О парках для жизни и жизни для парков

Челябинску нужны не просто зеленые, а эффективные общественные пространства

Администрация Челябинска готовится обнародовать детальные планы обустройства городских парков и скверов в предстоящий летний период. Предполагается дальше развивать локальные зоны культурного отдыха и активного досуга, важные для улучшения жизни в районах. Однако почти без внимания остается главная парковая зона южноуральской столицы — Челябинский городской бор, который, несмотря на свое расположение в центре города, пока все еще малодоступен для горожан.

Андрей Ткаченко

Запрос на зелень

Акцент на обустройстве районных зон отдыха обоснован. Проблема их нехватки по соседству с жилыми кварталами продолжительное время не то чтобы совсем игнорировалась — чиновники просто оставляли ее на периферии своего внимания, будучи сосредоточенными на иных приоритетах. В результате даже многие из прежде обустроенных парков и скверов успели одичать, превратившись из мест притяжения в места напряжения. Даже Алое поле кое-где не радует глаз и не дает чувство защищенности, хотя по всем соображениям таких уголков просто не должно быть в центральной прогулочной зоне мегаполиса.

Картина стала меняться под влиянием нескольких факторов, не последним из которых стало нечто, вполне похожее на моду. Вспомним, что на рубеже столетий редкий областной центр не обзавелся пешеходной улицей в центре — на манер столичного Арбата. И если поначалу градоначальникам приходилось даже действовать наперекор общественному мнению, которое откровенно недоумевало по поводу появления закрытых для растущего автомобильного трафика участков улично-дорожной сети, то теперь собственный Арбат — это, можно сказать, непременный статусный признак приличного города.

В случае с парками работает не только мода. В крупных городах действительно начал формироваться общественный запрос на более дружелюбную к людям городскую среду, в том числе на такой значимый ее элемент, как зеленые зоны. В Челябинске этот запрос эмоционально усилен проблемой запредельного загрязнения воздуха. Хотя, если разобраться, как раз в наших условиях фактор зелени на решение этой проблемы работает, самое большое, пять месяцев в году — просто потому, что в остальное время у нас зима.

Как бы там ни было, во время знакомства нового главы городской администрации с потенциалом административных районов Челябинска местные начальники все как один называли в качестве возможных «точек роста» именно локальные парковые зоны.

«Челябинский обзор», правда, тогда усомнился в том, что восстанавливаемые или создаваемые с нуля парки и скверы способны стать локомотивами социально-экономического развития районов. Особенно, фигурируя в качестве едва ли не единственной позиции в списке локальных «точек роста». Однако в целом можно согласиться с мнением самого Евгения Тефтелева, который напомнил проверенную временем формулу: если хорошо отдыхаем, то хорошо и работаем.

Интересно, когда интересно

Весь вопрос в том, какими должны быть места отдыха в современном городе. Уже не раз высказывались профессиональные суждения о том, что челябинцы (как, впрочем, и жители других городов) на самом деле ждут не столько парков и скверов, сколько на совесть сделанных общественных пространств. Привлекательных, удобных, функциональных и, разумеется, с внушительной «зеленой» составляющей. Хотя в провонявшем выбросами Челябинске, повторимся, еще долго будет особый спрос на природную компоненту, все же достаточно выйти к горожанам с хорошо подготовленным исследованием, чтобы убедиться: людям важна не только возможность быть рядом с природой, но и с интересом проводить на природе время.

Человек — существо социальное, и это одна из причин, по которой весь путь человечества — это путь в города. Не берем во внимание причины, которые делают многих сегодняшних горожан домоседами, заставляют искать уединения в максимально безлюдных местах или вообще стремиться куда-то за город. Рано или поздно становится очевидно: людям интересно там, где есть другие люди и возможность каким-либо образом взаимодействовать с ними. Где высока вероятность новых встреч и знакомств, положительных впечатлений от чьих-то действий, наслаждения чьим-то трудом и творчеством. В конце концов, в таких местах себя чувствуешь намного безопаснее. Ведь нет проблем найти в городе утопающее в зелени место, где, к тому же, почти или вовсе не бывает людей. Но будете ли вы там чувствовать себя в своей тарелке, даже если прямой угрозы себе вы не видите?

Чтобы стать привлекательным, месту недостаточно быть только приятным глазу. Его возможности должны быть намного шире и рассчитаны на разнообразие потребностей. Такие места должны нравиться не только пенсионерам и мамочкам с колясками, но и, например, подросткам на роликовых коньках или воркаутерам. Такие места должны позволить не только побродить в тишине, посидеть под деревом с книжкой или планшетом, посудачить с кем-то на лавочке, но и много чего еще. Например, насладиться вкусом горячего кофе, за которым не придется снова идти в город.

Таким образом, будет мало привести в порядок какую-то территорию, проложить пешеходные дорожки и устроить освещение, расставить скамейки и оформить все вокруг красивыми клумбами и цветниками. Если людям в этом месте просто нечего будет делать, не на что будет посмотреть, если их ничего не будет впечатлять и заряжать эмоциями, то в конечном итоге это пространство обречено остаться безжизненным. Людей здесь будет все меньше и меньше, и весьма вероятно, что обустроенный с немалыми затратами сквер или парк вскоре подвергнется вандализму и новому запустению. Собственно, не потому ли сейчас в Челябинске приходится восстанавливать прежде покинутые зоны отдыха?

В продвинутых городах вопросу эффективности функционирования общественных пространств уделяется не меньше внимания, чем оценке качества работы других жизненно важных сфер. Когда в 70-х годах (!) стало понятно, что в сером, пыльном и загазованном Питтсбурге никому не хочется жить и работать, озеленение стало для муниципалитета стратегической задачей, актуальной до сих пор. Для этого в мэрии был создан особый орган, который вскоре выдал на-гора специальный мастер-план городского озеленения, а в деле обустройства общественных зон и высадке деревьев вывел и стал использовать математическую модель. Для нас, челябинцев, все это какой-то Космос, включая само название упомянутого муниципального органа — Совет по тенистым деревьям. Неудивительно, что когда полгода назад представитель этого совета Мэттью Эрб посещал Челябинск, готовый поделиться наработанным за четыре десятилетия опытом, никто из городской администрации не нашел времени встретиться с экспертом...

Негородской бор

Между тем было бы грустно через какое-то время вновь осознать, что из-за чьей-то недальновидности южноуральская столица упускает возможности, которые изначально являются ее конкурентными преимуществами.

В контексте разговора о столь необходимых Челябинску публичных пространствах можно привести в пример главную парковую зону города — Челябинский городской бор. Его зеленый клин широко вдается в территорию города, подходя вплотную к самому центру, но парадоксальным образом бор остается малодоступным для жителей и гостей Челябинска.

Неиспользованный потенциал нашей главной зеленой достопримечательности хорошо отражен в концепции развития парковой зоны, которую подготовила одна из девелоперских компаний.

«Челябинский обзор» первым публикует этот проект, выражая надежду, что за этим последует продуктивная дискуссия и разработка комплексной программы развития парка, с конца 2000-х сильно притормозившего в своем качественном росте. Авторы концепции считают, что Челябинский бор может пополнить список лучших городских парков мира, но для этого необходимо предоставить горожанам возможность чаще в нем бывать.

Особенно это актуально для жителей активно развивающегося северо-запада, которые, с одной стороны, живут рядом с парком, а с другой — сейчас фактически лишены доступа в бор. Чтобы попасть в парк, им нужно или выбраться в центр, где есть, по сути, один-единственный парадный вход, или озаботиться преодолением настоящей полосы препятствий в районе Университетской набережной и на другом берегу реки Миасс. Проблему предлагается решить за счет дополнительных входов, которые неплохо было бы привязать к остановочным пунктам общественного транспорта и в ряде случаев оснастить автопарковками.

В самом парке предложено поэтапное оформление новых пешеходных дорожек и вело-роллерных трасс, для чего не предполагается никакая вырубка: будут задействованы уже существующие маршруты. Те из них, которые опоясывают бор по периметру, могут быть объединены в общий веломаршрут — с выходом в центр, а в перспективе и в новые районы на западе, включая пригородные поселки. В качестве еще одной возможной транспортной альтернативы названа существующая детская железная дорога, которая внутри парка могла бы работать уже не как аттракцион, а как вид общественного транспорта, особенно если удобно связать ее станции с новыми точками доступа в парк и остановками городского транспорта.

Отдельный разговор о точках активности, которые сделают парк еще более привлекательным и более приспособленным для отдыха. На сегодня она сконцентрирована, главным образом, на территории двух муниципальных учреждений — собственно парка имени Гагарина и городского зоопарка. За пределами муниципальной части бора могли бы быть организованы несколько общественных зон, включающие точки общепита, уличной торговли и сервиса, туалеты и т. д. Выйди муниципалитет к бизнесу с программой развития паркового пространства, заручись поддержкой областных властей, в чьем формальном ведении находится остальная часть бора, можно было бы надеяться на успешный пример государственно-частного партнерства.

Уже сам факт появления такой концепции вновь свидетельствует: бизнес давно готов помочь муниципалитету в обустройстве общественных зон. Он всегда более чутко улавливает реальные потребности горожан и, надо признать, часто обходит чиновников в их способности видеть на перспективу. Эта заинтересованность объясняется довольно просто: бизнес очень хорошо себя чувствует вблизи грамотно организованных публичных пространств. Ведь в том числе и собственный челябинский опыт свидетельствует: их появление и качественное развитие заметно повышает привлекательность отдельных улиц, кварталов, целых районов и даже всего города. Эффект может получиться отложенным на года, но в итоге многократно превзойти все ожидания.

 

Комментарии