Лучше меньше, да лучше

Тенденции на рынке элитной недвижимости Челябинска

У челябинской элиты прошла мода на огромные дома и необъятные квартиры по заоблачным ценам. Они неудобны, дороги в содержании и неликвидны — их почти невозможно продать, тем более быстро и по желаемой цене. Новые тренды — умеренность, удобство, адекватность.

sk-niks.ru

Рынок элитной недвижимости по-своему переживает непростые времена. Главное отличие сегодняшней ситуации от той, что была еще два-три года назад — изменение покупательских настроений. Это касается как домов (в черте Челябинска или в близости от нее) так и квартир в многоэтажных домах.

«Не поменялось кардинально, пожалуй, лишь месторасположение. Как раньше, так и сейчас, основной спрос среди домов — на объекты в западном направлении, с выездом из города через Шершневскую плотину, — подчеркивает руководитель агентства недвижимости Компаньон Премиум Максим Фридман. — Если же говорить о возможном влиянии будущего Томинского ГОКа — можно говорить, что он уже сейчас „убил“ продажи в районе АМЗ и Саргазов. Хотя действительно элитных объектов там и без того было немного».

Примерно та же картина и с квартирами.

«И раньше, и сейчас наибольшим спросом пользуются те, что находятся внутри прямоугольника улиц Лесопарковой, Худякова, Свободы и Карла Маркса, — утверждает заместитель руководителя АН Компаньон премиум Анна Маркунасова. — Это связано с тем, что чаще всего у покупателей дети ходят в престижные школы, где-то рядом работа, да и инфраструктура для жизни очень доступна».

По ее словам, кроме этого района, из популярных можно назвать жилые комплексы «Северные Шершни» и Александровский. Жилье в них часто приобретают те, кто хочет жить поближе к лесу, а также семьи, которые либо ждут ребенка, либо имеют маленьких детей.

А вот помимо расположения, требования покупателей к жилью, будь то дома или квартиры, значительно изменились. Главный тренд — отказ от излишнего или показного потребления.

«Раньше покупатели хотели, чтобы у них в доме было всё, что только можно себе представить — крытые бассейны, бильярдные, сауны и так далее, и строили себе домища по 400-500, а то и по 800-1000 метров, на три-четыре этажа и с подвалом на пару уровней, и с огромными — до гектара — земельными участками, — вспоминает Максим Фридман. — Сейчас от этого устали. Люди начали сомневаться, что дома обязательно нужен бильярд, спортзалом все равно никто не пользуется, беговая дорожка очень быстро превращается в вешалку, а сауна, если она сделана по уму — очень сложное в инженерном плане сооружение. К тому же, в Челябинске есть где поиграть на столе с зеленым сукном, попариться и позаниматься фитнесом».

По словам Фридмана, покупатели хотят дома, во-первых, метражом поменьше, а во-вторых, чтобы меньше было и число помещений, и чтобы внутри было все готовое. Кроме того, сменились пожелания по этажности — сегодня это один, максимум два этажа.

«Многие покупатели понимают, что не становятся моложе, и крутые лестницы наверх — не то, что нужно в старости. И потом — жить в один этаж — это очень удобно» уверяет руководитель АН «Компаньон Премиум».

Еще одна деталь — все больше спрос на дома не просто с отделкой, но с интерьером. Покупатели не хотят «заморачиваться» с ремонтом, отделкой, перепланировкой, покупкой мебели, установкой или настройкой бытовой техники, а предпочитают решения в стиле «пришел, купил, заехал и живу».

«Практически все последние „большие“ сделки у нас прошли именно в таком формате»,  подчеркивает Фридман.

Ситуация с квартирами примерно та же самая, уверяет Анна Маркунасова.

«Если раньше, лет пять назад, выбирали квартиры под 200 квадратов, а то и больше, то сейчас эти цифры упали до 100-120 метров (при условии удачной планировки), — объясняет она. — С одной стороны — люди просто насытились объемами, а с другой — нам часто говорят, особенно семейные пары, что „мы в такой квартире найти друг друга не можем“. И почти не осталось тех, кто „берет, не глядя“. Все чаще спрашивают жилье не просто с предчистовой отделкой и внутриквартирной инфраструктурой (электропроводка, водоснабжение), но с готовым ремонтом. Есть и желание сэкономить деньги на стройматериалах и ремонте, и просто нежелание тратить лишнее время на все эти хлопоты».

При этом, по отзывам специалистов, те объекты, которые не вписываются в новые параметры покупательского спроса, продать практически нереально.

«Есть ряд объектов на продаже в одном из домов в самом центре города, — рассказывает Анна Маркунасова. — Там отличное качество строительства, дом рядом с парком, но сами квартиры по 250-270 метров. И если несколько лет назад их спокойно выставляли на продажу по ценам порядка 15 миллионов рублей, то сейчас не факт, что купят и за 10».

«Кто-то в свое время сильно не угадал, построив гигантские хоромы странной конструкции из красного кирпича. Кто-то не совсем адекватен в цене, которую он хочет получить, — объясняет Максим Фридман. А есть деревянные дома — вещь сильно на любителя. Практика показывает, что те, кто готовы жить в большом деревянном доме, скорее построят его, нежели купят что-то готовое. Дом — история индивидуальная. И поэтому он не продается за месяц, как типовая квартира в „панельке“. Здесь вполне рядовой случай — год, а то и больше. Если объект „сильно уникальный“ — еще дольше. Самый яркий пример — огромное владение в Тарасовке одного известного девелопера, который стоит на продаже уже несколько лет».

А вот что касается цен на элитное жилье, ситуация с домами и квартирами немного разная.

«Смотря в какой валюте считать, — уверен Максим Фридман. — Цены в долларах или евро, конечно же, упали. Цены в рублях остались примерно на том же уровне. Скажу больше — мы каждый год ставим рекорды по стоимости проданного объекта. В прошлом году один объект продали за 42 миллиона рублей, а спустя какое-то время была сделка на 43 миллиона. Думаю, обновим рекорд и в этом году — предпосылки есть. Не всегда, кстати, речь идет об оплате покупки только деньгами. Порой в сделке фигурируют и „борзые щенки“. Но в целом готовность людей платить серьезные деньги за действительно хорошее жилье никуда не делась».

«Цены на элитные квартиры падают, — констатирует Анна Маркунасова. — Прежде всего, речь не о „хотелках“ продавцов, а о тех суммах, с которыми готовы расстаться покупатели».

Отмечают специалисты и недостаток нового предложения в элитном сегменте жилья.

«Каких-то новых заметных проектов, связанных со строительством элитных домов и коттеджей, в последнее время практически не видно. Скорее, завершаются, достраиваются уже известные — „Малинки“, „Лесной остров“, „Холмс“, „Родной“ и так далее. Но им всем уже лет по восемь-десять», — сетует Максим Фридман.

«Если говорить серьезно, то в Челябинске вообще нет жилья, которое бы в полной мере соответствовало категории Элитное, — считает Анна Маркунасова. — Если брать десяток основных требований к подобному классу недвижимости, лучшее из того, что есть в Челябинске, отвечает семи-восьми критериям. Но либо месторасположение не самое удачное, либо нет охранных опций, либо качество строительства подкачало. В наличии же — добротный бизнес-класс, который представлен несколькими жилыми комплексами».

Комментарии