Екатерина Силина:

«Мы рассчитываем снять рекламные баннеры в центре города»

Главный художник города — о дизайн-коде Челябинска

Екатерина Силина — главный художник комитета градостроительства и архитектуры Челябинска — о наружной рекламе, дизайн-коде города и планах по улучшению эстетики столицы Южного Урала.

Андрей Ткаченко

— Екатерина Николаевна, вашей должности до реорганизации комитета не было. В чем заключается работа главного художника города?

— В контроле за соблюдением требований и правил, касаемых городской среды. Содержание фасадов, размещение рекламы и информации в городе, размещение нестационарных торговых объектов, мемориальных объектов и других объектов благоустройства. То есть наш отдел архитектуры и дизайна городской среды отвечает за внешний вид города, не затрагивая вопросы планировки территорий, архитектурного решения строящихся объектов капитального строительства — это зона ответственности главного архитектора. Мы следим за тем, что происходит в городе сейчас, на текущий момент.

— И что же сейчас происходит с городской средой?

— Очень многое нужно менять. Есть недоработки. На мой взгляд, Челябинск сегодня отстает от многих городов-миллионников, которые прошли достаточно серьезный путь. Мы его только начинаем. Конечно, развитию других городов способствовало проведение серьезных мероприятий — всероссийского и международного уровня. Нам нужно совершенствовать законодательную базу, чтобы была возможность качественно регулировать и воздействовать на городскую среду.

 

 

— Разговоры об изменении законодательства в вопросах наружной рекламы ведутся на протяжении долгого времени. А баннеры и плакаты по всему городу так и висят.

— Мы очень рассчитываем снять эти баннеры в ближайшее время! Сейчас готовится новый документ по информационным конструкциям. Потому что очень часто баннеры у нас размещаются не под видом рекламы, а под видом «информации, обязательной к размещению». Из-за этого собственников таких конструкций нельзя привлечь к ответственности за несанкционированную рекламу. Баннеры висят годами, не попадая ни под какое регулирование. Документ фактически назрел и перезрел. Правовое поле отсутствует.

— Информация о разработке этого документа появилась в СМИ в мае 2017. Скоро уже следующий год. Понимаю, что принятие законодательных актов — это длительный процесс. Но все-таки — когда?

— Сейчас документ находится на рассмотрении в Челябинской городской Думе. Мы рассчитываем, что депутаты примут его в декабре 2017 года. Процесс действительно долгий. Связано это с тем, что документ абсолютно новый: реклама в городе регулировалась, а информационные конструкции — нет.

— Допустим, что в декабре закон приняли. Что дальше? Начнутся демонтаж или штрафы?

— Новый регламент будет устанавливать требования к размещению и содержанию: задавать параметры информационных конструкций в зависимости от места расположения, определять их корректное по отношению к архитектуре размещение на фасаде здания. Это достаточно объемная часть документа, потому что мы хотим максимально полно урегулировать требования, чтобы у предпринимателя была возможность размещать свои конструкции без процедуры согласования.

 

 

— Получается «размещаю, что хочу»?

— Нет, будут установлены определенные параметры, которым должна соответствовать вывеска. Если конструкция им полностью соответствует, ее можно будет размещать без согласования с Комитетом градостроительства и архитектуры.

— В 2018 году центр будет «очищен» по закону?

— В предлагаемой редакции документа предусмотрено приведение в порядок до середины 2018 года вывесок на гостевых маршрутах. Это будет буферный момент, позволяющий нам рассмотреть закон в действии. А к концу 2020 года планируется приведение в соответствие вывесок на всей территории города.

— Карать нарушителей будут сразу?

— Нет. До середины 2018 года дается время для изучения закона и приведения вывесок в соответствие требованиям, до этого времени уведомления об устранении нарушений выноситься не будут.

— Весь этот документ — это по сути, своего рода дизайн-код города?

— Фактически. В других городах, в том числе и в Москве, дизайн-код подразумевает наличие нормативного документа по информационным конструкциям, который регламентирует общий порядок и детальную разработку концепций комплексного решения размещения вывесок для отдельных улиц, где рассматривается каждый дом отдельно. В столице дизайн-код распространен на весь центр, а теперь они прорабатывают его по всем транспортным кольцам. У нас сначала работа будет вестись по гостевым маршрутам. Начнем с проспекта Ленина, улиц Кирова, Труда и дороги в аэропорт. Но утверждение концепций возможно только после внесения изменений в существующие нормативные акты.

— Ларьки и киоски тоже в вашем ведении?

— Здесь работа нескольких управлений. Мы отвечаем за внешний облик, а за их размещение отвечает Управление по торговле и услугам и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям. Торгово-остановочные комплексы, киоски, павильоны размещаются в соответствии с типовыми проектами. По ним у нас сейчас проводится конкурс. В декабре будет подведение итогов. Мы будем устанавливать новые типовые проекты, рассчитываем собрать хорошие предложения и осовременить нестационарные торговые объекты.

— Типовые проекты — значит, будет единообразие?

— Да. Мы хотим привести все к единому знаменателю, чтобы предприниматель, открывая новый объект, понимал требования к его внешнему виду. Сейчас еще достаточно много объектов, на которые продлевались договоры аренды с условием реконструкции киоска или павильона. Эти объекты стоят в городе порой с 90-х или 2000-х годов, абсолютно разномастные... естественно, это все город не красит.

— Новые зеленые остановочные комплексы останутся?

— Касаемо тех остановок, которые сейчас размещаются... я их не согласовывала (улыбается). Впервые новый остановочный комплекс увидела уже установленным по дороге в аэропорт. Естественно. есть ряд замечаний. Надеемся, что у нас получится их поменять, исправить, что возможно.

 

 

— В начале разговора вы отметили, что развитию других городов-миллионников способствовали проведения различных мероприятий. Мы ждем саммит стран ШОС и БРИКС в 2020 году, но времени осталось очень мало. Успеем ли к саммитам и законодательную базу принять, и порядок навести?

— Надеюсь, да. Все-таки рекламные и информационные конструкции более мобильны, их изменение требует меньше времени, чем возведение конгресс-холла и прочих объектов к саммиту. Поэтому времени нам должно хватить. По нестационарным объектам уже принято решение — на гостевых маршрутах будут только типовые торгово-остановочные комплексы.

— Внешний вид города — это не только реклама и киоски. Огромное значение имеет эстетика домов. Вы как художник как-то за ней следите?

— Если говорить о существующих домах, когда производится капитальный ремонт, разрабатываются паспорта домов, которые мы утверждаем. Это следующий этап в нашей работе — мы будем вносить изменения в паспорта фасадов. Планируем ориентироваться на опыт Екатеринбурга, где паспорт фасада включает в себя размещение кондиционеров, вывесок и приведение входных групп в порядок. У нас сейчас эти данные в паспортах не зафиксированы. Согласитесь — например, кондиционеры, значительно влияют на внешний вид дома. Работа должна быть комплексной.

— Горожане ждут новых скверов и прогулочных зон. Или улучшения существующих...

— Мы рассматриваем проекты парков, скверов, выступаем организаторами конкурсов по разработке парков и скверов. Непосредственно за их содержанием следят администрации районов. Сейчас идет текущая работа, в рамках программы «Городская среда». Специфической, новой работы в 2018 году не планируется.

— А велодорожки будут?

— Тут история достаточно долгая, мы стараемся их внедрять при разработке дизайн-кода в наших концепциях, чтобы проектировщики эти вопросы рассматривали, давали предложения. Но пока опять же нет законодательной базы по устройству велодорожек, я не могу говорить, что они будут сделаны в ближайшее время.

— Вам как художнику в Челябинске вообще нравится?

— Мне нравится жить в Челябинске, но я очень хочу его изменить. Нравятся наши широкие дороги, которыми не могут похвастаться города с тесной исторической застройкой. Нравится наш парк и городской бор в центре города. У Челябинска очень большой потенциал. Нужно работать по самым разным направлениям, чтобы он стал более комфортным и красивым.

 

Комментарии