Быт заело
Сколько денег челябинцы тратят на бытовые услуги
Что мешает развиваться одному из самых стабильных рынков, завязанному на необходимых населению услугах? «Челябинский обзор» попытался выяснить, сколько денег вращается в сфере ежедневных мелких трат. В результате пришло понимание того, что как минимум половина этого рынка находится в тени.
Для начала вот такая цифра: в 2014 году на территории города Челябинска организациями населению было оказано платных услуг на 51,38 млрд. рублей. Для сравнения — расходная часть бюджета самого города на нынешний год составляет примерно 24 млрд рублей. Данное сравнение дает представление об объеме круговорота денежной массы, переходящей из рук в руки в нашем миллионнике.
По данным Управления по торговле и услугам администрации города Челябинска, в структуре объема платных услуг населению 81,8% приходилось на следующие виды услуг: транспортные, связи, жилищно-коммунальные и бытовые.
Бытовые услуги — семантически довольно объемное понятие, поэтому чтобы определить границы рынка, следует опять-таки обратиться к классификации, принятой чиновниками. Итак, в перечень предприятий, оказывающих платные бытовые услуги населению, входят: ремонтные мастерские одежды и обуви; ремонт аппаратуры, часов; химчистки; автостоянки, пункты ремонта автомобилей; бани, сауны, парикмахерские; ритуальные салоны. Кроме того, сюда же относятся и «прочие услуги непроизводственного характера, в том числе ломбарды».
Так что рынок бытовых услуг, как, впрочем, и сам быт, весьма многообразен, глубок и подвержен постоянным изменениям. При этом он довольно устойчив, ведь что бы ни случилось, стричься, чинить и хоронить нужно будет всегда.
Отметим, что в данной статье мы можем оперировать цифрами, предоставленными «Челябинскому обзору» Управлением по торговле и услугам Администрации Челябинска. Они гласят следующее: населению города Челябинска в 2014 году оказано бытовых услуг на 1,17 млрд. рублей, что составляет 105,5% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах. То есть в прошлом году рынок даже чуть вырос. В структуре объема бытовых услуг населению 79,9% приходится на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования, 12,2% — на ритуальные услуги, 4,3% — на ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий, 1,4% — на услуги предприятий по прокату.
Следует отметить, что это данные по крупным и средним предприятиям. Мелкий бизнес, как предупредили корреспондента в Управлении, здесь не учитывается. Как и теневой сектор, который поистине не поддается исчислению. Таким образом, цифру в 1,17 млрд рублей можно смело умножать на три. Получается минимум 3,5 миллиарда рублей. И это сильно минимум.
Число зверя: уйти в тень
Звучит немного страшно, но на первое января 2015 года в Челябинске было зарегистрировано 666 парикмахерских. Количественно это самый объемный сегмент рынка бытовых услуг Челябинска, удельный вес от общего числа предприятий — 30% (всего их 2137 — см. инфографику). И апокалипсис, несмотря на символическую цифру, этой отрасли не грозит. Вспомним бессмертное: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Безусловно, в Челябинске жизненный цикл дольше, но забота о красоте и опрятности, к счастью, остается приоритетом для многих даже в трудные времена. Хотя, конечно, поэтапное падение рубля к доллару и евро потихоньку «отстригает» и без того невысокую рентабельность данного бизнеса (порядка 10-15 процентов в докризисные времена).
— Парикмахерская, салон красоты — абсолютно импортозависимое дело. В структуре расходов заграничные краски, препараты, инструменты и оборудование занимают 80 процентов, — говорит эксперт-технолог, имиджмейкер Наталья Григорьева. — Рост цен на эти позиции за последний год прямо пропорционален удорожанию валют и составляет примерно 30 процентов. К чему это все привело? К тому, что многие салоны стали работать практически в ноль или даже в убыток. Доходы мастеров, даже высшего класса, существенно сократились. Но выхода нет — повышать средний чек сегодня часто означает потерять клиента. Он либо уйдет в парикмахерскую более низкого сегмента, либо вообще станет доверять мастеру только стрижку, а сменить цвет, например, можно и дома. В магазинах сколько угодно бытовой краски.
Наталья Григорьева также отметила что работать в убыток придется еще долго, и в натуральном выражении сегмент рынка парикмахерских услуг будет сокращаться.
— Это низкомаржинальный бизнес, только с виду кажется, что стричь деньги в нем очень легко. Статьи расходов — огромные: газ, свет, вода, профессиональные препараты, аренда... Возможно, будет ухудшение качества услуг, потому что сейчас владельцы ищут более дешевые помещения, сокращают персонал, из-за чего мастерам приходится выполнять больший объем работы, чем раньше. Конечно, в первую очередь это касается салонов среднего ценового сегмента, — говорит Наталья Григорьева. — В конечном итоге, все это приведет к тому, что большая часть мастеров просто уйдет в тень и станет ходить к клиентам на дом. Ни налогов, ни, по большому счету, развития.
Средняя выручка парикмахерской — очень «плавающий» показатель, зависит от сезона, площади, количества мастеров и имиджевого позиционирования. Это может быть и 5, и 50 тысяч рублей в день. В целом, если вычленить долю данного сегмента от общего рынка платных бытовых услуг в Челябинске — в деньгах — то она составит чуть более 1 млрд рублей в год: если количество салонов в городе перемножить на минимальную ежедневную выручку в 5000 рублей. Это цифра кажется очень маленькой, но не будем забывать об огромном количестве маленьких зальчиков в отдаленных районах города и определенном числе социальных парикмахерских. Кроме того, сегодня распространена продажа услуг через скидочные сайты, и стоимость стрижки с покраской по купону может составлять порядка 500-600 рублей вместо 2000-2500 рублей. В общем, если принять данный показатель за то, что ближе всего к истине, то получается около 1,2 млрд рублей в год.
Круговорот вещей
Вслед за парикмахерскими услугами еще одну крупную долю рынка в натуральном выражении — 18% — занимают автостоянки. Их в городе 387. Третье место достается пунктам технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования — 12%, 260 точек по городу. В спину им дышат ремонт, окраска и пошив обуви — 10%, 217 пунктов. Что касается ломбардов, то их в Челябинске 77.
Эти очень разные виды услуг объединяет одно — высокая зависимость от импорта (краски, автозапчасти, химия для клининговых компаний и т. д.) и рынка коммерческой недвижимости.
— Бытовые услуги — неотъемлемая часть экономики большого города, и даже в кризис они остаются востребованными, — говорит начальник отдела организации торговли и услуг профильного управления Администрации Челябинска Инна Красильник. — В настоящий момент меняется структура сети предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, включая автостоянки. Это имеет вполне понятную причину: увеличение количества личных автомобилей в Челябинске. Практически во всех ТРК и ТРЦ оказываются услуги по ремонту одежды, обуви, сотовых телефонов, часов, изготовлению ключей, ювелирных изделий, фотоуслуги; организованы приемные пункты химчисток, приём заказов на изготовление мебели, дверей.
Рынок бытовых услуг находится в прямой зависимости от рынка коммерческой недвижимости — в любом крупном торговом помещении масса мелких арендаторов занимается ремонтом ювелирных изделий, одежды, обуви. Кроме того, такой относительно новый сегмент как клининговые услуги тоже появился и неплохо развивается в том числе и благодаря появлению масштабных офисных площадей.
Эксперт также отметила, что хоть в настоящее время снова началась скупка электротехники, так как граждане стремятся вложить вновь падающий рубль во что-то осязаемое, в дальнейшем телевизоры и смартфоны начнут все-таки чаще чинить, чем менять на новые.
Про рынок ритуальных услуг «Челябинский обзор» уже писал в номере от 13 августа. Этому сегменту уж точно не грозит падение.
Сжатый быт
Насколько важен рынок бытовых услуг с точки зрения самозанятости населения? Не секрет, что мелкие точки ремонта, починки и пр. чаще всего являются бизнесом одного-двух людей. Впрочем, как уверяют эксперты, эта тенденция начинает преломляться. «В 2014 году закрыто большое количество предприятий бытового обслуживания населения, — говорит Инна Красильник. — Это связано с тем, что постоянно растущие требования действующего законодательства и высокая конкуренция внутри отрасли не дают возможность многим предприятиям развиваться на рынке бытовых услуг. В этом можно найти положительную тенденцию: мелкие предприятия бытового обслуживания объединяются, как следствие, происходит диверсификация, улучшаются ассортимент и качество предоставляемых услуг».
Иными словами, идут слияние и укрупнение, а совсем мелкий бизнес на бытовых услугах, скорее всего, сильно затенен. К тому же, среди тенденций ухудшения рынка можно назвать еще один серьезный фактор: низкая рентабельность.
— В 2015 году рынок просядет, — уверен начальник Управления по торговле и услугам Администрации Челябинска Валентин Барановский. — Ненамного, но все же. Хотя какие-то его сегменты вырастут. Люди наверняка станут чаще ремонтировать одежду и обувь, чем покупать новую. Но из-за роста цен на ресурсы доходы предпринимателей могут уменьшится, ведь повышать цены на услуги некуда — у населения стало меньше средств.
Тем не менее, в городе готовится к запуску как минимум еще один крупный ТРК — «Алмаз», рынок коммерческой недвижимости тоже продолжает жить, а в связи с декларируемыми сокращениями и уменьшением свободных вакансий на рынке труда многие челябинцы вынуждены будут заниматься самостоятельным трудоустройством. Хорошо это или плохо — сказать сложно. Но означает одно: потенциал для развития у рынка в Челябинске есть, и если предприниматели начнут поднимать цены на услуги сообразно удорожанию основных ресурсов, объем платных бытовых услуг в денежном выражении вырастет. Даже если сократится в натуральном виде.