Минфин планирует пересобрать кассу

Налоговая служба получит контроль над расходами граждан, а бизнес понесет новые затраты

Российское правительство создает техническую и правовую базу для контроля занятости и уплаты налогов населением. Это будет проводиться через персонификацию всех покупок, совершаемых гражданами. «Челябинский обзор» поинтересовался мнением  экспертов по поводу готовящегося нововведения, оценил примерные затраты бизнеса и попытался выяснить, к чему может привести очередной законотворческий виток «большого брата».

Чек in

Минфин 9 июня опубликовал на своем сайте Проект поправок в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Текст проекта втрое длиннее всего действующего закона о применении касс и предусматривает революционные изменения регулирования в этой сфере, прежде всего, новые требования к самим кассам, сообщает РБК.

Проект предполагает, по сути, полную замену всех касс торговых точек, а новые аппараты должны будут регистрировать покупки не только в бумажном, но и в электронном виде. По идее Минфина, кассовые аппараты должны накапливать и передавать фискальные данные в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора). Каждая касса, установленная с 2016 года, будет обязана отбивать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных.

Предполагается, что покупки за наличные будут привязываться к телефонному номеру клиента. Это нововведение позволит автоматически учитывать расходы граждан — именно об этом упоминали инициаторы законов о штрафах и налогах на неофициальную занятость: речь шла о контроле уплаты налогов населением через сопоставления обязательных взносов с расходами.

Исключение законопроект предусматривает для торговцев, работающих в труднодоступных, отдаленных от сетей связи местностях. Если связи нет, можно использовать кассы без передачи данных. А в отдаленных местностях, список которых регионы утвердят самостоятельно, можно вообще не применять кассы при условии выдачи покупателю другого документа, подтверждающего расчет. Освобождение от касс сохраняется для индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся некоторыми видами мелкорозничной торговли, такой как продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов.

Отказ от применения новой кассовой техники может повлечь значительные штрафы. Неприменением кассовой техники, согласно законопроекту, признается и отсутствие записи о расчете в фискальном накопителе кассы, и не переданная налоговому органу информация.

Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года. Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте, который уже прошел испытания в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.

Исчезнет ли бабушка?

Нововведение коренным образом поменяет весь рынок контрольно-кассовой техники — потребуются новые аппараты, с новыми возможностями и программным обеспечением.

По данным УФНС по Челябинской области, в регионе на 1 апреля этого года зарегистрировано 45 339 единиц контрольно-кассовой техники. 13 617 аппаратов зарегистрировали индивидуальные предприниматели, 31 722 — организации.

На сайтах компаний, торгующих кассовыми аппаратами, цены начинаются в основном от 9-10 тысяч рублей. В итоге, просто перемножив количество на цену (45 тысяч касс умножить на минимум 10 тысяч рублей за единицу), мы получим, что затраты бизнеса только в Челябинской области на покупку новых кассовых аппаратов составят минимум 450 миллионов рублей. Впрочем, по мнению опрошенных нами экспертов, предприниматели отдают предпочтение в основном технике стоимостью около 20 тысяч. И вряд ли аппараты нового образца будут дешевле. Лакомый кусочек для «правильных» производителей...

«Всё это грозит бизнесу немалыми затратами, а в перспективе не понятно, какую пользу принесет», — поделился мнением Андрей Грибанов, коммерческий директор сети «Проспект». Однако он усомнился в том, что эти затраты отразятся на стоимости товаров.

Константин Захаров, председатель ЧРО ООО «Деловая Россия» обращает внимание на то, что инициатива больше всего ударит по микробизнесу:

«Это будет затратно прежде всего для мелких торговцев, — уточнят собеседник. — И хотя трата разовая, для некоторых встанет вопрос о факте существования бизнеса. Условно говоря, все идет к тому, чтобы отлажено начала работать терминальная система. И если условная бабушка торгует условными семечками и не имеет при этом кассы, то либо исчезнет эта бабушка с семечками, либо подорожают семечки...»

Константин Захаров обратил внимание и на то, что конечной цели — контроля над расходами граждан — авторы инициативы могут достичь только за счет полного покрытия покупок терминальной системой, где наличных денег в принципе «ходить» не должно.

Собеседник также добавил, что, исходя из данных ФНС о количестве зарегистрированных кассовых аппаратов (а их, напомним, более 45 тысяч) и статистики по количеству зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (порядка 100 тысяч), в регионе уже более половины фирм работает в сегменте b2b, что предполагает ход средств через банковские счета. Что касается предполагаемых затрат, которые понесет бизнес в ходе реализации закона, тут все будет зависеть от оборота, который приходится на один кассовый аппарат. Так, например, гипермаркеты формата «Ашана», подчеркивает г-н Захаров, могут их даже не почувствовать, если учесть, что дневная выручка на одну кассу там может составлять порядка 1 миллиона рублей, тогда как для небольших магазинов это, как правило, не дневной, а годовой оборот.

А смысл?

Как отметил глава «ОПОРЫ России» Александр Калинин, сейчас ходят разговоры о том что для малого бизнеса, скорее всего, условия будут смягчены — «малышей» вряд ли обяжут приобретать технику нового образца — хотя бы потому, что нет смысла хранить данные компаний с крайне небольшим оборотом на облачном сервисе налоговой службы.

«Смысл инициативы в том, — говорит Калинин, — чтобы к определенному периоду перейти на кассовую технику нового образца, с возможностью передачи данных через 3G-интернет и Wi-Fi, чтобы информация могла храниться на облачном сервисе ФНС. При этом старые кассовые аппараты менять не обяжут — они продолжат работать до истечения сроков их годности, поэтому никого пугать не надо».

Как отмечают эксперты кафедры экономики и финансов Русско-Британского Института Управления, инициатива пока настолько непроработана, что даже не дает возможности сделать экономический прогноз от ее реализации.

«Во-первых, посудите сами, у нас есть родственники пенсионного возраста и дети, — отметил эксперт профильной кафедры РБИУ, — поэтому открытым остается вопрос с учетом данных по номерам телефонов. Во-вторых, обязаны ли мы иметь сотовые телефоны по закону? Нет, эта обязанность нигде не прописана. Тогда каким образом меня обяжут передать свой номер? В-третьих, затраты бизнеса на покупку кассовых аппаратов лягут в стоимость товаров. Сказать, что повлечет за собой инициатива Минфина, сейчас не представляется возможным. До сих пор не сбылся ни один долгосрочный прогноз финансовых аналитиков даже по курсу валют...»

Добавим, что в министерстве мотивируют законопроект исключительно заботойо  благе потребителя. Передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей. Однако Правительство РФ до сих пор не создало единого стандарта обмена данными и единого образца документов (с учетом функционирования таких механизмов, как Единый портал госуслуг). Не сведены пока воедино и базы ФНС.

Комментарии