Короли муниципального заказа

Кто осваивает средства города: рейтинг «Челябинского обзора»

lacr1ma.livejournal.com

Челябинск — не только город-миллионник как он есть, но еще и муниципалитет с огромным хозяйством, большой и сложной структурой. С муниципальными предприятиями. И с бюджетом более чем в 32 миллиарда рублей (правда лишь 11 из них — собственные доходы). Часть этого бюджета осваивается подрядчиками. Мы решили выяснить, кому из них достается больше всего денег.

Вокруг финансовых потоков муниципалитета и тех, кто «осваивает» эти деньги, всегда ходило и ходит много слухов и домыслов.

Именно вокруг финансовых потоков МУПов и МАУ постоянно циркулируют различные слухи и домыслы. Связанные, разумеется, с коррупционными и околокоррупционными подозрениями, а точнее — что с закупок и подрядов МУПов кто-то обязательно «кормится», и эти «кто-то» так или иначе связаны либо с действующей властью города и области, либо с теми, кто не так давно покинул высокие посты.

Наша задача — исследовать реальную картину дел и выявить тех, кто действительно выгодно сотрудничает с властями города, получая подряды от муниципалитета (во всем его юридическом многообразии).

Методика исследования

В нашей работе мы использовали официальные данные Единого госреестра юридических лиц Федеральной налоговой службы (ЕГРЮЛ), официального сайта госзакупок zakupki. gov, а также ресурсы специализированной базы данных «Контур. Фокус», которая использует сведения в том числе с официальных правительственных ресурсов и баз данных.

В качестве базы для исследования мы взяли закупки, осуществленные администрацией Челябинска, ее структурными подразделениями (комитетами и управлениями), крупнейшими муниципальными предприятиями, а также муниципальными учреждениями (бюджетными и казенными). Нас интересовали контракты, которые, согласно данным сайта госзакупок, прошли в 2017-м году Из нескольких десятков тысяч закупок, прошедших за прошлый год через структуры муниципалитета, мы выделили те, которые были заключены с компаниями, получавшими либо разовые подряды и контракты на крупные суммы, либо большое число контрактов и подрядов. А оставляли без нашего внимания небольшие (по меркам управления) закупки, которые осуществлялись компаниями, засветившимися лишь один раз.

Системные особенности

На самом деле, муниципальные закупки — предмет сложный и многомерный в своей структуре. Связано это прежде всего с многоступенчатостью и сложностью структуры администрации Челябинска и всех ее подразделений. Впрочем, это как раз понятные сложности — в Челябинске сотни муниципальных учреждений: социальные, инфраструктурные, спортивные, образовательные, здравоохранения, культуры.

Только в структуре собственно администрации Челябинска, как сказано на ее официальном сайте, более 50 структурных подразделений.

Значительная часть из них (более 30) зарегистрированы как отдельные юридические лица, которые, в свою очередь, как правило являются учредителями других юридических лиц — подконтрольных предприятий и учреждений, от производственно-инфраструктурных (например, МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (ЧКТС)) до разного рода образовательных учреждений, больниц, поликлиник или центров социальной защиты.

Соответственно, трехступенчатой является и структура муниципальных закупок. При этом собственно администрация Челябинска осуществляет крайне небольшой их объем. Основная масса средств распределяется на уровне управлений мэрии. Наконец, на дне этого большого «айсберга» — собственно многочисленные предприятия и учреждения.

Но и здесь все не так однозначно. Так, комитеты и управления по делам образования, здравоохранения, культуры, молодежи, социальной политики, физкультуры, спорта и туризма, контролирующие сотни муниципальных учреждений, самостоятельно почти не осуществляют сколь-либо масштабных закупок. Как правило — на несколько десятков миллионов рублей в год, которые идут по большей части на обеспечение собственного функционирования.

То же самое касается Комитета по делам архитектуры и градостроительства, управлений по безопасности жизнедеятельности, наружной рекламы и информации, благоустройства, торговли и услуг, муниципального заказа, а также управлений транспорта, экологии и природопользования, через которые раньше проходили крупные закупки, но не в 2016-м году.

Структурных подразделений администрации, через которые в прошлом году осуществлялись крупные закупки, оказалось немного. Это управление дорожного хозяйства, управление капитального строительства, комитет по управлению имуществом и земельным отношениям, комитет финансов и управление жилищно-коммунального хозяйства.

Расходы, которые превращаются в контракты, берутся из доходов

Три источника, три составные части

Необходимо отметить главные, на наш взгляд, особенности распределения муниципальных денег.

1. Основные траты муниципалитета — инфраструктурные, связанные с обеспечением жизнедеятельности города. Крупнейшие по суммам подряды — это контракты на строительство и реконструкцию дорог и улично-дорожной сети и инфраструктуры, поставку тепла и электроэнергии, поддержание в приемлемом состоянии недостроенного челябинского метро.

Также довольно значимый объем — финансирование через кредитные линии долгов муниципалитета.

Наконец, третья крупная статья подрядов — выкуп нежилых помещений у компаний-застройщиков, будь то здания или помещения под школу или детский сад, или же квартир для обеспечения детей-сирот.

Соответственно, главными получателями муниципальных денег стали предприятия, специализирующиеся на работе с городской инфраструктурой.

2. Сразу три предприятия в топ-15 принадлежат собственно челябинской мэрии: это два муниципальных предприятия ЧКТС и ПОВВ и акционерное общество (тоже раньше бывшее МУПом) «Комбинат социального питания». Вообще, крупнейшие, инфраструктурные МУПы города, не только являются заказчиком работ, но и сами выполняют поставки другим муниципальным учреждениям. При этом доля собственно муниципальных денег в общей выручке тех же ЧКТС и ПОВВ, на самом деле, невелика. Что вполне объяснимо — ПОВВ кроме Челябинска снабжает водой еще и Копейск, и оба МУПа поставляют ресурсы (воду и тепловую энергию) не только муниципальным, но и региональным и федеральным госзаказчикам, расположенным на территории города.

3. Общий «ручеек» муниципальных контрактов в 2017-м году заметно поредел. Так, в трех исследованиях муниципальных закупок 2016-го года, которые «Челябинский обзор» провел в прошлом году, мы выяснили, что крупнейшие подрядчики мэрии и ее структур набрали контрактов в общей сложности на более чем 13 миллиардов рублей. В 2017-м году топ-15 «королей муниципального заказа» в общей сложности заключили договоров лишь на 5,7 миллиарда рублей.

Причин этому несколько.

Во-первых, если верить данным сайта госзакупок, в прошлом году резко снизился объем контрактов у лидера топ-15 — ЗАО «Южуралмост», которое в 2016-м году получило контракты почти на 5 миллиардов рублей, а в 2017-м — в три раза меньше.

Во-вторых, в прошлом году резко (с почти 1,9 миллиарда рублей до нескольких миллионов) снизился объем закупок, которые делало МУП «Горэкоцентр», осуществляющее работы по вывозу мусора. Здесь все объясняется просто — отыгранные в 2017-м году контракты были рассчитаны на три года.

В-третьих, город не так активно осуществлял собственное строительство жилых домов. Либо же деньги на эти цели проводились по другим источникам. Да и выкуп уже готовых нежилых помещений обошелся муниципалитету значительно дешевле (и самих помещений было куплено меньше).

Возможно, оттого и узок круг компаний, про которых можно сказать, что они получают от города действительно серьезные контракты. Честно говоря, мы и топ-15 с трудом собрали, и вообще думали, не ограничить ли наш рейтинг первой десяткой.

Вся королевская рать

Перейдем к перечислению компаний, попавших в число лидеров.

На первом месте, несмотря на вышеупомянутое трехкратное снижение общей суммы контрактов, ЗАО «Южуралмост» — почти монопольный подрядчик по строительству и реконструкции улично-дорожной сети Челябинска.

Второе место — за МУП ЧКТС («Челябинские коммунальные тепловые сети»), которое вполне логично занимает свою позицию. Впрочем, все уже скоро изменится — в роли основного поставщика тепла в Челябинске его сменяет АО «УТСК» финского холдинга «Фортум».

Третье место — у ПАО «Челябэнергосбыт», что не менее логично. «Челябэнергосбыт — единственный в регионе гарантирующий поставщик электроэнергии, и неудивительно, что число его муниципальных контрактов (как, впрочем, и у ЧКТС и ПОВВ) измеряется сотнями.

Четвертый — ПАО «Сбербанк», преуспевший в открытии кредитных линий комитету финансов Челябинска. Следует заметить, что сумма, указанная в таблице — это проценты, которые город должен будет выплатить, если выберет весь объем возможных заимствований. Что на самом деле, далеко не факт, что понадобится.

Пятое место — у строительной компании «Альфа-Строй» Олега Иванова. Ее единственный контракт — строительство школы в микрорайоне «Яблочный» в Тракторозаводском районе Челябинска.

Шестое место — у АО «Челябметрострой». И, наверное, этим все сказано.

Седьмые в рейтинге — АО СМЭУ ГАИ, которые традиционно занимаются объектами инфраструктуры улично-дорожной сети города.

Восьмое место — у строительной компании «Легион» Ивана Клушина и Александра Букреева. Единственный контракт — продажа городу помещения под образовательный центр.

Девятое место — у АО «Комбинат социального питания», принадлежащего муниципалитету. Компания, воссозданная недавно для того, чтобы упорядочить непростую ситуацию на рынке школьного питания, достаточно уверенно набирает обороты.

Десятое место — у вышеупомянутого АО «УТСК». В следующем году эта компания, вероятно, займет одну из верхних строк в нашем рейтинге.

Одиннадцатым стало МУП ПОВВ. Что, казалось бы, довольно удивительно. Но 119,5 миллионов рублей муниципальных контрактов — лишь несколько процентов от годовой выручки предприятия. Ведь ему за воду платит каждый челябинец лично.

Двенадцатое место — у ООО «Дорстройтех-лизинг», которым владеют Эдик Аракелян и Павел Воронов. Компания — живое напоминание о том, что улично-дорожную сеть в Челябинске строят не только рабочие «Южуралмоста».

Тринадцатой стала строительная компания «Стройдом» Евгения Дементьева, заработавшая почти 100 миллионов рублей на реконструкции детского сада.

Четырнадцатое место — у еще одних застройщиков из компании «Феникс-гран» (владелец — Петр Ищенко), реализовавших мэрии жилье для детей-сирот.

Наконец, на 15-м месте очутилось ООО ГК «Абсолютные системы» (владелец — Сергей Агрелов), которое набрало у восьми разных муниципальных заказчиков 19 контрактов на 77,8 миллиона рублей.

Что будет с муниципальными контрактами в нынешнем году — покажет ближайшее будущее. Первые процедуры торгов и аукционов уже прошли. «Челябинский обзор» будет внимательно следить за этой темой.