Выкуп как плата за стабильность

Зачем власти Челябинска выкупили имущественный комплекс банкротящегося МУП «Челябавтотранс»

ООО «Общественный городской транспорт», принадлежащее властям Челябинска, выкупило имущественный комплекс у муниципального предприятия «Челябавтотранс», проходящего стадию банкротства. Для чего власти города пошли на этот шаг, рассказывает начальник управления транспорта администрации областного центра Роман Болотов.

Андрей Ткаченко, Ярослав Наумков

— Роман Александрович, почему городу в лице ООО «Общественный городской транспорт» пришлось пойти на покупку имущественного комплекса муниципального же предприятия?

— Шаг своевременный и правильный. А для понимания, почему на него пришлось пойти, напомню предысторию.

К сожалению, муниципальное предприятие «Челябавтотранс» проходит процедуру банкротства из-за больших долгов, накопленных прежде всего перед налоговыми органами. Сейчас им управляет назначенный судом конкурсный управляющий.

Властями города было принято решение о создании нового предприятия, куда были переведены сотрудники МУПа. Но для нормальной работы системы городского транспорта необходимо использовать тот имущественный комплекс, что числится за МУПом — хотя бы автобусы. Пока что вновь созданное ООО «Общественный городской транспорт» пользуется этим комплексом на правах аренды. Но, конечно, это было временное решение. Конкурсному управляющему важно так или иначе распорядиться имуществом предприятия, чтобы, продав его, начать рассчитываться с долгами. А городу необходимы автобусы и ремонтная база МУПа, чтобы транспорт нормально функционировал. Ну, и снизить риски того, что все это может уйти куда-нибудь «не туда»...

— Во сколько это обошлось?

— Сумма достаточно внушительная — 350 миллионов рублей.

При этом хочу подчеркнуть, не привлекая бюджетные средства. ООО «Общественный городской транспорт» взяло кредит на соответствующую сумму. После, в первом квартале будущего года, выкупленное имущество будет выкуплено в казну города, что позволит ООО рассчитаться по взятому кредиту, и в то же время продолжать оперативно пользоваться этим имуществом.

Эта схема, во-первых, экономически выгодна (ООО платило МУПу по три миллиона рублей в месяц за аренду автобусов и ремонтно-эксплуатационной базы, сейчас этих платежей не будет), а во-вторых, повторюсь, решает стратегическую задачу — позволяет стабильно работать муниципальному общественному транспорту.

— Что именно было выкуплено у МУПа?

— Прежде всего — более 200 пассажирских автобусов разной вместимости. Кроме них, много другой техники, в том числе специальной — ремонтные и эвакуационные машины, спецтехника и так далее. Кроме этого — производственная база предприятия: административные здания, гаражи, теплые и ремонтные боксы, автомойка, топливо-заправочный комплекс, проходные, оборудование и инструменты для ремонта, склад запчастей и так далее.

Кстати, если посмотреть кадастровый паспорт города, то именно эта база, расположенная по улице Молодогвардейцев, 2 — единственное место, где официально можно организовать автобусный парк.

— В каком состоянии находится выкупленное имущество?

— Если говорить о рейсовых автобусах — конечно, они в своей основной массе требуют определенных вложений. Но в любом случае это обойдется дешевле, чем покупка новой техники. К тому же до выкупа комплекса ООО «Общественный городской транспорт» все равно вкладывалось в ремонт тех же автобусов.

Но зачем за свой счет ремонтировать чужую технику? Совсем другой случай, если она — своя.

Хочу напомнить, что когда начался процесс перехода муниципального автобусного транспорта города из МУПа в новую структуру, на линии выходило всего 65 автобусов. Сейчас мы выпускаем на маршруты более 160. При этом, что любопытно, многие из тех транспортных средств, что простаивали, не требовали какого-то особенного или дорогого капитального ремонта. Конечно, это отдельный вопрос, почему их не приводили в порядок, и в итоге предприятие было доведено до того состояния, в котором оно оказалось...

— Как сказалось на финансовом положении муниципального автобусного транспорта процедура выкупа имущественного комплекса и увеличение числа автобусов, выходящих на линии?

— Лучший показатель — цифры. Понятно, что чем больше на линиях автобусов, особенно на популярных маршрутах, тем выше число перевозимых пассажиров и тем выше выручка. Раньше, во времена МУПа, ежемесячные убытки достигали 15 миллионов рублей. Сейчас за счет увеличения автобусов на линии этот показатель уже удалось сократить до 3,5-4 миллионов рублей в месяц. Дальнейшие перспективы мне видятся вполне оптимистичными, и цель — выход на безубыточную работу предприятия — уже не кажется чем-то заоблачным.

— Не менее непростая ситуация сложилась и вокруг другого транспортного муниципального предприятия «ЧелябГЭТ». Его ждет оздоровление по такой же схеме?

— Какого-то единого лекала, рецепта здесь не существует.

Схоже лишь одно — непростое финансовое положение транспортного предприятия. Да, сегодня ООО «ЧелябГЭТ», так же, как и его «автобусный» аналог, использует производственно-технический комплекс МУПа. И арендная плата там даже выше — 10 миллионов в месяц. Да, один из вариантов — выкуп имущества и последующая передача его в городскую казну. Но даже сам вид транспорта другой: электротранспорт — это совсем не автобусы. Не говоря уже о прочих производственных, юридических и финансовых особенностях. В любом случае, решение проблем ЧелябГЭТа — на очереди, в процессе. И это, вне сомнения, будет сделано.

Я глубоко убежден (и со мной согласны мои коллеги — директоры вновь созданных предприятий Дмитрий Холод и Александр Павлюченко), что муниципальный общественный транспорт может и должен работать стабильно, уверенно, эффективно и с точки зрения транспортного обслуживания челябинцев, и с точки зрения финансов. К этому и стремимся.

Комментарии