Таблетки для обогащения

Сколько жители Челябинской области тратят на лекарства

Рынок лекарственных средств областного центра — очень закрытый, 90 ­процентов его принадлежит крупным игрокам, а добывать информацию об объемах продаж достаточно сложно. «Челябинский обзор» попытался ­составить ­примерную картину того, сколько денег челябинцы и жители районов ­области отдают за лечебные препараты. Вот что из этого получилось

Для начала возьмем федеральную статистику, выданную в отчете аналитического агентства DSM Group. Она гласит, что продажи лекарственных средств в аптеках России за период с января по май 2015 года выросли на 22,6 процента к аналогичному периоду 2014 года, в целом объем рынка достиг отметки в 249,7 млрд рублей. Что касается натурального исчисления (то есть в упаковках), то рост продаж составил всего лишь 1,6 процента (1781 млрд штук).

Рентабельность аптечного бизнеса составляет, по оценкам продавцов, 10-12 процентов, а по оценкам аналитических агентств и представителей Российской ассоциации аптечных сетей, около 2-3 процентов

Несложно сделать следующий вывод: если рынок существенно растет в деньгах, но практически замер в штучном измерении, стало быть, лекарства просто ощутимо подорожали. Кроме того, аналитики указывают на то, что целый сегмент относительно дешевых лекарств сильно сократился, при этом стало продаваться больше препаратов стоимостью от 500 до 1000 рублей.

Таким образом, за фармбизнес стоит порадоваться: в трудные для всей страны времена он остается на плаву и даже увеличивает прибыль. Справедливо это и для Челябинской области. К тому же не надо быть провидцем, чтобы догадаться: в ­регионе, где не все благополучно с экологией, люди тратят на лекарства больше, чем в «чистых» территориях. Анализ цифр и данных по рынку, которые «Челябинскому обзору» предоставил «Областной аптечный склад», это подтвердил. Безусловно, наше издание пыталось привлечь к исследованию и других заметных игроков рынка, однако в сетях «Классика» и «Живая капля» на запрос корреспондента не ответили.

Чужих здесь не любят

Специфика челябинского аптечного рынка заключается в том, что крупных федеральных сетей здесь почти и нет. Пирог, состоя­щий, по последним данным открытых источников и Дубль ГИС, примерно из 470 «кусочков», поделен, в основном, между местными игроками: АО «Областной аптечный склад», «Классика», «Рифарм», «Алвик», «Гран». В совокупности они занимают около 90 процентов рынка. Остальные делят между собой более мелкие игроки. Крупнейшие федеральные сети — «Ригла», «Доктор Столетов», А5 Group — в Челябинске не представлены, во всяком случае, пока. Есть, правда, несколько точек московской сети «36,6», а не так давно в регион довольно бодро зашла екатеринбургская «Живика», чья стремительная экспансия охватила не только областной центр, но и Копейск. В ­ближайшие пять лет число фирменных пунктов под этим брендом может вырасти до 40-50. Также есть информация, что в скором будущем в Челябинске появятся самарская «Имплозия», московская А5 Group и башкирская «Фармленд». Это может означать начало очередной агрессивной ценовой конкуренции, достаточно жесткого демпинга. Для покупателей это, несомненно, благо. Ведь с конца 2014 года цены на лекарства только и делают, что ­растут.

Лечебные цены

«Основной рост цен наблюдался с середины декабря 2014 года. С января 2015 года темп роста закупочных цен замедлился и на некоторые позиции происходит снижение прайса, особенно на позиции из списка ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), — комментирует заместитель генерального директора АО „­Областной аптечный склад“ Валерий Яковенко. — Розничные цены в июле 2015 года в сравнении с розничными ценами декабря 2014 года выше в среднем на 8,4%, в том числе на ЖНВЛП — на 3,4%, на остальные лекарственные средства — на 11,6%.»

Ценообразование в лекарственной сфере — вопрос довольно сложный. Во-первых, прайс на импортные препараты имеет довольно жесткую привязку к курсу валют. Во-вторых, цены регулируются государством: оно устанавливает максимально допустимые пороги стоимости на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты, кроме того, существует порог наценки для розничных сетей. В среднем, она составляет 20-25 процентов от закупочной цены.

Валерий Яковенко подтвердил, что сегмент дешевых препаратов — стоимостью от 50 до 150 рублей — действительно сокращается: «С начала года по розничной сети ОАС он уменьшился на 5% в стоимостном выражении, при этом по России этот показатель составил минус 4%. То есть наш регион поэтому показателю чуть-чуть обгоняет другие. Что касается более дорогих лекарств, то доля препаратов ценой от 500 до 1000 рублей выросла на 3% в ­стоимостном выражении». ­Проще говоря, челябинцы стали чаще покупать более дорогие лекарства. Поэтому выручка аптек ­растет.

Дорогая точка

Какова средняя выручка аптеки? Это зависит от двух основных факторов: местоположения и площади. Отметим, что рентабельность этого бизнеса, составляет, по оценкам продавцов, 10-12 процентов, а по оценкам аналитических агентств и представителей Российской ассоциации аптечных сетей — около 2-3 процентов. Скорей всего, правда ближе к среднему арифметическому. Практически в ноль работают аптеки, расположенные, как правило, в небольших городах, чья средняя месячная выручка составляет около 500-700 тысяч рублей (соответственно, в день 16,5 — 23, 5 тысячи рублей). Что касается крупной сетевой аптеки в Челябинске, с хорошей локацией и надежным брендом, то здесь речь идет о 1,5-2 млн рублей в ­м­­есяц, а то и ­больше. Эксперты ­сообщили, что по выручке лидерами в областном центре ожидаемо являются точки сетей «Классика» и «Рифарм», чей оборот может достигать и 3-4 млн рублей в месяц. Кроме того, в Челябинской области есть аптеки, где ежемесячная касса составляет и 6-7 млн рублей. Такие пункты расположены в Озерске и Сатке.

Отметим, что по данным представителей сети «Живика», затраты на открытие одной фирменной аптеки составляют примерно 3 млн рублей. Таким образом, окупается точка относительно быстро. Но не стоит забывать, что владельцы тратят множество средств на обучение фармацевтов, охрану, содержание складских помещений и пр. Так что заявляемые аналитическими агентствами 2-3 процента рентабельности кажутся вполне­реальными.

Сети для выздоровления

Опять-таки вернемся к федеральной статистике. DSM Group прогнозирует, что по итогам 2015 года российский фармацевтический рынок вырастет на 12% до 1,3 трлн руб. И при этом в долларах сократится на 18% — до $24,8 млрд. А вот роста в упаковках эксперты не предрекают, более того, в натуральном выражении рынок летом может даже слегка просесть. Впрочем, сезонные хвори и простуды в октябре-декабре наверняка принесут и восстановление, и прирост. В частности, если говорить про ­Челябинскую ­область, то в конце января-февраля 2015 года во время обострения заболеваемости ОРВИ продажи препаратов соответствующих групп (антимикробные, средства для лечения органов дыхания) показали рост, более чем в 1,5 раза превышающий рост рынка в целом.

Что касается регионального рынка продаж лекарств в общем, то здесь мы вновь оперируем цифрами, предоставленными «Областным аптечным складом» со ссылкой на то же агентство DSM Group. Итак, коммерческий аптечный рынок Челябинской области за период январь-май 2015 года показал рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29%, что на 7% выше, чем прирост рынка лекарств по всей России (+22%). Продажи в упаковках на Южном Урале выросли на 8%, тогда как по РФ всего на 1%. Объем продаж лекарств за первые пять месяцев 2015 года по Челябинской области составил 7, 3 млрд. руб. в ценах закупа. То есть за месяц это примерно 1,4 млрд., а за год — порядка 17,5 млрд. Подчеркиваем — в ценах закупа. Чтобы перевести их в розничные цены и понять объемы оборота, умножим 17,5 млрд на среднюю наценку — 25 процентов. Получается 21, 9 миллиарда рублей.

Это приблизительные данные по Челябинской области. Попробуем вычислить, какая доля общего регионального рынка приходится на областной центр. Используем для этого усредненную ежемесячную выручку — 2 миллиона рублей и умножим на примерное количество аптек: 473, а затем и на 12, чтобы получить картину за год. Итого: примерно 11,3 млрд рублей.

Попробуем пойти еще ­дальше — вычислить, сколько же денег тратит каждый житель Челябинской области, включая грудных младенцев, ежемесячно на лекарство. Численность народонаселения в регионе на 2015 год составляет примерно 3,5 миллиона человек. Разделив общий годовой оборот рынка на эту цифру, получаем около 6200 рублей в год, или около 541 рубля в месяц. Много это или мало по сравнению с общероссийской статистикой? Возьмем уже упомянутые 249,7 млрд рублей рынка за первые пять месяцев 2015 года, поделим сначала, соответственно, на пять, а затем — на 146 миллионов населения (вместе с Крымом нас теперь столько). Получается 342 рубля в месяц на каждого гражданина страны.

То есть, получается, южноуральцы тратят на лекарства чуть ли не в два раза больше, чем в среднем по России. И даже принимая во внимание то, что наше исследование, безусловно, не претендует на точность аптечную, нельзя не отметить, что Челябинск и Челябинская область — довольно привлекательная территория для ведения фармацевтического бизнеса. Особо это подчеркивает то, что рынок растет не только в стоимостном, но и натуральном выражении — 8% против общероссийского 1%. Это значит, что люди покупают все больше и больше таблеток, ампул, растворов и т. д. То есть болеют чаще и больше, чем жители иных городов и регионов.

Это значит, что приход новых игроков в Челябинск — дело времени. Интересно будет наблюдать, как уже упомянутые выше «Имплозия», А5 Group и «Фармленд» в случае своего захода на рынок будут отвоевывать его часть. Это будет зависеть и от того, как поведет себя в ближайшие полгода рынок коммерческой недвижимости, и от того, насколько волатильным будет курс рубля, и от того, какие лекарства в следующем году попадут в перечень минимального ассортимента ­лекарственных препаратов, который обязан быть в каждой аптеке.

Впрочем, если учесть, что по данным Челябинскстата смертность в регионе с начала года выросла на 5 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, причем по всем основным группам заболеваний, то аптечный рынок как минимум не будет падать. Лекарства покупают там, где много болеют.

Комментарии