В корзину

Трафик в продуктовом ритейле Челябинской области падает

Падение трафика отражает тенденцию, характерную для всей страны. При этом траты населения становятся выше. Но так как денег у людей при этом больше не становится, вполне возможен очередной передел рынка.

avgi.gr
[block:views=onpage-block_similar]

Издание РБК недавно обнародовало данные по трафику, среднему чеку и продажам крупнейших российских ритейлеров. «Магнит», X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория», «Мегамарт») раскрыли свои данные за восемь месяцев нынешнего года. Две компании показали падение трафика в сопоставимых магазинах (работающих больше года). С января по сентябрь 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года покупательский поток в «Магните» снизился на 0,69%, а у «Дикси» он упал на 4,3%. Из трех крупнейших публичных игроков прирост трафика показала только X5 Retail Group.

При этом средний чек, что вполне понятно, растет — продукты, в основной массе своей, дорожают, курс на импортозамещение что-то пока не приносит ощутимого результата, а завтракать обедать и ужинать хочется вне зависимости от экономических трудностей.

Держать марку

По данным аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, объем рынка пищевых продуктов в России (включая напитки и табачные изделия) за январь-июль 2015 года составил 7,47 трлн руб. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года объем рынка составил 6,729 трлн руб. Впрочем, с коррекцией на инфляцию рынок сократился на значительные 8,5% г/г, испытывая сильное давление со стороны сокращающегося потребительского спроса и сложной экономической конъюнктуры.

«Основной тренд — смещение потребительского спроса в формат „дисконтной“ торговли, — отмечает эксперт. —Для того, чтобы максимально сократить розничные цены на товары и поддержать покупательский трафик есть два пути — развитие собственных торговых марок СТМ или инвестиции в логистику и экономия за счет масштабов деятельности. Одним из лидеров развития СТМ является Дикси: СТМ-товары дешевле аналогов на 10-40% и на текущий момент составляют в обороте ритейлера до 16%. Несколько иной подход использует „Магнит“ — он максимально снижает закупочные цены и экономит на издержках за счет хорошо развитой логистики. В целом на текущий момент, наиболее эффективным показал себя именно второй подход».

С тем, что СТМ — это выгодно и для ритейлера, и для покупателя, согласны и представители челябинских региональных сетей. «Доля товаров под собственной торговой маркой в выручке растет, сегодня она составляет 13-14 процентов, — сообщает директор по маркетингу торговой сети „Молния“ и Spar Юрий Блохин. — Наша сеть заказывает СТМ у брендов-лидеров, таким образом, мы решаем сразу две задачи: снижаем затраты и повышаем лояльность покупателей, которые видят, что эти товары изготовлены надежными холдингами, их качеству можно доверять». При этом Блохин подчеркнул, что несмотря на все акции, активный ввод СТМ и прочие технологии удержания спроса, трафик в сети «Молния» и Spar падает. И эта тенденция, скорее всего сохранится, поскольку реальные доходы населения жестко привязаны к курсу рубля, который, в свою очередь, напрямую зависит от цены на нефть, а ее, по некоторым данным, в ближайшее время на рынке будет много.

Шоппинг за продуктами

Сокращение доходов населения породило новую потребительскую тенденцию — продовольственный шоппинг, с обходом нескольких магазинов, в надежде «найти подешевле». Не то что бы этого не было раньше, но, видимо, было не так ярко выражено.

«По понятным причинам товарная матрица падает, и не из-за снижения предложения, а из-за снижения спроса, соответственно, меняется потребительское поведение, — говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. — И проблема даже не в том, что люди ищут где подешевле, а в том, что меняется их представление о приемлемом качестве, и на это, естественно, реагируют производители, поставщики и торговцы. Конечно, ассортимент вымывается».

Что касается состава потребительской корзины, то представители торговой сети «Молния» и Spar отметили, что чувствительно сократилось потребление непродовольственных товаров. Их доля у разных ритейлеров сильно различается, поэтому и изменения среднего чека происходят с разными колебаниями. «В нашей сети средний чек имеет тенденцию к росту, но, я бы сказал, незначительную. Да, продукты дорожают, но при этом сокращаются покупки непродуктовых позиций. В итоге — сумма остается почти неизменной на протяжении 2015 года», — резюмирует Юрий Блохин.

В сложившихся экономических условиях вполне ожидаемым решением в области сокращения издержек является урезание расходов на рекламу. Наиболее действенным инструментом для сохранения трафика в период кризиса являются ценовые акции и спецпредложения.

«Малышей» все меньше

Рынок продовольственного ритейла постепенно консолидируется за счет ухода мелких сетей в т.ч. в рамках M&A сделок на фоне экспансии крупных сетевых ритейлеров в том числе в регионы, отмечает Тимур Нигматуллин. «Я думаю, что число небольших сетей в текущем году продолжит сокращаться в рамках долгосрочной тенденции», — подчеркивает эксперт.

Юрий Блохин считает, что в настоящий момент у крупных региональных сетей, в принципе, те же шансы на выживание и развитие, что и у федералов. «Да, наиболее выгодная позиция сейчас у дискаунтеров, но одно дело называть себя так, и другое — держать действительно низкие цены. Наша сеть позиционирует себя как ритейл среднего ценового сегмента, но по факту цены на многие позиции мало чем отличаются от тех, что предлагают в крупных федеральных сетях-дискаунтерах», — отмечает эксперт.

Таким образом, крупный ритейл жив и держит позиции, другое дело, что платят за это потребители. При этом платят больше, а получают в обмен меньше — и по количеству, и, судя по вымыванию товарной матрицы, качеству. При этом мелкая розничная торговля как класс вообще уходит с рынка и, похоже, канет в Лету. Следующий этап — передел рынка гигантами. Показательный пример — так и не пришедший в Челябинск «О’Кей», чьи помещения в итоге выкупила «Лента». Таким образом, вместо двух новых игроков в регион зашел только один. Что будет дальше, если падение доходов населения продолжится, в чем практически никто и не сомневается? Очередной разлом пирога. Кого-то могут если не выбросить в корзину, то существенно покромсать.

 

Комментарии