Стоянка запрещена?

Сколько денег приносит парковочный бизнес в Челябинске

Ежедневно по Челябинску колесят более четырёхсот тысяч автомобилей. И еженощно они где-то паркуются. Для гарантии сохранности многие автомобилисты выбирают платные cтоянки. «Челябинский обзор» попытался разобраться, сколько денег горожане тратят на парковку своих автомобилей? Почему большая часть этого рынка находится в тени? И что мешает этот бизнес легализовать?

Матвей Кондрашов

Одна из автостоянок на северо-западе Челябинска. Небольшая  тридцать, максимум пятьдесят машин принять может, но не больше. Уличный фонарь снижает риск получить ночью фонарь под глазом. Есть будка устойчивая, не «времяночка» на кирпичах. В ней по очереди дежурят два сторожа. Площадка отсыпана щебнем. В общем, как положено.

Но всё не так, и всё не то. На ветровое стекло одного из припаркованных авто с громким шлепком плюхается мяч. Не метеорит, конечно, но невольно начинаешь озираться по сторонам. И обращаешь внимание, что вообще-то в считанных метрах расположен школьный стадион. Подростки играют в футбол, так что мяч может зацепить любую машину, причем не один раз. И щебень в качестве покрытия уже не столь надежен, потому что из него растёт трава в добрый метр высотой. И огораживающего автостоянку забора не видать, да и проезд на парковку проходит по пешеходной дорожке. Так что заезжающие машины распугивают всех, кто попытается пройти. А если ребёнок, опаздывающий на занятия, вдруг случайно бросится под колёса? А если человек в наушниках идёт? А сколько таких если?

«Парковка стоит 60 рублей в сутки, 1500 — в месяц. Работаем тут уже шесть лет, пока никто не жаловался. Ну, ребятишки кидают мяч, но, в целом, обстановка спокойная. Квитанции выдаём», — утверждает сторож парковки, показывая при этом невзрачные клочки бумаги. Про кассовый аппарат здесь никто даже не заикается, не говоря уж о заключении какого-то договора.

На публичной карте Росреестра, как и предполагалось, никакой зарегистрированной автопарковки нет. Участок даже не размежёван. А значит, кроме пустыря, здесь (по закону) не может быть ничего. И уж тем более — того, что годами приносит прибыль.

В Челябинске, по информации, полученной в ГИБДД, сегодня зарегистрировано 460 тысяч единиц транспорта. Даже если исключить грузовики, общественный транспорт, служебные авто, выходит никак не меньше 400 тысяч. Логично, что машины не разъезжают круглосуточно. А во дворах все не оставишь. И так переполнены, газоны изъезжены, выхлопные трубы направлены едва ли не в окна. Да и боязно. Поджоги, проколы шин, бутылки из окон на крышу или лобовое стекло, угоны, украденные через разбитое стекло ценности. Это и многое другое мотивирует ставить «ласточку» на платную автостоянку.

Но даёт ли это гарантию сохранности машин, и куда идут уплаченные средства? Вопросы, на первый взгляд, странные, но отнюдь не праздные. Вот лишь малая часть выдержек из СМИ за последнее десятилетие.

  • На Южном Урале проверят все автостоянки. Указание поступило из областной прокуратуры. Обстановку по размещению транспорта в области можно назвать неблагоприятной (09.10.2006 г.)
  • В Челябинске стартовала борьба с нелегальными автостоянками. Только за один рейд оперативники отслеживают работу более 20-ти парковок. Одно из нарушений — незаконное подключение электроэнергии, за которую потом расплачиваются жильцы. (16.05.2008 г.)
  • В Челябинске ликвидируют незаконные автостоянки. В каждом районе сейчас работает по 80 несанкционированных парковок. Такого нет ни в одном городе-миллионнике. (16.09.2010 г.)
  • Сейчас в городе насчитывается почти 700 автостоянок, две трети — нелегальные, из-за чего потери несет бюджет. (24.02.2014 г.)
  • Нелегальные автостоянки в Челябинске будут сносить. Об этом заявил сити-менеджер Евгений Тефтелев. По его словам, в городе около тысячи автостоянок и половина из них не зарегистрирована. (08.06.2015 г.)

Война нелегальным автопарковкам объявляется не первый год. Но пока это напоминает лишь борьбу с ветряными мельницами. Более-менее удалось разобраться только со случаями сбора денег во дворах, когда сомнительного вида молодые люди ставили рядом с подъездами тридцатилетние ржавые «копейки» и «москвичи» и намекали подъезжающим водителям на охрану авто за вознаграждение. У отказывающихся платить через пару часов «вдруг» на машине оказывались спущенными все колёса, или возникала вмятина на крыше от «случайно» упавшего камня. Сейчас этих ребят из дворов выдавили. Но жажда наживы осталась.

Сегодняшний «теневик» уже не ставит автохлам во двор для контроля за соседними машинами. Он вырос, заматерел. Стал похож на легального предпринимателя. Площадки огораживает забором, нанимает охранников, ставит освещение. Вот только легальность такой парковки — по-прежнему фикция. Муниципалитет не получает никаких средств за аренду земли и в виде налоговых платежей. За потреблённое электричество платят жильцы окрестных домов, потому что, как правило, при открытии незаконной парковки нелегалы попросту «врезаются» в ближайшие электросети, и поставляющие энергию организации списывают потреблённые ресурсы на «общедомовые нужды». В итоге выкладывать деньги приходится дважды: один раз охраннику за стоянку, а потом ещё и энергетикам. И при этом никакой гарантии, что машина будет цела. Ведь все действия вне правового поля. И блеклые квитанции за парковку — отнюдь не официальный документ. Разбили машину, угнали — спросить не с кого.

Нет, в мэрии, конечно, бодро рапортуют о борьбе с «чёрными автостоянщиками». Даже схему озвучивают: в районных администрациях собирается информация о нелегальных парковках. Её удаётся получить из обращений жителей, а также во время периодического мониторинга улиц и дворов. Всем, кто захватил землю самовольно, выносится официальное предписание о сносе временных некапитальных строений. Если хозяева парковок его не выполняют добровольно, будка демонтируется.

Но добиться эффекта порой  как получить от козла молока. Только парковку снесли, вырастает новая, как голова у гидры. Неоднократно фиксировались случаи, когда после ликвидации незаконной стоянки уже через пару часов на месте появлялись бравые ребята со свежей сеткой-рабицей, заезжали машины с порцией щебня, на скорые руки сколачивалась новая будка. И пошёл сбор денег по новой. Значит, прибыльно. Так сколько же средств оседает в карманах «чёрных предпринимателей», минуя городской бюджет?

Сразу оговоримся, подсчёты достаточно условные. Земля в городе захватывается хаотично, насколько позволяют масштабы и наглость оккупантов. Так что картина по Челябинску достаточно разномастная: от мини-парковочки на 15-20 машин, до «футбольного стадиона», принимающего 150-200. В расчёт решили взять стоянку на 50 машиномест. Таких (на взгляд автора) в городе всё-таки большинство. Так, только одна такая усреднённая парковка в месяц собирает в среднем по 75 000 рублей от постоянных клиентов, арендующих место на 30 дней. Плюс дополнительные несколько тысяч приносят те, кто решил припарковать машину на сутки. Трат, за исключением зарплаты сторожам, практически никаких. За вычетом этих расходов получается, что собрать можно примерно 50 000 рублей чистой прибыли. Каждый месяц. В год набегает 600 000 рублей. И это только с одной небольшой парковки. А сколько дохода приносят стоянки на 100-150 машин?

Самое интересное — сколько именно в Челябинске парковок, точно не знает никто.

В городском комитете по управлению имуществом и земельным отношениям называют следующие цифры: законно в городе работают порядка 330 парковок. По данным чиновников, еще около 500 стоянок — незаконные. Впрочем, руководитель КУИЗО Сергей Чигинцев подчеркивает, что их число неуклонно снижается, в том числе, благодаря мерам, принимаемым властями.

На портале 2gis число обозначенных парковок в Челябинске меняется постоянно. Неделю назад по запросу «автостоянки» сервис выдавал 693 точки, теперь уже 768 (данные на 21.06.2016). Причём, в подавляющем большинстве у стоянок не указаны ни названия организаций, обслуживающих эти территории, ни телефоны, ни другие реквизиты. Адрес, и всё. При этом, вероятно, данные сервиса могут быть неполными.

СМИ в разное время называли цифры от 1200 до 1500 парковок. Но при этом ссылаясь на пространные заявления неких осведомителей. Так что и здесь конкретики мало.

Однако подсчитать цифры, в том числе объем денег, «гуляющих» на этом рынке, пусть и приблизительно, но можно.

Если верны данные городских властей, и всего в городе порядка 830 автомобильных парковок, то перемножив эту цифру на средние 50 машиномест, и на полторы тысячи рублей в месяц с машины, получаем объем валовой выручки парковок в Челябинске примерно в 750 миллионов рублей. Если близки к истине данные 2gis, то валовую выручку можно оценить в 700 миллионов рублей.

Если же речь идет о полутора тысячах парковок, то приблизительный объем их совокупной выручки может составлять (1500 парковок по 50 мест по 1,5 тысячи рублей в месяц каждое) до 1,35 миллиарда рублей в год.

Не так уж и много для экономики миллионного города? Возможно. Но при этом практически все эти деньги — наличные (многие ли из автолюбителей оплачивают свое машиноместо по безналу?), «капают» ежедневно, и, учитывая, что даже по данным властей больше половины стоянок незаконны — практически не поддаются какому-либо учету, например, налоговому. То есть — «черный нал» в его классическом виде, который так привлекает криминал и коррумпированных госслужащих.

Раз нельзя бороться с нелегальными парковками, то надо им составить конкуренцию. Так решили челябинские власти почти три года назад. И создали в декабре 2013 года муниципальное бюджетное учреждение «Городские парковки» (данные сайта regreestr. com). Но итог его деятельности на сегодняшний день — 103 парковки (по информации управления дорожного хозяйства) и всего четыре контракта о поставке электричества, заключённые с ПАО «Челябэнергосбыт» (сведения «Комитета гражданских инициатив»). Как освещаются остальные — неясно. Ровно как и неясно, сколько денег собирает учреждение с автомобилистов. В управлении дорожного хозяйства на запрос редакции «Челябинского обзора» прислали сухой ответ за подписью начальника Александра Шабалина: «Деятельность данного учреждения в целом оценивается как эффективная».

Ещё одну попытку вывести этот бизнес из тени челябинские власти предприняли в 2014 году. На сей раз — законотворческими методами. Депутаты городской Думы заявили об амнистии бизнеса. То есть пообещали не выгонять «стоянщиков» с насиженной земли, а их деятельность узаконить. Предоставить участки без каких-либо аукционов. Инициативу продлевали несколько раз, вплоть до января 2016 года. Но и здесь успехов не так уж  много.

Оказалось, что легализация автостоянок только добавит предпринимателям проблем. По словам председателя городской Думы Станислава Мошарова, после оплаты налогов, аренды за землю, электроэнергии, в сухом остатке остаются, по сути, копейки. А значит, действовать в рамках правового поля у «парковщиков» нет никакого экономического интереса. Так что к миллиарду рублей власти даже не подкрались.

«А и не получится, — утверждает председатель городского комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сергей Чигинцев. — Огромная проблема заложена в несовершенстве законодательства. В идеальном виде обустроить парковку в Челябинске практически невозможно. Это должен быть земельный участок, не обременённый никакими правами и зонами. Это не должна быть природоохранная зона. На этом месте не должны проходить никакие инженерные коммуникации: напорная канализация, водопровод, опоры ЛЭП, газовые и тепловые сети. А ими испещрён весь город! То есть стоянки в Челябинске — почти как наркотики. Прибыль колоссальная, но торговать ими нельзя», — грустно шутит чиновник.

Рано или поздно такая же проблема встанет и в строящихся микрорайонах, уверен Чигинцев. По его словам, стоянка по градостроительным нормам — это временный объект (речь идёт не о многоуровневых или подземных парковках, только о площадках под открытым небом). И при выставлении земли на конкурс приоритет отдаётся капитальным объектам: магазины, жилые дома, соцучреждения. Так что при таком подходе и законах город продолжит терять миллионы и впредь, и в ещё больших масштабах.

Впрочем, даже если предположить, что все нелегальные парковки вдруг в одночасье исчезнут с челябинских просторов — какой ценник в отсутствие конкуренции «зарядят» легальные бизнесмены? Куда будут ставить машины автомобилисты? Если все поголовно устремятся во дворы, от них не останется ничего. А восстановление стоит бешеных денег. Квадратный метр рулонного газона — от 150 до 240 рублей за квадратный метр. Новый тротуарный бордюр: одна метровая плитка — 130 рублей. Облагораживание одного двора обойдётся в десятки тысяч рублей, которые испарятся через некоторое время, потому что машины-то так никуда и не денутся. Не говоря уже о вкладывании денег в обустройство детских площадок впустую, потому что и их займут автомобили.

Вот и выходит, что где-то гуляет по Челябинску условный миллиард. И взять его нельзя, и тем более, при такой градостроительной политике, даже трогать. Хотя площадки заняты не по закону. Зачистишь парковки   и во дворах начнут накапливаться машины, а в обществе недовольство. Затем злоба. Затем гнев. А это уже даже не экономические потери, а политические, которые никакими деньгами не подсчитать.

Комментарии