Надо объединяться

Эксперты в области культуры и масс-медиа — о культурной стратегии города

Андрей Ткаченко

Деятели культуры и представители масс-медиа собрались на Сигарном клубе, чтобы порассуждать на тему: «Развитие арт-проектов в Челябинске. Как это отражается на конкурентоспособности мегаполиса». «Челябинский обзор» предлагает краткую выдержку из звучавших мнений.

Дмитрий Довженко

Дмитрий Довженко, депутат Челябинской городской думы, советник главы города:

— Сами по себе арт-проекты, интересные они или нет, ничего городу не дают. А вот люди, которые смотрят на эти арт-объекты, чувствуют, как повышается качество их жизни. Это отражается и на качестве человеческого капитала. Об этом поговорить гораздо интереснее.

Больших, по-настоящему известных арт-объектов в Челябинске не так много. Есть Пермь, которая лет десять назад звучала на всех арт-тусовках, что там сделали какой-то памятник, здесь — еще какой-то арт-объект. Сейчас было бы интересно узнать, как все эти арт-движения отразились на Перми, спустя время. Вот о чем интересно поговорить. Это действительно нужно кому-то, или это нужно лишь узкой прослойке гуманитарной элиты?

Я не против арт-объектов, но должна ведь быть какая-то идея, чтобы не пришел кто угодно и не начал малевать, что попало? Какова тут может быть роль государства?

Максим Бодягин

Максим Бодягин, главный редактор газеты «Челябинский обзор»:

— Искусству ничего особенного от государства не нужно. Ему нужно, чтобы его не трогали. У нас есть, например, театр драмы — императорский театр, где границы экспериментов очень узки и малоподвижны. Он играет стабилизирующую роль — он стоит и символизирует наличие в городе академической культуры. А есть Камерный театр с его «черными субботами» и новаторскими постановками, это экспериментальное пространство. Парадокс в том, что нужно и то, и другое. И пространство стабильности, и пространство эксперимента.

Современное искусство в Челябинске есть, пример тому — прошлогодняя выставка ZOOM100, прошедшая на «Дебаркадере» и показавшая небывалое качество художественных работ. Но народу было мало. Замшелость вкуса у челябинцев — следствие того, что страна 80 лет прожила за железным занавесом. Искусство, воспринимаемое массами — это то, что продают у кинотеатра «Родина», все эти котята, писанные маслом.

Хорошие новости в том, что уже подросло то поколение, которое эту замшелость осознает и отвергает. И оно уже делает арт-события, опираясь только на собственные силы.

Виталина Силина (в центре)

Виталина Силина, руководитель отдела спецпроектов Государственного исторического музея Южного Урала, куратор фестиваля современного искусства «Дебаркадер»:

— Нас поддерживает и финансирует Министерство культуры, но даже у него ресурсы ограничены, а для того, чтобы сделать большой хороший фестиваль, нужно большое количество средств. Идея проведения «Дебаркадера» появилась как экспериментальная. Мы тоже чувствовали какую-то замшелость. Музею же тоже не хочется быть складом для хранения экспонатов и сбора пыли. Хочется открывать новые дискуссионные площадки. Основная цель «Дебаркадера» — нащупать то, что появляется на стыке. На стыке поэзии и живописи, на стыке искусства танца и искусства слова. Мы хотели узнать, если ли спрос на современное искусство в нашем городе. Дело, конечно, обстоит хуже, чем в Екатеринбурге, но мы развиваемся.
Жаль, что наш бизнес не поддерживает фестиваль «Дебаркадер», как, например, в Екатеринбурге поддерживают ту же «Индустриальную биеннале». Но это уже историческая специфика нашего города. Промышленного города.

Динара Султанова (справа)

Динара Султанова¸ куратор центра креативных индустрий Svoboda2:

— Потому что нет качественного предложения. Сейчас мы развиваем площадку, и мне говорят: а вы уверены, что ваши мероприятия с привозными писателями и художниками будут пользоваться спросом? Первые несколько раз, возможно, большого спроса не будет. Но если предложение вырастет, то появится и спрос. В Екатеринбурге до появления «Ельцин-центра» не было никаких крупных фестивалей. Сейчас там всегда много людей, вне зависимости от того, кто выступает — местный писатель, или ученый, или приглашенная звезда. Мне кажется, если у нас будет несколько лет качественное предложение, то появится и спрос.

Наталья Соловьева

Наталья Соловьева, заместитель директора Челябинской областной универсальной научной библиотеки:

— У нас много лет проходит «Южно-Уральская книжная ярмарка» — большой книжный фестиваль, куда мы стараемся привозить современных популярных писателей, книги которых востребованы и хорошо продаются. Но у меня возникает ощущение, что мы — как лебедь, рак и щука. Каждый из нас будто бы конкурирует друг с другом. Мне кажется, существующие арт-пространства города нуждаются в объединении усилий. Сейчас один делает свой фестивальчик, другой — свой, и каждый тянет одеяло на себя.

Максим Бодягин:

— Мысль о странной конкуренции, которую озвучила Наталья Рудольфовна, очень важна. В Екатеринбурге проходит Ural Music Night — колоссальное по своим масштабам событие. Когда начинаешь смотреть в смартфоне программу фестиваля, палец устает скроллить по экрану. Там задействованы все городские площадки, которые предлагают широчайший спектр музыки — от Ивана Дорна до академических исполнителей, можно пойти и выбрать. И если мы обсуждаем вопрос, как нам вывести культуру в городе на новый уровень, то нам нужно подумать о проведении ежегодно двух-трех масштабных событий, которые бы задействовали максимальное число площадок, добиваясь этим синергетического эффекта. Нам нужно идти от конкуренции к синергии. До тех пор, пока мы будем развивать точечные проекты, они будут иметь ограниченный эффект.

Наталья Соловьева:

— В прошлом году у нас был опыт объединения нашей ярмарки с фестивалем «Открытая книга», который проводит 31-й лицей, и благодаря этому нам удалось привезти гораздо больше качественных писателей. Мы дали возможность встретиться с ними не только тем, кто ходит только в библиотеку или только в лицей. В этом году мы тоже планируем выйти за рамки библиотеки. У нас есть предложение и к Историческому музею, и к театрам, и к кинотеатру «Знамя», мы хотим сделать большую, хорошую окололитературную программу. Почему бы в рамках книжной ярмарки не стимулировать интерес к чтению через спектакли, телепередачи, документальные фильмы и так далее? Почему мы еще должны работать вместе? У вас свои подписчики в социальных сетях, у меня — свои. Когда мы объединяем усилия, то расширяем информационную среду. Соответственно, если в один культурный проект включаются несколько учреждений, имеющих свою аудиторию, то аудитория проекта автоматически расширяется.

Динара Султанова:

— Одна из наших целей — остановить отток отсюда креативных людей, создать для них условия, создать сообщество, которое удержит их здесь. Наша долгосрочная стратегия развития предполагает, что через год-два на нашей территории в любой день можно будет посетить мастер-класс, лекцию, кинопросмотр и так далее. Мы хотим создать точку сборки для новых проектов. К счастью, нам помогает Агентство инвестиционного развития Челябинска, спасибо им большое. В ближайших планах — проведение фестиваля «Гофман» в конце августа — начале сентября.

Иван Семьян

Иван Семьян, директор центра исторических проектов «Археос»:

— Для людей из творческой среды Челябинска очень важно объединяться в экспонировании исторического наследия. Несмотря на то, что наследие направлено в прошлое, оно нуждается в современных методах экспонирования. Это очень важный момент для Челябинска, это связано с идентичностью челябинцев. С оттоком людей, не чувствующих значимости этого места и его потенциала. У нас огромное наследие. Есть множество не таких исторически богатых регионов, которые придумывают или разрабатывают себе символ. А мы как бы сознательно отказываемся от своего исторического бренда и не используем его в позиционировании. Металлургия является неотъемлемой частью нашего региона, начиная с неолита и медного века она определяла его развитие. Она же определяла и формирование культуры этих людей, то, какими они были. Даже если мы генетически не связаны с теми людьми — это, кстати, дискуссионный вопрос — мы наследуем эту территорию и ее богатства. Важно, чтобы люди, живущие здесь, видели это наследие, ценили его и хотели в этом жить. Конечно, я рассматриваю этот вопрос в своей плоскости, но это очень важная часть культурного базиса. Когда люди гордятся историческим потенциалом, видят всю его творческую мощь и уже с этим достоинством строят свое отношение к территории.

Евгений Маклаков

Евгений Маклаков, координатор проекта «PR-дозор»:

— Я приведу один пример. Прошедший чемпионат мира по футболу за месяц сделал больше для имиджа России, чем все точечные усилия, сделанные за десятилетия. А мы сегодня делаем там кусочек, тут кусочек, но нет никакой объединяющей стратегии, мы не умеем продвигаться. Да, у нас есть Бажовский фестиваль, у нас есть Ильменка, но это все узко и не выводит Челябинск на федеральную орбиту. Мы все узкие специалисты и мы разрознены. Svoboda2, мне кажется, имеет колоссальный объединяющий потенциал. Я еще раз хочу подчеркнуть, что мы должны объединяться и проводить хорошие красивые мероприятия и продвигать их соответствующим образом.

Андрей Епимахов

Андрей Епимахов, профессор ЮУргУ, научный сотрудник РАН:

— Мы не должны говорить о себе в уничижительном тоне. Мне приходилось видеть очень маленькие города, не имеющие ничего за душой, но живущие тем, что у них есть предметы для гордости. Конечно, если мы будет превращать свое наследие в «почитаемые руины», ничего не будет работать. Оно должно жить, и жить разными способами. Идей можно накидать сколько угодно, но должно быть единое культурное пространство, а мы пытаемся искать разрозненные точки. Если мы будем все вместе поднимать культурное пространство, тогда возникнет синергия.

Я не очень верю в чиновный вариант, когда нам составят программу и скажут: «Вот, пойдем верным путем, товарищи». Максимум, что можно утвердить на верхнем эшелоне власти — это понимание того, что мы как эксперты должны развивать в первую очередь. Я согласен, что мелкие события теряются. Как их интегрировать — надо думать над этим.