телефона в памяти. Он был очень секретный. Мама могла подслушивать через свой телефон, что происходит со мной рядом. К школе сначала хотели простой кнопочный, но потом мама сказала, что ей во время работы можно только писать в „Вайбер“. Кроме того, в чат я могу скинуть ей фото, если потребуется. И еще меня научили пользоваться приложением диктофон, там я могу записать пояснение к домашней работе, которые говорит учитель. На игры и YouTube мама поставила запрет. Грустно. Мультики приходится смотреть только по телеку, а пранки („розыгрыши“ на современном сленге, — прим. редакции) — только когда мама разрешит взять ее телефон».

Евгений, ученик пятого класса: «Я обожаю зависать в интернете. Мечтаю стать видеоблогером. Хотите подписаться на мой канал? (смеется). А если серьезно, кроме интернета люблю еще и спорт. У меня по две тренировки в день — конькобежка и дзюдо. Отправляя на соревнования, мама всегда говорила мне не сидеть в телефоне. Я раньше ее не слушал, но однажды понял, что туплю, заигравшись в телефоне. Было очень обидно, когда из-за глупых ошибок не занял призового места. Поэтому сейчас перед важными контрольными или соревнованиями стараюсь забыть про телефон».

Скажи мне, кто твой блогер, и я скажу, кто ты

По всему видно, что своя тактика в вопросе сотовых телефонов у детей есть и у челябинских родителей. Руководитель челябинской школы безопасности Ольга Мурзина проводит тренинги для школьников по безопасности жизни. Среди всевозможных тем тренингов есть и тема безопасности детей в интернете.

«Начиная с третьего класса дети активно используют социальные сети. Важно уяснить, какую информацию можно выкладывать в сеть, а какая может быть потенциально опасна. К сожалению, этому никто не учил нас с вами. Так что мы не можем научить этому своих детей.

В вопросе сотовых телефонов могу сказать, что для учеников начальной школы важен контроль взрослых в этом вопросе. Сами они еще не могут этого сделать. Отправляя ребенка в первый класс, каждый родитель должен выучить с ним домашний адрес и телефон одного или двух родителей.

Общаясь с родителями, я всегда спрашиваю, могут ли они назвать, что именно смотрят их дети в интернете, знают ли имена самых популярных блогеров, на каналы которых подписан их ребенок. Если они не знают, кто такие Ксения Гара, Сыендук, Ивангай, Брайн Мапс, Влад А4, Марьяна Ро, вайны, то они ничего не знают о своем ребенке.

Родителям важно быть на одной волне. Только тогда можно будет договориться и в чем-либо убедить ребенка», — раскрывает секреты ведущая тренингов.

Точку в этом нашумевшем вопросе ставит заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. По ее словам, тотального запрета на сотовые телефоны в школах Челябинской области нет и не планируется.

«Есть рекомендации Министерства образования, которые уже известны всем учителям. О полном запрете сотовых телефонов речи нет. Ведь если запретить телефоны детям, то придется запретить их и учителям, и всему коллективу школы», — сообщила она.

При этом, как бы ни расходились мнения специалистов, сходятся они в одном: технический процесс не остановить, но нужно научиться пользоваться его дарами во благо. И начинать следует с пеленок, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.