ОСАГО хотят сделать налогом

Рынок автострахования стал объектом внимания Роспотребнадзора. Ведомство предложило в случае ухудшения ситуации перевести ОСАГО в своеобразный «налог на автовладельца». Эксперты уверены, что пока рынок, претерпевший недавно существенные изменения, не надо лишний раз раскачивать: сейчас все только начинает «входить в русло».

Напомним, с 12 апреля Банк России повысил минимальный базовый тариф по ОСАГО на 40% и расширил тарифный коридор. Ставка выросла до 3432–4118 рублей. С 1 апреля также были введены новые региональные коэффициенты. Для Челябинска цифру увеличили до максимального значения — 2,1, и на Южном Урале полисы стали самыми дорогими в стране. ЦБ объяснил повышение стоимости полисов увеличением лимита выплат по ущербу жизни и здоровью по ОСАГО. С апреля он вырос до 500 тысяч рублей. Также среди причин — падение рубля и высокая убыточность данного вида страхования. Штраф за езду без ОСАГО в настоящее время в России составляет 800 рублей.

По итогам I квартала 2015 года российские автовладельцы приобрели порядка 8 миллионов 530 тысяч полисов ОСАГО, что на 1,5% меньше, чем в прошлом году, сообщает «Автостат». По мнению представителей Российского союза автостраховщиков, уменьшение количества приобретенных полисов ОСАГО связано с экономической ситуацией в стране, а не с удорожанием полисов.

«Падение продаж автомобилей у некоторых дилеров составило до 40%. Это сказалось на количестве заключенных договоров ОСАГО», — пояснили представители РСА.

Ирина Кубаевская, директор челябинского филиала страхового общества «РЕСО-Гарантия» считает, что наконец-то заработали рыночные механизмы, поэтому надо дать рынку страхования автогражданской ответственности, что называется, отдышаться.

«Сегодня у клиента есть выбор — он может пролонгировать договор или купить полис в любой страховой компании. Рыночные механизмы заработали. Самые значимые изменения уже произошли — они касаются увеличения лимита, урегулирования убытка, единой методики возмещения ущерба, где увеличена стоимость запчастей. Поменялись также тарифы, введены плавающие коэффициенты и плавающий коридор, — поясняет эксперт. — Каждая страховая компания продает ОСАГО по своей цене — все это, конечно, будоражит рынок, который хочет понять, что ему дали все эти изменения в сумме. Но самое главное уже очевидно — сегодня в Челябинске нет проблемы с покупкой полиса ОСАГО».

Снижение количества приобретаемых полисов уже фиксируется, отмечают в «РЕСО-Гарантия», но это не связано с удорожанием ОСАГО.

«Продажи автомобилей упали, по официальным данным, более чем на 35%. В целом, я не вижу существенного снижения потока клиентов. Но некое непонимание есть, поэтому приходится работать индивидуально с каждым клиентом — каждому разъяснять, почему и что произошло,» — считает Кубаевская. — «Первое повышение произошло в октябре 2014 года, втрое — в апреле. Поэтому сейчас будут покупать полисы те клиенты, которых первое повышение не затронуло, и это подорожание будет существенным. Тренд рынка сегодня — огромное количество „дешевых“ фальшивых полисов — это есть, грубо говоря, на каждом углу».

«В случае ДТП владелец фальшивого полиса будет нести ответственность по закону, а также осуществлять выплаты из своего кармана. Поэтому вряд ли люди будут экономить на ОСАГО, и вряд ли повысится спрос на подделки», — считает начальник отдела транспортного страхования филиала ООО «Росгосстрах» Челябинской области Анна Безганс.

«Я не совсем понимаю, как может заработать эта схема. С одой стороны, забрать ОСАГО у страховых компаний — мысль правильная, поскольку это все же не услуга, которую автомобилист приобретает добровольно, а некая социальная нагрузка, которая нам „спущена“ сверху, — комментирует вероятные изменения в способе страхования автогражданской ответственности Алексей Бруй, председатель челябинского отделения движения автомобилистов „Свобода выбора“, председатель ЧРО всероссийской партии „Автомобильная Россия“. — С этой точки зрения было бы логично генерировать сборы на одной площадке (в фонде — прим. Ред.), без цели извлечения прибыли. Но не совсем понятно, с кем предстоит судиться в случае спорных ситуаций. Кто, к примеру, будет представлять этот фонд в суде? На что содержать эту инфраструктуру фонду, и окажется ли это дешевле?».

«Тема ОСАГО сейчас активно муссируется, и поэтому сейчас выдвигаются такие предложения, что вызывают недоумение. Возможно, из этой серии и это предложение Роспотребнадзора», — поделилась мнением Ирина Кубаевская.

По ее словам, средняя выплата по ОСАГО по итогам первого полугодия составила более 40 тысяч рублей, а средняя цена полиса — порядка 4-5 тысяч рублей (у клиентов имеющих коэффициент бонус-малус при безаварийной езде, который страховщики берут из единой базы РСА). Сейчас существенно выросла стоимость полиса для молодых водителей, впервые покупающих полис, — она будет порядка 20 тысяч рублей по Челябинску сейчас.

«Пока мы не увидим прозрачную схему формирования стоимости полиса ОСАГО, говорить о каких-то еще инициативах преждевременно, — отмечает Александр Бруй. — Все больше вопросов вызывают коэффициенты. Обещалось, что полисы подорожают на 40%, а фактически цены вросли в 2,5 раза в Челябинске. Общались и с антимонопольщиками, и с представителями страховых компаний, но пока выяснить, „откуда растут ноги“, не представляется возможным».

Господин Бруй дал понять, что сейчас лоббирование темы ОСАГО так и осталось на федеральном уровне — от регионов здесь практически мало что зависит.

Добавим, с 1 июля планируются очередные изменения. В России начнется реализация полисов ОСАГО через интернет. Чтобы оформить страховку в электронном виде водителю необходимо обратится в страховую компанию через сайт, оплатив полис банковской картой или другими способами. С такой инициативой выступил Центробанк РФ. При этом, страховщики не исключают роста мошеннических схем в связи с переходом на электронный документооборот. Но эта инициатива, в отличие от перевода ОСАГО в разряд фискальной нагрузки, хотя бы не «выбивает» из-под них кусок уже более «вкусного» пирога.

Комментарии