Куда едем?

Как сегодня работает муниципальный общественный транспорт Челябинска

2017-й год стал переломным для транспортной отрасли столицы Южного Урала. Функции перевозок по муниципальным маршрутам перешли от обанкротившихся МУПов «Челябавтотранс» и «ЧелябГЭТ» к ООО, принадлежащим городской администрации. Как это все отразилось и будет отражаться на пассажирах в ближайшей временной перспективе, пытался понять «Челябинский обзор».

74 млн пассажиров — консолидированный пассажиропоток общественного муниципального транспорта Челябинска за 2017-й год
Андрей Ткаченко

Предыстория. Наследие

В 2017-м году в транспортной сфере Челябинска случился перелом, который давно назревал и был обусловлен серьезными финансовыми проблемами транспортных МУПов — «Челябавтотранс» и «ЧелябГЭТ». Еще в конце 2015-го года стало известно, что у предприятий серьезные долги перед Пенсионным фондом и налоговой инспекцией. В начале 2016-го было объявлено о том, что власти Челябинска намерены провести финансовое оздоровление компаний, а затем стало ясно, что без процедуры банкротства в обоих случаях не обойтись. В феврале 2017-го года было создано ООО «Общественный городской транспорт» ( на 100% принадлежит администрации Челябинска), которому были переданы функции перевозок в автобусах, а летом — образовано ООО «ЧелябГЭТ» ( с тем же учредителем), которому аналогичным образом с 1 июля перешла обязанность осуществлять перевозки в трамваях и троллейбусах.

 

В декабре 2017-го года ООО «Общественный городской транспорт» выкупило имущественный комплекс — 200 автобусов, ремонтную технику, гаражи, автомойку и т. д. — у банкротящегося МУП «Челябавтотранс».

 

Отметим, что в середине 2017-го года, в самый разгар процесса перехода функций от МУП к ООО, случился серьезный коллапс: почти на половине автобусных маршрутов наполовину сократилось число машин, некоторые рейсы за неимением подвижного состава и вовсе были отменены (например, 18-й, 15-й, 33-й, 34-й). Впрочем, представители «Общественного городского транспорта» и Управления транспорта достаточно оперативно прокомментировали ситуацию, объяснив накладку срочным ремонтом машин, которые за время службы в МУП серьезно обветшали. Пикантность ситуации состояла в том, что ОГТ в тот момент пользовалось всем имущественным комплексом — и неисправными автобусами, и ремонтной базой — банкротящегося МУПа на правах аренды, которая обходилась порядка 3 млн рублей в месяц...

 

Нынешнее расписание движения автобусов, трамваев и троллейбусов, размещенное на официальном сайте Управления транспорта администрации Челябинска (chelgortrans. ru), можно считать актуальным.

 

В декабре 2017-го года ООО «Общественный городской транспорт» (то есть, по сути, администрация Челябинска) выкупило имущественный комплекс — 200 автобусов, ремонтную технику, гаражи, автомойку и т. д. — у банкротящегося МУП «Челябавтотранс». Сумма сделки — 350 млн рублей, и ради этого ОГТ пришлось взять кредит. «В первом квартале 2018-го года выкупленное имущество будет выкуплено в казну города, что позволит ООО рассчитаться по взятому кредиту, и в то же время продолжать оперативно пользоваться этим имуществом», — прокомментировал сделку начальник Управления транспорта администрации Челябинска Роман Болотов.

Как сегодня ходит общественный транспорт Челябинска

Забегая вперед: нынешнее расписание движения автобусов, трамваев и троллейбусов, размещенное на официальном сайте Управления транспорта администрации Челябинска (chelgortrans. ru), можно считать актуальным. Автору этих строк довелось три дня проверять это на себе, передвигаясь на всех видах транспорта (не пользуясь услугами мобильного приложения, а учитывая время, указанноев расписании) и засекая, как при этом работают цифровые табло, которые есть на большинстве автобусно-троллейбусных остановок в центре Челябинска. Спойлер: табло работают не очень.

 

186 трамваев ежедневно выходят на линии в Челябинске

 

Трамваи ходят гораздо лучше, чем, скажем год назад. Для того, чтобы убедиться в этом, точкой локации была выбрана остановка на Теплотехническом институте, где сходятся три главных и самых загруженных направления: с Северо-запада на вокзал, оттуда же на ЧТЗ и в Ленинский район, с ЧМК на Медгородок. За полчаса, с 18:10 до 18:40, через остановку проехали 12 подвижных составов. Из них три трамвая № 3, два — № 20, столько же — № 22, два под номером 16, два под номером 17 и, увы, всего один — «пятнадцатый», которого очень ждали озябшие пассажиры (некоторые, повздыхав, отправились на дублирующую маршрутку). Да, есть над чем работать, но и ждать по полчаса ту же «тройку», как год назад, уже не приходится. Прогресс налицо.

Примерно та же ситуация с автобусами и троллейбусами, утром и вечером, в часы пик. Расписание, в целом, соблюдается. Да, прибытие машины может запаздывать, но, исходя из личного опыта, не более чем на две-три минуты. Чтобы подкрепить или напротив, опровергнуть эти впечатления, автор этих строк не постеснялся расспросить других пассажиров об их мнении относительно работы транспорта. Два самых популярных ответа звучат так: «Стало лучше, но по-прежнему не фонтан» и «То по 10 минут ничего нет, то сразу по два приезжают».

 

156 троллейбусов выходят на линии Челябинска ежедневно

 

Табло на остановках, как уже сказано выше, работают при этом странновато: порой выдают в строке «время ожидания» цифры, никак не связанные с реальностью. Автобус на указанном маршруте может прибыть, собрать пассажиров и отчалить, а электронный помощник по-прежнему будет сообщать, что данный номер надо ожидать столько-то минут. То же самое касается троллейбусов.

 

Табло на остановках Челябинска работают странновато: порой выдают в строке «время ожидания» цифры, никак не связанные с реальностью.

 

Автобусы: как сегодня работает ООО «Общественный городской транспорт»

Когда начался процесс перехода муниципального автобусного транспорта города из МУПа в ООО «Общественный городской транспорт», на линии выходило всего 65 автобусов. В конце 2017-го года, по словам директора ОГТ Дмитрия Холода, удалось довести количество машин до 160, но по состоянию на 18 января их вновь гораздо меньше, около 100. «Это не очень хорошая ситуация, но она связана с объективными причинами — ремонтом подвижного состава. Пока автобусов на линиях мало, но ситуация скоро исправится, — сообщил Холод „Челябинскому обзору“. — Мы будем наращивать количество машин на самых значимых и загруженных маршрутах, эта работа уже идет. В частности, мы вернули муниципальные автобусы на маршруты № 18 и 34, на которых их полгода вообще не было. А в декабре мы их восстановили. Пока на указанных маршрутах в рейс выходят машины средней вместимости, типа BRAVIS, но в наших планах выпускать на эти линию автобусы большой вместимости — НЕФАЗы, ЛИАЗы. „Средний формат“ оставим на маршрутах внутрирайонных, например, на 44-м (ЧМК — Каштак, внутри Металлургического района — прим. редакции), 43 (ЧМК — поселок Першино)».

 

В конце 2017-го года, по словам директора ОГТ Дмитрия Холода, удалось довести количество машин до 160, но по состоянию на 18 января их вновь гораздо меньше, около 100.

 

Переходный период не обходится без конфликтов и столкновений. Напомним, 29 декабря, в последний рабочий день прошлого года, на территории базы МУП «Челябавтотранс» произошел неприятный инцидент: представители ООО «Первая транспортная корпорация» (принадлежит депутату Гордумы Челябинска Станиславу Новичихину) пытались вывезти на грузовиках ремонтную технику. В ответ сотрудники ОГТ вызвали полицию. Позже эту ситуацию разобрали на аппаратном совещании в администрации города. Новичихин заявил, что всего лишь пытался забрать оборудование, которое и так принадлежит его компании и просто находилось в помещениях, которые «Первая транспортная корпорация» когда-то арендовала у МУПа (новый собственник, ОГТ, не стал перезаключать договор аренды). Глава города Евгений Тефтелев в итоге поддержал депутата.

 

ООО «Первая транспортная корпорация» в настоящий момент присутствует на автобусных маршрутах № 15 и 16

 

Директор ОГТ Дмитрий Холод заявил, что лично у него никаких претензий к Новичихину нет, а конфликт носил исключительно правовой характер: «Надо понимать, что как раз в тот момент шел процесс передачи имущества. Он и сейчас идет, мы как раз подписываем акты. А так как сумма сделки немаленькая, то обязательно надо проверить, что это за предметы, оборудование, кому что принадлежит. Поэтому до окончания инвентаризации нежелательно было что-то вывозить с базы, именно поэтому сотрудники ОГТ и вызвали полицию».

Отметим, что принадлежащая Новичихину ООО «Первая транспортная корпорация» в настоящий момент присутствует на автобусных маршрутах № 15 и 16, что довольно легко заметить — машины забрендированы соответствующим образом. «Новичихин брал автобусы в аренду с правом ответхранения у конкурсного управляющего МУП „Челябавтотранс“. После того, как пройдет процедура передачи всего имущественного комплекса, станет ясно, останется ли ООО „Первая транспортная корпорация“ на этом маршруте или нет. Но хочу отметить, что ОГТ намерено максимально нарастить свое присутствие на всех возможных маршрутах города», — лаконично сообщил Дмитрий Холод.

 

23 автобусных муниципальных маршрута действуют в Челябинске на 18 января 2018-го года

 

Впрочем, судя по словам начальника Управления транспорта Романа Болотова, вопрос с присутствием или неприсутствием компании Новичихина на указанных маршрутах уже можно считать решенным: «25 автобусов, которые были арендованы ООО „Первая транспортная корпорация“ у конкурсного управляющего МУП, должны перейти к ОГТ», — сообщил Болотов «Челябинскому обзору».

Трамваи и троллейбусы: как сегодня работает ООО «ЧелябГЭТ»

ООО «ЧелябГЭТ» сегодня работает по той же самой схеме, что и ОГТ до выкупа имущественного комплекса, то есть арендует подвижной состав, оборудование и помещения у банкротящегося МУПа. Обходится это в настоящий момент в 10 млн рублей в месяц. Выкупать имущество по той же схеме, как было с автобусами, планируется, но когда — неизвестно. В данный момент в МУП проходит инвентаризация, и только после того, как сложится вся картина банкротства, можно будет решать данный вопрос. «Основной кредитор МУПа — налоговая инспекция, совокупный долг порядка 900 млн рублей. Насколько затянется процедура и когда может произойти выкуп имущества — сказать пока сложно. В случае с МУП „Челябавтотранс“ процесс занял 1,5 года», — сказал Роман Болотов.

 

ООО «ЧелябГЭТ» сегодня работает по той же самой схеме, что и ОГТ до выкупа имущественного комплекса, то есть арендует подвижной состав, оборудование и помещения у банкротящегося МУПа.

 

По словам директора ООО «ЧелябГЭТ» Александра Павлюченко, сегодня на линии по плану выпускается 342 единицы транспорта: 156 троллейбусов и 186 трамваев. «Когда я заступил на должность директора ( в начале октября 2017-го года — прим. редакции), то распорядился добавить на линии 8 троллейбусов и 4 трамвая. Прирост небольшой, но все же есть. Конечно, необходимо еще добавлять подвижной состав, но есть определенные сложности, — рассказал Павлюченко „Челябинскому обзору“. — В случае с трамваями — это связано с пропускной способностью сети, рельсов. В случае с троллейбусами — это трудности с водителями. Их сегодня не хватает, особенно учитывая, что сотрудники начали уходить в отпуска. Эта проблема назрела не вчера и связана еще с теми временами, когда появились серьезные финансовые проблемы у МУПа. Таким образом, у водителей сейчас есть определенные претензии к размерам зарплаты, и, кроме того, управлять крупногабаритным транспортом не так просто, учитывая, как нагло теснят, подрезают на остановках троллейбусы маршрутчики, как порой сложно подъехать к пассажирам».

 

Троллейбусам в Челябинске передан приоритет по посадке-высадке в самом удобном месте остановочного комплекса, а уступать должны именно маршрутки и даже автобусы.

 

Отметим, что по инициативе Александра Павлюченко с 13 января 2018-го года в Челябинске введены новые правила: троллейбусам передан приоритет по посадке-высадке в самом удобном месте остановочного комплекса, а уступать должны именно маршрутки и даже автобусы. Впрочем, пока правила работают только на бумаге: если понаблюдать 10-15 минут за ходом движения на остановке «Площадь Революции», то очень легко заметить, что частные перевозчики действительно не церемонятся с муниципальным общественным транспортом и далеко не всегда предоставляют приоритет. О ситуации доложено главе города Евгению Тефтелеву, который, в свою очередь, дал поручение разобраться в ней начальнику УМВД по Челябинску Сергею Миронову.

Что касается зарплат, то, по словам Павлюченко, вопрос решается: «Сегодняшняя задача — максимально сокращать расходы ООО и увеличить жалованье людям. Экономия с октября составила около 18-20%, мы отказались от некоторых работ, например, стали ремонтировать пути своими силами, а не силами подрядчика. Экономим на шинах, на закупе. Даже мусор сейчас из депо сами вывозим. Это дает позитивный финансовый результат».

Что будет дальше

По данным Управления транспорта администрации Челябинска, оба транспортных ООО существенно сократили убытки по сравнению с МУПами. ОГТ сейчас генерирует 1,5–3 млн рублей убытков в месяц против прежних 15 млн, «ЧелябГЭТ» — порядка 20–25 млн рублей вместо 35. Это означает, что в настоящий момент работой руководителей — Холода и Павлюченко — в администрации, скорее всего, довольны.

 

ООО «ЧелябГЭТ» генерирует порядка 20–25 млн рублей убытков в месяц вместо 35, которые были у МУП

 

Безусловно, того количества подвижного состава, который сегодня выходит на улицы, недостаточно — маршрутки по-прежнему отбирают у муниципальных автобусов, троллейбусов и в некоторых случаях и трамваев значительную часть трафика, и это понятно. Во-первых, люди привыкли к маршруткам и хорошо помнят по опыту последних нескольких лет, что лучше запрыгнуть в первую попавшуюся «Газель», чем ждать автобус, который неизвестно когда приедет. Во-вторых, на некоторых загруженных, крайне востребованных маршрутах, муниципального транспорта просто нет (навскидку — маршрутка № 92, следующая от ЧМК до Чистопольской, в принципе не имеет конкурента в виде городского автобуса или троллейбуса, отчего никогда не ходит пустой). В-третьих, на некоторые маршруты подвижной состав в будние дни выходит один раз в несколько часов (например, тот же автобус № 18).

Между тем, автомобили частных перевозчиков продолжают с завидным постоянством попадать в ДТП, причем весьма громкие — чего стоит одна история конца прошлого года, когда в центре Челябинска маршрутка влетела в лоб трамваю и пострадали 8 человек. Это, безусловно, создает негативный информационный фон вокруг и без того многострадальной темы. Уже не говоря о том, что частные перевозки — это малоконтролируемый сбор наличных денег, по которым нет подробной и прозрачной отчетности (аналогично нелегальным ларькам).

 

52 000 — дневной пассажиропоток в автобусах ООО «Общественный городской транспорт»

 

Отметим, что даже на тех маршрутах, на обслуживание которых, согласно официальному реестру перевозчиков, размещенному на сайте Управления транспорта, нет договора с какой-либо компанией, периодически появляются какие-то машины. Например, так, по свидетельствам читателей «Челябинского обзора», случилось на днях с маршрутом № 5 (Чичерина — ЮУрГУ), по которому катался НЕФАЗ, собирая пассажиров. Не исключено, что таким образом нелегалы проверяют рентабельность маршрута, парой-тройкой рейсов. О проблеме знают в соответствующих кругах, правоохранительные органы также в курсе, но, видимо, решить ее радикально можно, лишь «застолбив» маршруты легальными перевозчиками, как частными, так и муниципальными.

Сейчас — сложный, переломный момент, когда ситуация с общественным транспортом начала (в глазах пассажиров, интересы перевозчиков мы в данном случае не рассматриваем) меняться к лучшему. И от того, как будет эта ситуация развиваться, в огромной степени зависит, как будут челябинцы доверять городским властям в принципе.

 

180 000 —190 000 — дневной совокупный пассажиропоток в трамваях и троллейбусах ООО «ЧелябГЭТ»

52 000 — дневной пассажиропоток в автобусах ООО «Общественный городской транспорт»

74 млн пассажиров — консолидированный пассажиропоток общественного муниципального транспорта Челябинска за 2017-й год

23 автобусных муниципальных маршрута действуют в Челябинске на 18 января 2018-го года

15 трамвайных муниципальных маршрутов действуют в Челябинске на 18 января 2018-го года

19 троллейбусных муниципальных маршрутов действуют в Челябинске на 18 января 2018-го года

Данные: ООО «Общественный городской транспорт», ООО «ЧелябГЭТ», Управление транспорта администрации Челябинска

 

Комментарии