Долг впрок
Россияне бросились скупать бытовую технику в кредит
Назад в 2014-й: на фоне роста курса доллара — плюс 10 рублей за последний месяц — россияне начали скупать бытовую технику и электронику. Однако теперь это делается на кредитные средства — под 30-40% годовых.
Январь, особенно его вторая половина, традиционно считается для непродовольственных магазинов мертвым месяцем. Потенциальные покупатели к этому времени уже потратили все деньги, а заработать новых еще не успели. Но этот год стал приятным исключением для магазинов и банков.
«В октябре и ноябре прошлого года доля кредитов была на уровне 15-16%. Мы ожидали, что в январе без активной рекламной поддержки она будет примерно на таком же уровне или даже ниже. Тем не менее, до 12 января 2016 года кредитная доля держалась на уровне 23%, а с окончанием каникул снизилась до 18%, — рассказала вице-президент по финансам компании „Эльдорадо“ Анна Поздновская. — В связи со стартом федеральной акции „Рассрочка“ и усугублением ситуации с курсом российской валюты, мы ожидаем значительный рост продаж в кредит уже в эти выходные». Она вспоминает: ровно год назад доля кредитов была в два раза меньше.
В «М.Видео» тоже наблюдают повышение спроса, но считают, что дело не только в ажиотаже, а, скорее, в кредитной политике банков. «Сравнение с аналогичным периодом 2015 года не вполне корректно. В начале прошлого года наблюдался серьезный спад на рынке POS-кредитования из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года. Тогда банки прекратили выдачу рассрочек и повысили проценты, — рассказали в пресс-службе компании. — Сейчас покупатели совершают запланированные на будущее покупки. Граждане стали задумываться об управлении своим бюджетом и выбирают кредитные покупки, особенно в отношении дорогих товаров».
Начальник аналитического департамента УК «Русский Стандарт» Сергей Суверов отмечает, что доходность банковских депозитов в рублях уже не покрывает инфляцию, поэтому вполне логично, что люди стараются вложиться в технику или другие товары. «С другой стороны, сегодня эта тенденция выражена менее ярко, чем в декабре 2014 года. Те, кто хотел купить бытовую технику, сделали в большинстве своем это в прошлый валютный кризис, — говорит он. — Если бы на рынке было спокойно, то и явной потребительской активности мы бы не заметили. А сейчас люди активно берут кредиты, причем под внушительные ставки. Покупательная способность все-таки упала, у населения стало меньше денег».
Глядя на это, кажется, что у наших сограждан есть некая привычка покупать все впрок. Будто все это передалось на генном уровне еще с советских времен и перестройки, когда были либо пустые полки, либо пустые кошельки. Эксперты советуют не совершать необдуманных покупок и приобретать только то, что действительно необходимо. Иначе куда потом девать «три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртку замшевую...»?
«Бытовую технику в условиях кризиса стоит покупать только при острой необходимости, так как со временем у нее истекает срок гарантийного обслуживания, она морально устаревает и может прийти в негодность из-за нарушения условий хранения», — отмечает доцент кафедры «Экономика и финансы» Челябинского филиала финансового университета при правительстве РФ Надежда Калмакова.
Многие помнят, как после безумного декабря 2014 года на онлайн-барахолках появились объявления вроде «продам микроволновку, новую в коробке». Перепродать купленные запасы оказалось сложно, ведь покупатели относятся настороженно к таким предложениям, а значит, их придется привлекать хорошим дисконтом.
«Наилучшим финансовым поведением в таких условиях остается создание финансовой „подушки безопасности“. То есть запаса денежных средств, сформированного с учетом того, что любой человек может потерять работу или иной источник дохода, но при этом оставляющий человека способным обеспечивать свою платежеспособность в течение трех-пяти месяцев», — советует Надежда Калмакова. А вот кредиты еще больше подрывают финансовую устойчивость, особенно когда на многих предприятиях сокращают персонал и урезают зарплаты.