Для кого — отходы, а кому и доходы

Сколько в Челябинске зарабатывают на вывозе бытового мусора

Утилизация бытовых отходов, обычного мусора, которого каждый из жителей города «производит» как минимум полкилограмма в день — возможно, не самая заметная, но на деле — одна из важнейших сфер жизнедеятельности городского хозяйства. И — достаточно серьезный рынок, со своими реалиями и финансовыми оборотами.

Дмитрий Балакирев

Интересно, что опрошенные нами участники рынка как один настояли на своей анонимности. Кто-то объяснял это желанием «не светиться», кто-то — «безвластием на рынке» и риском «быть отжатым» с него. Однако наше исследование показало, что рынок вывоза бытовых отходов — вполне понятная, и, в целом (но, конечно, далеко не полностью), более-менее прозрачная система, которая формально регулируется федеральным и региональным законодательством, хоть и не до конца проясняющим многие важные детали.

По данным участников рынка, жители и организации Челябинска в год производят примерно 500-600 тысяч тонн бытовых отходов, или примерно по килограмму-полутора на человека в день. Сам рынок, по сути, формируется из платы за очистку территории города от мусора, а также платы от тех, кто мусор производит и складирует в мусорные контейнеры (жильцы, организации). Во втором случае жители города оплачивают сбор и утилизацию бытовых отходов по счетам, приходящим отдельно или вместе с другими платежами за ЖКХ, а организации обязаны заключить договор на вывоз мусора со специализированной структурой.

Системообразующим игроком на рынке является МУП «Горэкоцентр» (ГЭЦ), который не только вывозит мусор, но и управляет городской свалкой, официальная площадь которой 70 гектаров, а также занимается «регулированием численности безнадзорных животных».

Именно для «Горэкоцентра» утверждает размер тарифов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов  Городская дума Челябинска, и этот тариф становится ориентиром для большинства договоров и счетов на эти услуги.

Объем рынка вывоза твердых бытовых отходов в Челябинске его участниками оценивается по-разному. Однако бОльшая часть опрошенных склонны называть цифры в пределах от 600 до 900 миллионов рублей в год. При этом «Горэкоцентр», по их мнению, контролирует больше половины рынка, и значительную часть своей работы отдает выполнять субподрядчикам.

Достоверно подтвердить или опровергнуть эти утверждения довольно трудно. Впрочем, данные из открытых источников в целом сопоставимы. Так, по данным специализированной базы «Фокус. Контур» (здесь и далее) , выручка МУП «Горэкоцентр» в 2014 году (за 2015-й цифр пока нет) составила 693,8 миллиона рублей. При этом за последние 12 месяцев ГЭЦ разместил контрактов на 654,6 миллиона рублей. Мы просмотрели все закупки ГЭЦ, и выяснилось, что из этой суммы непосредственно на работы, связанные с вывозом тех или иных отходов, уходит около 457 миллионов.

Любопытен и состав основных субподрядчиков «Горэкоцентра». Среди них крупнейшим является ООО «Экоспецбаза», получившая за последнее время контрактов на сумму в 102,1 миллиона рублей. Среди других крупных субподрядчиков — ООО «Ойл-стройкомплект» (94,4 миллиона рублей), ООО «Транс-Эко» (70 миллионов), ООО «Уральская жемчужина» (41,3 миллиона), ООО «Антей» (35,4 миллиона).Кроме них, контракты достаются частным лицам. Так, 32,2 миллиона заработал некий Олег Чудов, 12,1 миллиона — Татьяна Шкробот, 30,6 миллиона — Людмила Пашнина, 19,3 миллиона — Елена Лисятина, 15,9 миллиона — Марина Благодатных. Вероятно, речь идет об индивидуальных предпринимателях либо частных владельцах специализированного транспорта.

«Это не такие уж и большие суммы, — делится своими соображениями один из крупных субподрядчиков Горэкоцентра. — Судите сами: приличный мусоровоз стоит миллионов 4-5, а для того, чтобы своевременно и качественно работать с большими объемами, нужен целый парк машин. У крупнейших компаний спецтехника исчисляется десятками единиц. Машины надо содержать (лучше на „теплой“ базе), обслуживать, заправлять, страховать, платить зарплату водителям-операторам и налоги государству... Словом, рентабельность, если все делать „по-белому“, сейчас не самая высокая. Хотя, если ты просто ездишь „в черную“ на какой-нибудь Газели, что-то собираешь и вывозишь не на свалку, а тупо выбрасываешь, где попало, чтобы не платить за складирование... Но для того, чтобы работать всерьез, не по-партизански — нужны инвестиции в десятки, если не сотни миллионов. Их годичным контрактом не отобьешь».

Дальнейшее развитие ситуации сбытовыми отходами в Челябинске определяется несколькими факторами.

Главная проблема — собственно, складировать мусор в городе формально уже несколько десятилетий просто негде. Городская свалка, созданная в 1949 году, переполнена сверх всяких мер. А строительство нового полигона для захоронения отходов сталкивается с самыми разными сложностями: от подбора места, где он будет находиться, до трудностей с финансированием его возведения (дело это весьма недешевое, суммы могут исчисляться миллиардами). И когда именно у Челябинска появится новая свалка, пока сказать трудно. И даже если появится — встанет вопрос, кто будет платить за его обслуживание. Впрочем, ответ на него предсказать не сложно — мы с вами. Цену просто включат в тарифы для граждан и организаций. А еще неплохо бы хоть как-то утилизировать старую свалку...

Другая возможная перспектива — обсуждаемое в последнее время возможное создание единого регионального оператора по обращению с бытовыми отходами, причем на основе частно-государственного партнерства. Действующие игроки относятся к этому скептически.

«Существующая система, пусть порой худо-бедно, но работает. Мусор из контейнеров вывозится, и постоянно, — считает директор одной из организаций. — Появление же нового монополиста поломает рынок. И, наверняка, как водится в последнее время, эту тему отдадут по концессии какой-нибудь московской структуре... А если сбой какой из-за этого в работе? Представьте, что будет, если неделю-полторы мусор из дворов не вывозить? Это ведь опасность не только социальная, но и чисто эпидемиологическая».

Но, пожалуй, самое любопытное связано не с бытовым мусором.

«Это, на самом деле, по объему, тоннажу и потенциальному вреду — мелочи по сравнению с отходами промышленных предприятий», — уверил один из бывших чиновников областного минэкологии.  Разница в объемах, по его словам, в десятки раз. А ведь, по идее, этот мусор тоже надо грамотно, безопасно, качественно и своевременно перерабатывать...

Комментарии