ГИБДД

Мария Филатова

Корреспондент

От любви до ненависти — и обратно. Прокат электросамокатов в Челябинске появился всего месяц назад, но уже расколол горожан на два лагеря. Одни за то, что «это удобно и экологично». Другие: «Это опасно!» (что в принципе, не так далеко от истины — за месяц самокатчики не раз успели и себя повредить, и других). «Челябинский обзор» месяц наблюдал за тем, как приживается «кикшеринг» в городе, и вот что готов рассказать...

«Да сколько же можно! Эти барыги в погоне за прибылью готовы поубивать все население! Без прав не давать самокат, приравнять его к авто!»

«Просто должны быть выделенные дорожки для велосипедистов, самокатчиков и любителей роликов. И все».

«Дело не в аренде самокатов, не в велосипедистах или скутеристах. Дело в головах людей. Пока всеобщее всех на всех наплевательство будет продолжаться, эти джунгли будут цвести».

«Сейчас начнется, запретить — наказать. А если ребенок споткнется и нос разобьет об асфальт, то асфальт запретить? А если на горке ногу сломает — горки сравнять с землей? Запретите уже все, тогда точно никто не пострадает».

«0,0001 процент самокатов едет со скоростью 30–40 км/час! Самокаты — безопасны, на них же по тротуарам ездят, а не по проезжей части. Это самокатчики, любящие бухнуть и разогнаться, опасны для окружающих».

С конца апреля в Челябинске начал работать сервис аренды электросамокатов Urent, следом за ним свои самокаты разместила компания Whoosh. Новые средства передвижения вызвали массу эмоций у горожан и стали чуть ли не самой обсуждаемой темой мая. Кто-то рад нововведению и пищит от восторга, для кого-то электросамокаты — травмоопасная вещь, недопустимая в таком крупном городе.

Поездка началась!

Самокаты расположены в каждом районе города.

Арендовать самокат — проще некуда. Скачиваешь приложение, вводишь данные (номер телефона и карты, с которой будет производиться оплата — прим. редакции), выбираешь тот электросамокат, который приглянулся больше всего (или тот, что ближе), сканируешь QR-код и начинаешь поездку. Никакие данные о возрасте, поле и наличии водительских прав не требуются.

Стоимость в Urent: перед поездкой на вашей банковской карте замораживается 500 рублей — это залог, он вернется обратно по окончании поездки. Старт (разблокировка самоката) стоит 20 рублей, затем идет поминутная оплата стоимостью 3 рубля каждая (первоначально стоимость разблокировки составляла 50 рублей, далее по 5 рублей за минуту — прим. редакции). Также сервис предлагает приобрести страховку в размере 30 рублей.

Стоимость в Woosh: как и у первого сервиса, здесь предусмотрен залог в размере 500 рублей, который вернется в конце поездки. Старт обойдется в 30 рублей, затем оплата будет идти ежеминутно — стоимость 60 секунд равна 4 рублям (цена указана со скидкой, так старт обойдется в 50 рублей, а минута езды — 5 рублей). Страховка обойдется в 35 рублей.

Цена за поездку определяется поминутно Фото: скрин приложения Woosh (слева) и Urent (справа)

Чтобы поехать, нужно оттолкнуться ногой и нажать кнопку «газ», находится она справа. Только нажимать не стоит резко, лучше плавно, иначе все допустимые 25 км/ч наберете за секунду. Тормоза предусмотрены — их два: передний и задний.

По окончании поездки на карте города в приложении (что в Urent, что в Woosh) находите точку со знаком парковки, доезжаете до данного места, завершаете поездку и оставляете самокат. Все действия комментируются подсказками, так что разобраться несложно.

В Urent необходимо пристегнуть самокат к парковке, после чего сделать фото пристегнутого самоката.

В Woosh ничего закреплять или привязывать не нужно. Достаточно оставить самокат на разрешенном парковочном месте и сфотографировать его.

С тем, что такое кикшеринг и как им пользоваться, разобрались, теперь перейдем к главному вопросу: кто такие самокатчики — пешеходы, для которых разрешенная территория — как раз-таки тротуары, или водители, чье место на проезжей части?

Самокат ≠ ДТП?

Электросамокаты пользуются популярностью у жителей Челябинска

За месяц в Челябинске произошло несколько ДТП с самокатчиками. Люди, управляющие электросамокатом, становились как жертвами, так и виновниками аварий.

Первое ДТП в Челябинске с участием арендованного электросамоката произошло 5 мая. В Тракторозаводском районе водитель иномарки Toyota Corolla наехала на самокатчика. Пешехода с травмами доставили в больницу.

Нашумевшая история произошла с пятилетним ребенком в парке Гагарина. Вечером, 8 мая, семья с тремя детьми прогуливалась в парке. Когда челябинцы уже собирались домой, их среднего сына сбила пара на самокате (да, парень с девушкой, видимо, решили сэкономить и прокатиться на самокате вдвоем, хотя данный способ езды запрещен в обоих сервисах). Мальчику потребовалась операция (рентген показал, что кость голени сильно смещена — прим. редакции). Ребенка доставили в больницу, врачи провели операцию и вставили спицы для сращивания костей.

В тот же день в Ленинском районе Челябинска 18-летний парень на электросамокате сбил женщину. Пострадавшая получила травмы и была госпитализирована. В отношении молодого человека был составлен административный протокол.

По проезжей части ездить нельзя — машины собьют, по тротуарам и в общественных местах тоже — здесь, наоборот, самокатчик на кого-то наехать может. И как быть? Кто такие самокатчики — пешеходы, для которых разрешенная территория — как раз-таки тротуары, или водители, чье место на проезжей части?

«В соответствии с ПДД РФ лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, приравниваются к пешеходам, а следовательно, должны соблюдать все правила, предписанные пешеходам: двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, спешиваться на пешеходном переходе и так далее», — объясняют статус самокатчиков в пресс-службе УГИБДД по Челябинску.

Отметим, что при мощности более 0,25 кВт и (или) развитии максимальной скорости более 50 км/ч электросамокаты относятся к мототранспортным средствам категории «L», то есть мопедам. Значит, для управления данным транспортным средством требуется наличие водительского удостоверения категории «М» или «А». Получается, водитель подобного «самоката» обязан соблюдать ПДД так же, как и водители мототранспорта.

В Челябинске в сервисе Whoosh и Urent стоят ограничения скорости: максимально электросамокат достигает 25 км/ч, поэтому разогнаться до 30, 40 и тем более 50 км/ч не получится. Помимо этого сервисы ввели ограничения на различные участки. Так, на пешеходной части улицы Кирова сервис Urent ограничил скорость движения электросамокатов до 10 км/ч, а в компании Woosh вовсе отказались от предоставления услуги на пешеходной улице, сделав ее «красной зоной».

В парках и скверах максимальная скорость электросамокатов сервиса Woosh не может превышать 14 км/ч. Фото: скрин приложения Woosh

Ограничения также коснулись парков и скверов (сквер Алое поле, парк Гагарина и городской бор, парк Пушкина, Терешковой, сад Победы, Никольская роща, Северо-Западный парк и парк Камней). Скорость электросамокатов на указанных участках в сервисе Woosh может достигать не более 14 км/ч.

В приложении Urent несколько участков, расположенных между улицей Братьев Кашириных и проспектом Победы, а также территория парка Гагарина закрашены в серый цвет с пометкой «парковка запрещена». При нажатии на указанный участок высвечивается предупреждение: «Тут лучше не кататься. В этой зоне самокат автоматически снизит скорость, потому что здесь нельзя ехать быстрее 5 км/ч».

В приложении Urent серым цветом отмечены места, где парковка запрещена, а езда на самокатах будет достигать 5 км/час. Фото: скрин приложения Urent

«Если вы хотите взять в прокат электросамокат либо какие-то другие средства, новомодные для передвижения, обязательно поинтересуйтесь, какая у них мощность, необходимо ли вам иметь право управления данным самокатом. И исходя из этого вы сможете сделать вывод, где вы можете на нем двигаться: либо по проезжей части, либо на жилой зоне, где пешеходы, по велопешеходным дорожкам», — объясняет сотрудник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД Челябинской области Ирина Аркадьева.
 

Нарушил — и что дальше?
 

Самокатчики, как ни крути, представляют опасность как для пешеходов, так и для водителей иных транспортных средств. Все дело в неосведомленности населения. Управляя модным устройством, граждане не осознают всей ответственности, воспринимая электросамокат как развлечение: разгоняются до максимальной скорости в местах скопления людей, передвигаются на данном средстве через дорогу и по дороге, мешая движению машин; не соблюдают правила ПДД, что приводит к авариям.

На сегодняшний день нет закона, регулирующего деятельность самокатчиков, он находится в разработке. Поэтому нет правил управления данным средством индивидуальной мобильности.

Так несут ли челябинцы ответственность?

Если авария с участием электросамоката произошла на проезжей части, то делом займутся сотрудники Госавтоинспекции. Будет оформлено дорожно-транспортное происшествие, виновные будут привлечены к ответственности.

«Если лицо причинило вам материальный ущерб, если гражданин врезался в транспортное средство, допустим, помял что-то, то в общем порядке, гражданском порядке с него могут быть взысканы денежные средства в счет погашения ущерба», — рассказывает представитель правового отдела областного полицейского главка Сергей Кузнецов.

Согласно статье 12.30 КоАП РФ нарушение ПДД пешеходом (самокатчики приравнены к пешеходам), пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей. Если нарушение ПДД пассажиром повлекло по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Если инцидент произойдет в ином месте, делом займутся сотрудники территориального отдела полиции. Будет составлен административный протокол.

«Лица, управляющие средством индивидуальной мобильности, должны понимать, что любой вред, причиненный имуществу и здоровью гражданина вследствие противоправных виновных действий, повлечет к взысканию с них этого ущерба, наложения соответствующего административного штрафа», — добавляет Сергей Кузнецов.

Как пользоваться правильно?

Для активации электросамоката достаточно отсканировать QR-код

Администрация города напоминает правила пользования электросамокатами:

  • Использовать электросамокат необходимо только на тротуарах, не создавая при этом помех пешеходам, велосипедистам, другим пользователям средств индивидуальной мобильности. В случае большого количества людей необходимо спешиваться и двигаться со скоростью потока людей;
  • Нельзя пересекать пешеходный переход на самокате — необходимо спешиться и перекатить самокат через переход;
  • Электросамокатом запрещено пользоваться лицам младше 18 лет;
  • В состоянии алкогольного и наркотического опьянения управление самокатом опасно для жизни;
  • Нельзя брать пассажиров — строго один взрослый на одном самокате.

Проезжать на самокате по зебре — запрещено, дорогу нужно переходить пешком

Контакты для связи:

URENT: техническая поддержка support@urent.city, чат в TG и сообщество ВК.

WHOOSH: техническая поддержка для пользователей — чат в приложении, для обращений граждан — support@whoosh.bike.

Мнение

Интервью

Популярное