Прошлась по коже иголка-иголочка…

Сколько денег челябинцы тратят на татуировки

Число татуированных людей в Челябинске увеличивается с каждым днем. Это уже не признак маргинальности, но пока и не определение художественного вкуса. Сколько денег тратят челябинцы на татуировки, и кто эти люди, попытался разобраться «Челябинский обзор».

По официальным данным, татуаж в России существует с 1995 года, когда в Москве прошла тату-конвенция «Эрмитаж». Более 20 лет в нашей стране полулегально работают тату-салоны, а сами рисунки на коже стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся, а не как признак «тяжелого прошлого со своим стилем и законами».

Места скопления «художников»

Если вбить в картографический сервис 2gis запрос «тату», на экране появятся 27 строчек с названиями тату-салонов в разных частях Челябинска. Если попытаться дозвониться, то можно выяснить, что работают из них 10-15. Записаться «на сегодня» можно в 7-10 из них. Оставшиеся пять салонов — лидеры тату-бизнеса в Челябинске, и они работают по предварительной записи, причем как правило, за несколько недель.

На запрос «тату, Челябинск» социальная сеть «Вконтакте» выдает 304 варианта групп и публичных страниц. Количество подписчиков — от 15 до 36000. Но, например, 15 тысяч подписчиков — еще не гарантия качества в этом деле. Популярность зависит от вложенных в паблик средств — грамотная работа SMM-специалиста, частое проведение розыгрышей на скидки, бесплатные татуировки, акции «Приведи друга, набьем „за косарь“ тебе».

И все же — в общей сложности в Челябинске работают примерно 25 популярных тату-салонов.

«Я работала в тату-салоне. Не в самом крупном, но тоже с известным именем. Я видела, кого принимают на работу в качестве мастеров, как хамят клиентам и как „бьют“ тату в обход кассы. Купила машинку и открыла личный кабинет, где я уверена, что все стерильно. А клиенты „набрались“ со временем», — рассказывает частный мастер Анастасия.

Мама будет недовольна

Радиожурналист Сергей Стиллавин, отдыхая летом на пляже в Сочи, задал вопрос в одной из своих социальных сетей: «Остались еще в этом мире девушки без татуировок?». Остались, но не так много. Хотя бы маленькая звездочка или крохотная надпись, но имеется у каждой третьей.

С молодыми людьми все не так просто. Согласно данным опроса, проведенного порталом ria. ru, более 40 процентов молодых россиян до 25 лет имеют татуировку. И социологи утверждают, что причин для нанесения рисунка несколько: самоутверждение, желание выделиться, средство украшения (что-то вроде оберега) и — способ выражения своих взглядов, принадлежности к какой-то группе. Поэтому у юношей чаще можно встретить татуировки с символикой футбольных фанатов, рок и рэп-направлений, политических взглядов.

«Юношам важно подчеркнуть свой статус. Татуировки молодежь считает красивыми. Поэтому парни набивают себе „рукава“ (татуировки полностью покрывают руки от запястий до плеч — прим. редакции). Это еще и показатель финансового благополучия. Тату — это дорого. Девочки, набивая тату, хотят доказать себе, подругам и родителям, что они те еще бунтарки! Мама против, а я сделаю, и никто мне не указ — что-то из этой серии. Правда, потом многие не могут остановиться. Существует „тату-зависимость“ или, как ее иронично называют, „синяя болезнь“. Доказывать свою непокорность обществу хочется еще и еще, а многим нравятся ощущения... Причин много, уж если решились „забиться“, то надо себе отдавать отчет полностью и понимать, какие могут быть последствия», — комментирует психолог Юлия Гальцова.

«Кольщик, наколи мне...»

Татуировки — это модно. Мейнстрим, как говорится. В 2007-2008 годах «на пике» был «олдскул». Розы, пистолеты, готические шрифты, свитки «пергамента», изображения изящных девушек с лицами скелетов. Потом началась повальная «любовь» к Востоку — иероглифы, куст и листья опадающей сакуры во всю спину, буддийские мантры, лотосы, «ловцы снов» с перышками и пунктирными линиями. Сегодня у девочек — любовь к перышкам, звездочкам и знакам бесконечности сохраняется. Молодые люди набивают что-то брутальное: черепа, львов, Джокера.

Администраторы популярных тату-салонов и ответственные частные мастера почти всегда следят за тем, чтобы делать рисунки на теле только тем, кому уже исполнилось 18 лет. Паспорт спрашивают практически в обязательном порядке. А потом подписывают договор, что заказчик отдает отчет своим действиям и понимает, что он творит.

«К нам часто приходят девочки, которые хотят тату, как у любимой певицы. Мы им объясняем, что это тебе сейчас в 18 лет хочется звездочки, как у Рианны. Потом — пожалеешь. А перекрывать один рисунок другим, или тем более сводить татуировку лазером — это дорого и больно. Мы работаем на результат, а не ради прибыли все-таки», — рассказывает заместитель директора салона Elite Tattoo Алена Шремф.

Обычные надписи в некоторых салонах Челябинска вообще отказываются набивать. Мастера говорят, что это не искусство, а баловство, которое им делать неинтересно. Вот если бы «рукав» красивой девушке набить, чтоб потом фотки выложить в соцсети и собрать тысячи «лайков» — это да. И если лет 7-10 назад большие татуировки делали только 5-7 процентов «забивающихся», то сегодня «набить» огромную сову на бедре — это норма, никого уже не удивить. Кроме родителей, наверное.

Люди старше 25 приходят в тату-салоны и к частным мастерам чаще всего осознанно, обдуманно. Как правило, «бьют» что-то символичное. Мужчины набивают то, что связано с их увлечениями, хобби, семьей. Женщины оставляют на себе что-то подобное заклинаниям. Красная роза — к страстной любви, лотос — мудрость и спокойствие, и так далее. О значениях татуировок читают в интернете на форумах, и твердой походкой идут к мастеру, проговаривая: «Теперь у меня есть талисман!».

«Мне нравится работать с теми, кто относится к татуировке как к искусству. Это может быть и 18-летний парень, и 40-летняя женщина. Вкус либо есть, либо нет!», — говорит мастер тату-салона «Т-74 Crew» Виталий Козлов.

«Бил, бью, буду бить еще»

Профессии «татуировщик» в России нет. Этому не учат в училищах и вузах. В тату-салонах есть курсы. Частные мастера, которые «украшают» людей несколько лет, иногда дают частные уроки.

«Мы не требуем художественного образования от своих мастеров. Достаточно посмотреть его эскизы, и все понятно становится. Если приходит не совсем опытный художник, мы можем его взять как стажера. Под патронажем опытного татуировщика он учится, осваивает искусство тату, а потом может остаться у нас работать мастером», — рассказывает Алена Шремф.

Опытные мастера, как правило, стараются придерживаться одного стиля и в нем себя совершенствовать. «Универсалы» есть, но их мало — охватить все грани рисунка по коже очень сложно. Грамотные художники это понимают. Но число татуировщиков, которым лучше бы вообще не рисовать, даже на бумаге, огромное. Количество картинок с кривыми, косыми и уродливыми татуировками («портаками», как их еще называют) увеличивается в геометрической прогрессии. В салонах таких практически нет, за уровнем мастеров и собственной репутацией компании следят. Но вот в квартирах...

Из 304 групп в «Вконтакте» примерно 50 называют себя тату-салонами, еще примерно 50 частных мастеров сняли отдельные кабинеты или в своей квартире сделали специальную комнату, где чисто, стерильные иглы, качественные краски, играет тяжелый рок или музыка для медитаций, и не стыдно за свою работу. Оставшиеся плюс-минус 200 «пабликов» — так называемые «тату-домушники». У них нет нормального освещения, стерильность на уровне «влажной салфеткой протру стол и место, где будем бить», по комнате бегает кошка, рядом с красками стоят, условно говоря, бутерброд с колбасой и салат с майонезом.

«К нам после таких „домашних“ мастеров приходят на лазерное удаление. Сейчас клиент более подкованный, чем раньше, и далеко не всегда пойдёт делать татуировку непонятно к кому и куда. Если для него в приоритете максимально низкая цена и остальное без разницы, то и хорошо, нам с такими тоже работать не очень хочется», — говорит представитель тату-салона LoveHateTattoo Алена Кузнецова.

В российском законодательстве нет четкого определения для тату-салонов. То ли это косметические услуги, то ли художественные, то ли медицинские. Поэтому и санитарных норм, правил ведения тату-бизнеса и каких-то критериев не существует. Все на совести предпринимателя. Если ему важны репутация, стабильный поток клиентов и чистая совесть — он будет следить за всем, что происходит в салоне или в частном кабинете.

«Клиенты делают выбор чаще всего исходя из стоимости процедуры. Ценовая борьба очень жесткая. Те, кто ценят качество и безопасность — идут в салоны или к проверенным мастерам с хорошими рекомендациями. А те, кто хотят подешевле... Вот милые дамы, например, делают маникюр на две недели за 1500 рублей, а качественную и выполненную по всем санитарным правилам тату на всю жизнь хотят за 500 рублей. Это невозможно!», — говорит Виталий Козлов.

«Чё почем?»

«Домушники» берут тысячу-полторы за небольшую татуировку. За рисунок в 20 кв. см — в районе 5000 рублей. Сколько потом будет стоить лечение от возможного заражения крови и кожи — неизвестно.

Частные мастера за «девочковые татушки» берут от двух до шести тысяч рублей. Надпись, цветочек, перышко — работа несложная, а для серьезного мастера — не особо интересная. Но желающих — очереди. Цена на качественные рисунки варьируется от 8 до 15 тысяч рублей, зависит от сложности композиции, ресурсных и временных затрат.

В салонах минимальная цена татуировки — 2 тысячи рублей. Дальше все зависит от сложности рисунка, цветового решения, места нанесения, потраченного времени и количества сеансов. В среднем хороший цветной рисунок на бедро или предплечье обойдется в 10-15 тысяч.

Быть хорошим мастером не только сложно, но еще и дорого. Можно купить китайскую тату-машинку за 5 тысяч рублей. В ней нет ничего ужасного, но и ничего сверхъестественного. Для новичка подойдет, но потом — нужно менять, поясняют специалисты. Некоторые мастера со временем начинают сами собирать аппараты. И если «руки из золота», то собрать можно очень достойную вещицу, которая при этом будет стоить недорого ввиду отсутствия марки, завода изготовителя, налогов и прочего.

Профессиональная тату-машинка хорошего качества стоит порядка 30-40 тысяч рублей. Одноразовые иглы, краски, дезинфицирующие средства и приборы (сухожар, например, обеззараживающий все приборы температурой примерно в 200 градусов), салфетки, перчатки — в районе 20 тысяч рублей. Как расходные материалы будут тратиться — зависит от клиентопотока.

Кстати, о потоке клиентуры. К «домушникам», если повезет, заглянет один человек в неделю. «Бедолага» — как называют его опытные мастера. На их страничках в контакте, как правило, мало своих работ, чаще — чужие картинки. А альбом с картинками называется: «То, что я могу сделать». Но — не пробовал.

Мастера-индвидуалы с раскрученными страничками в соцсетях и хорошими рекомендациями принимают от двух до четырех человек в день. «Челябинский обзор» позвонил десяти таким мастерам, и только одна из них, Анастасия, смогла с нами пообщаться лично, да и то потому, что только вернулась с Гоа и еще не приступила к работе. Трое недолго пообщались с корреспондентом по телефону и вернулись к «живописи». У остальных — почти нет времени даже на соцсети. Только вечером, часов в 11, но не факт. Но при этом у них есть выходные и здоровый сон! Поэтому в месяц частные мастера «забивают» человек 15-20, «чтобы не расплескать вдохновение».

«В день к нам в салон приходят минимум 10-14 человек, в месяц это 300-400 человек», — поделилась Алена Шремф. Получается в год — 4500-5000 человек приходят только в один Elite Tattoo. Какой процент от стоимости сделанного тату получает в салоне мастер — коммерческая тайна. Но по данным неофициальных источников, от 30 до 50 процентов «забирает» себе салон. Остальное — честно заработанное мастером.

«Сайт и соцсети — основной инструмент продаж. Но недостаточно просто сделать „паблик“ или купить сайт. Этим нужно заниматься. Создай лучшее предложение и будет спрос, но при этом не забывай о качестве. Оно важнее денег», — говорит мастер тату-салона «Студия 13» Павел Забияка.

Все подсчеты, которые сегодня можно провести, носят очень приблизительный характер. Тем не менее, если принять за ориентир показатели одного из «официальных» тату салонов — число клиентов, среднюю стоимость татуировки — перемножить их на количество салонов, добавить к этому показатели «частников» и «домушников», то получаются внушительные показатели. В общей сложности, в Челябинске ежегодно делают десятки (если не за сотню) тысяч татуировок, а примерный общий оборот этой индустрии уже может достигать полутора миллиардов рублей.

Пока что тату-бизнес в Челябинске очень стихийный. Он зависит от моды, политики, состояния экономики и просто настроения людей. На рынке нет четкой структуры, нет законодательных норм. Но уже есть высочайшая конкуренция, мейнстрим, молодежь, которая копит деньги, а потом их «вырисовывает» и... недовольные мамы. Вот в этом пункте, пожалуй, все будет неизменно, даже если примут законы и нормативы...

 

Сколько тратят на татуировки челябинцы
  Клиентов
(в месяц)
Средняя цена
татуировки (руб.)
Выручка в месяц
(примерно, руб.)
Выручка в год
(примерно, руб.)
Тату-салон 300–400 10 000–15 000 3–4,5 миллиона До 50–55 миллионов
Частный мастер 15–20 8 000–15 000 Около 200 000 2–2,5 миллиона
«Тату-домушник» 4–5 2 000–5 000 16 000 192 000

 

  Общее число
в Челябинске (примерно)
Выручка в месяц (руб.) Выручка в год (руб.)
Тату-салоны 25 100–110 миллионов 1,2–1,4 миллиарда
Частные мастера 50 До 10 миллионов До 120 миллионов
«Тату-домушники» 200 3–3,5 миллиона До 40 миллионов
Итого: 1,3–1,5 миллиарда

 

Комментарии