Сплошные развлечения

Рынок event-услуг в Челябинске меняется: основным заказчиком становится власть

Как и большинство молодых рынков, event-услуги быстро росли в середине нулевых. Сегодня, по прошествии двух серьезных экономических кризисов, спрос на развлекательные и презентационные мероприятия снизился, и довольно существенно. Однако рынок не просто сократился — поменялась востребованность разных сегментов.

starobserver.com.au

Под event-агентством подразумевается компания, которая занимается организацией как развлекательных, так и бизнес-мероприятий. Как следует из определения, это довольно сложный рынок, завязанный и на демографических факторах, и на экономических процессах. И с тем, и с другим в Челябинске не очень просто.

По запросу «event-агентство» в Челябинске сервис 2ГИС выдает 65 адресов, если же вбить «праздничное агентство» — то будет уже 235.

На заре формирования и становления рынка, примерно в 2005 году, таких компаний, по словам опрошенных нами экспертов, в Челябинске было не больше десяти, а денег было существенно больше. Теперь ситуация изменилась радикально.

— За последние полтора года средний чек мероприятия упал на 30%, мы вынуждены давать скидки, чтобы привлечь клиентуру, — говорит руководитель агентства «СитиШоу» Михаил Смолин. — Вообще, структура работы агентства в принципе сильно изменилась: если раньше у нас было несколько крупных заказов в месяц на приличную общую сумму, то теперь, чтобы заработать эти деньги, нам нужно провести массу более мелких мероприятий. Для этого приходится, в свою очередь, придумывать более изощренные PR-кампании. Мы много работаем со службами кадров различных крупных предприятий, от них получаем заказы на корпоративы. И замечаем, что нам стали на этом поприще составлять конкуренцию рестораны — они предлагают под ключ и банкет, и шоу-программу.

Михаил Смолин также отметил, что многие артисты перестают работать с агентствами и уходят в свободное плавание, составляя конкуренцию своим уже бывшим работодателям. По всей видимости, тут хорошо работает демпинг: шоумены предлагают клиентам существенные скидки по сравнению со стоимостью программы через договор с агентством.

Про падение в 30% говорит и другой эксперт, основатель и руководитель агентства «Zotov-Event» Анатолий Зотов, имея в виду общее сокращение рынка Челябинска в денежном выражении за последние год-полтора. При этом он отмечает, что значительнее всего просел сегмент личных праздников — свадеб, вечеринок. Это во многом — отголосок демографической ямы: 25-27 лет назад — примерно таков сегодня возраст вступления в брак — рождаемость была низкой, соответственно, и свадеб сегодня меньше. Зато растет «детский» сегмент ивентов, что обусловлено недавним бэби-бумом. «Мы это давно все поняли, просчитали, и открыли при агентстве детский театр. В принципе, года через четыре мы ожидаем подъема заказов личных мероприятий, потому что 18-20 лет назад численность населения начала расти», — говорит Зотов.

По его словам, определенные изменения есть и в сегменте бизнес-ивентов. «Увеличивается количество мероприятий для партнеров, в то время как праздников для конечного потребителя или непосредственно сотрудников становится меньше. Для сотрудников вообще в последнее время заказывают исключительно командообразующие ивенты, тимбилдинги», — говорит эксперт.

При этом самым стабильным заказчиком остаются власти, администрация города.

«Видимо, как выделяли раньше определенные бюджеты на праздничные и развлекательные мероприятия, так и продолжают», — заключает Анатолий Зотов.

Мы попробовали определить, сколько же бюджетных средств тратится в Челябинске на разного рода развлекательные мероприятия, пользуясь теми данными, что размещены на сайте госзакупок и в специализированной базе данных «Контур. Фокус». Речь идет о контрактах, заключенных в 2016-м году. Согласно указанным источникам, самая большая совокупная сумма по госконтрактам в прошлом году досталась челябинскому агентству «Шарм74» (владелец — Валерий Кузьмин): 34 позиции на 14,579 млн рублей. «Серебро» — у ООО «Агентство „Праздник“» (владелец — Денис Заварухин): 12 контрактов на общую сумму 6,4 млн рублей. Третье место по итогам 2016- года — у ООО «Уралшоу» (владелица — Ольга Астафьева): 7 контрактов на 5,23 млн рублей.

Всего же мы насчитали 14 компаний и ИП, которые в 2016-м году заключили 170 контрактов с муниципальными и областными заказчиками на общую сумму в 43,3 млн рублей.

Безусловно, одни только «контракты с властью» не отражают истинного положения вещей на рынке event-агентств Челябинска, но объем этих трат дает представление о том, сколько стоят массовые зрелища.

Кроме указанных выше трех агентств, за счет контрактов с администрациями разного уровня живут десятки других, более мелкий компаний в Челябинске. Любое культурно-массовое мероприятие районного или городского уровня, будь то дискотека, парад или фейерверк, дает хлеб ведущим, моделям, специалистам по свету и звуку и т. д.

Михаил Смолин считает, что данный рынок в Челябинске еще не достиг дна, хотя его игроки ждут этого уже второй год: «Мы пять лет назад стали многопрофильным агентством: кроме, собственно, шоу, стали заниматься техническим обеспечением: это шатры, сцены и подиумы, трибуны, мебель и текстиль, свет, звук. Все это довольно импортозависимо, стоимость оборудования прямо пропорциональна курсу валют. Но именно переход на полный цикл нас и спас».

То, что сегодня легче тем event-агентствам, у которых есть и своя площадка, и техническое оборудование, подтверждает и Анатолий Зотов. «Но проблема таких агентств заключается в том, что они не могут обслуживать премиум-сегмент. Дело в том, что срок окупаемости звука, света — примерно семь лет, а устаревает оно года за два. А устаревшее оборудование — не вариант для премиум-ивентов, поэтому такие агентства обслуживают преимущественно средний сегмент», — отмечает эксперт.

Вероятно, рынок event-услуг в Челябинске будет меняться в сторону укрепления сотрудничества с властями и борьбы за госконтракты и перехода компаний в статус многопрофильных агентств. Те, у кого не хватит на это средств и связей, скорее всего, будут или покидать рынок, или существовать в некоем «полутеневом» статусе. Впрочем, учитывая влияние бэби-бума и любовь русского человека к зрелищам, и на таких исполнителей найдется свой заказчик.

Комментарии