…Заодно и помылись!

Как живут и чем зарабатывают челябинские бани и сауны

Банный бизнес в Челябинске можно сравнить с блошиным рынком: непонятно точное количество заведений, неизвестны их реальные обороты, практически нет контроля со стороны государства. Бизнес, хоть и непростой по своей структуре, чувствует себя неплохо.

Смена формата

Главное, что нам удалось понять в ходе нашего исследования — рынок бань и саун в Челябинске практически полностью латентный. Сколько в городе подобных заведений, точно не известно никому. Официальных данных, по сути, просто нет — во всяком случае, в администрации Челябинска назвать их просто затруднились.

По запросу «Бани/сауны» информационный сервис 2gis.ru находит в Челябинске 148 организаций. Самый крупный специализированный сайт chelsauna.ru выдает список из 97 компаний. Если верить им, то больше всего саун в Тракторозаводском, Калининском и Ленинском районах. Более-менее активно рекламируются в соцсетях и СМИ. Остальные, видимо, рассчитывают на «сарафанное радио», либо довольны уже имеющимся потоком клиентов. 

Одно сказать можно точно: старых, еще советских «общественных бань» в Челябинске практически не осталось — нам удалось найти лишь четыре подобных заведения: на улице Российской, на улице Краснознаменной, на улице Харлова и на улице 40-летия Октября. Впрочем, нельзя не отметить, что та же баня на Российской — одна из самых популярных в городе, во многом за счет невысокой цены и простого, но понятного сервиса.

Первый всплеск развития банно-саунного бизнеса пришелся на середину 90-х — начало 2000-х. Тогда, пользуясь практически полной законодательной свободой и отвечая на запросы населения, в Челябинске начали возникать первые частные сауны. Часто — в помещениях, изначально не приспособленных под эти цели: подвалах жилых домов, пристроях, до этого служивших магазинами или центрами бытового обслуживания, и так далее. Услуги, предоставляющиеся в таких заведениях, во многом зависели от площади и планировки конкретного помещения, но в основном — несколько залов с парилками, комнатки отдыха, мини-бассейн, пиво и закуски к нему, если оставалось место — бильярдный стол или настольный теннис.

Подобных «комплексов» в Челябинске хватает и сегодня, но в целом это уже вчерашний день. Бизнес существенно меняется. Почти все новые заведения, появившиеся в городе в последние несколько лет — это специализированные комплексы, как правило, в отдельных зданиях, иногда — в несколько этажей. 

Число залов в таких местах может достигать десятка и более, и, как правило, представлены все основные виды бань и саун (финская, русская, японская, римская, хаммам, инфракрасная и т.д.). Но они — лишь часть целого комплекса услуг. Как правило, есть своя кухня (особенно если сауна — часть крупного ресторанного заведения), лицензия на реализацию алкоголя, а еще — банкетный зал, SPA-услуги, большой бассейн с элементами аквапарка; предлагают занятия по аквафитнесу или аквааэробике, и так далее, вплоть до мини-гостиницы.

Сменилось и позиционирование заведений.

У старых саун еще с «лихих 90-х» сложилась, так сказать, непростая репутация мест, куда ходят «заодно и помыться», а на деле — крепко выпить в мужской компании и либо обсудить дела, либо продолжить вечер уже другими, скажем так, «услугами». 

«Я был в некоторых полуподвальных саунах на ЧТЗ, сегодня же всё еще есть те, кто „не забыл“ про 90-е. В таких саунах „бизнесмены“ устраивают деловые встречи, переговоры, плавно перетекающие в посиделки. Да, туда приезжают „специальные“ девушки, в этом нет чего-то удивительного. Все анекдоты про сауны и их персонал основаны на реальных событиях», — рассказывает Алексей, клиент крупного комплекса Buta-SPA.

Впрочем, владельцы саун отмечают, что посиделками в подвальных саунах жители мегаполиса «наелись». Современные же банные комплексы, как правило, отождествляют себя в основном с корпоративным или семейным отдыхом для нынешнего «среднего класса» (хотя есть и заведения, рассчитанные исключительно на ВИП-посетителей — как, например, «Авокадо»).

И это, как показывает практика, работает: одна или несколько семей, проводящие время за водными развлечениями, и денег приносят больше, чем мутные пьяные компании, и неприятностей заведению, как правило, не доставляют. Молодые и подтянутые барышни с не менее подтянутыми спутниками также оценили всю прелесть спа-комплексов, где не только тепло круглый год, но еще и халаты выдают, еду на красивых разносах приносят, а за дополнительную плату сделают хороший массаж. 

Такое развитие имеет понятную бизнес-логику — одними услугами парилки много не заработаешь (если вообще заработаешь — минимальная забота о санитарных нормах стоит недешево). Комплекс же сопутствующих услуг — это еще и приличная добавленная стоимость, на каждом этапе.

Владелец одной из саун в Курчатовском районе отметил, что «банный» бизнес-план сегодня нужно выстраивать, исходя из проекта будущей сауны.

«Вот вы сняли помещение, оборудовали его как сауну, сделали небольшой банкетный зал... Но спустя время понимаете, что неплохо было бы поставить бильярдный стол, а места нет! Приходится ограничиваться настольными играми», — отмечает эксперт.

«Рынок меняется, нужно привлекать клиентов чем-то кроме обычных бань, которые были популярны в советское время. Сейчас нет отбоя от компаний, которые хотят отметить свой день рождения или корпоратив в теплой сауне», — комментирует сотрудник клуба здорового отдыха и досуга «Империя отдыха». 

«Нужно ориентироваться на молодых. Сейчас у них есть деньги, чтобы отдыхать, приводить сюда родителей и детей. Им неинтересна „романтика“ прошлого века. Молодежи приятней посещать большие комплексы, в которых можно проводить целый день и тебе не наскучит: хочешь — сауна, хочешь — караоке, хочешь — всякие массажи и обертывания, а при этом чтобы с детьми кто-то играл и занимался... Представляете себе запросы? Бизнес очень изменился. И будет меняться, главное, соблюдать три правила: сервис, чистота, хороший персонал», — резюмирует владелец сауны в Курчатовском районе. 

Разумеется, создание крупного комплекса обойдется совсем в другую сумму, нежели переоборудование в «сауну» подвала старой «хрущевки» на окраине. Если раньше это было под силу даже мелкому предпринимателю — вложения в небогатый интерьер составляли сотни тысяч рублей, то теперь речь идет о долговременных инвестициях, которые могут измеряться в миллионах. Иногда — не в российской валюте...

Что, где, когда, почем и сколько

Изучая сайты и прайсы заведений, мы наткнулись на огромное ценовое разнообразие.

С одной стороны, можно найти «баньку» даже за 100-200 рублей в час. Впрочем, участники рынка отмечают, что в подобных местах, мягко говоря, трудно ожидать соблюдения санитарных норм и высокого качества предоставляемых услуг. Верхняя граница — до 4-5 тысяч рублей в час в люксовых заведениях. Средняя же цена по Челябинску колеблется в пределах 800-1000 рублей за час аренды зала с парилкой.

Подсчитать более-менее точное количество посетителей практически невозможно. Во-первых, потому что залы, как правило, снимают целыми компаниями, во-вторых — слишком разные сами комплексы и их базовые характеристики — расположение, вместимость, ценовая категория.

Тем не менее, кое-какие данные нам удалось найти.

Так, в клубе здорового отдыха и досуга «Империя отдыха» рассказали, что к ним в месяц заходит в среднем примерно 2500 человек. Из них около 200 — дети, 1200 мужчин и 1100 женщин. При этом в баню чаще ходят люди зрелые: от 45 до 60 лет. А вот залами русской, финской и турецкой саун интересуются чуть более молодые южноуральцы 30-35 лет. И чаще эти залы они используют для проведения своих праздников.

«Нам сложно выделить портрет посетителя, благодаря широкому спектру услуг к нам ходят все категории населения», — добавляет маркетолог «Атлантида-SPA» Татьяна Сажаева.

Еще одна важная особенность бизнеса — его ярко выраженная сезонность. С мая по октябрь челябинцы греются не в саунах, а на пляжах, и топят бани на дачах. Поэтому в саунах в это время года часто можно наткнуться на разного рода акции и серьезные скидки. 

«В летний период спрос действительно намного ниже. Поэтому акции — это идеальное решение. К примеру, по понедельникам к нам ходит большое количество пенсионеров, потому что для них действует огромная скидка. А в будни приходят мамочки с малышами — для них тоже есть выгодные предложения», — рассказывает Татьяна Сажаева.

В холодное же время года практически все мало-мальски приличные банные комплексы и сауны забиты до отказа. Местечко на выходных в наиболее популярных местах лучше бронировать за день-два. 

Так, в комплексе Aqua-Рай в летний период ежедневно отдыхают по 5-7 компаний. А с октября по апрель сауны переходят на круглосуточный режим работы — столь высок уровень спроса. А в комплексе «Атлантида-SPA» в общий зал можно попасть в порядке живой очереди, а в VIP-залы места бронировать лучше за неделю до нужного клиенту дня.

Но самый пик посещаемости — в новогодние праздники, 23 февраля и 8 марта. На Новый год залы лучше бронировать уже сейчас — в «раскрученных» заведениях, по словам участников рынка, уже выстраивается очередь на корпоративы и банкеты.

Расходы

Бани и сауны окупаются не так быстро, как хотелось бы владельцам. В одной из саун в Курчатовском районе нас заверили, что подобный бизнес в Челябинске или любом другом крупном городе — подчас лотерея, потому что клиенты уже «с претензиями», они «избалованы». А значит, их привлечение требует все новых расходов и вложений. 

Две базовых статьи затрат любого банного комплекса или сауны — стартовые вложения в интерьер и инженерные сети, прежде всего водоснабжение и водоотведение. Затраты здесь ограничены лишь фантазиями и возможностями инвестора. При этом интерьеры из-за постоянной высокой влажности нуждаются в капитальном ремонте минимум раз в 5 лет, а косметический ремонт необходим каждые полгода-год. 

«Уважающее себя заведение должно следить, чтобы все работало: от кранов до микрофонов караоке. Тогда у клиента не будет испорчено впечатление, он захочет вернуться», — объясняет сотрудник сауны в Тракторозаводском районе. 

«Нужен постоянный ремонт. Для всех же очевидно, что в сауну приходят поговорить о высоком, но... с чем-нибудь горячительным. А это влечет за собой всевозможные поломки, засоры, вандализм и так далее», — сетует владелец одной из челябинских саун.

Отдельная история — санитария (чистка бассейнов, санузлов и парилок, уборка номеров после каждой компании, стирка полотенцев-простынок и так далее), а также водоподготовка. Любой «косяк» в этой части может привести к медицинским неприятностям у клиентов, а за ними — к потере заведением репутации и массовому оттоку клиентов.

В дешевых заведениях вы можете столкнуться с обычной водой «из-под крана», серьезные же комплексы тратят приличные ресурсы на водоподготовку и даже на собственную службу качества.

«Мы сами сдаем воду на экспертизу в Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области, чтобы быть уверенными, что в нашей сауне никаких вредных „палочек“ нет», — рассказывает владелец сауны в Ленинском районе.

Еще одна статья расходов — персонал. В небольших комплексах штат сотрудников не превышает 5-7 человек. В крупных заведениях — куда больше, в зависимости от набора услуг. Причем значительная часть выведена на аутсорсинг — например, плотник или электрик, массажист, косметолог. Появилась потребность — пригласили. Спроса нет — зарплату не надо платить.

«Как правило, с сотрудниками мы заключаем сдельно-премиальную систему оплаты, которая зависит от количества посетителей. Следовательно, чем больше оборот, тем больше нужно платить работникам», — объясняет владелец одной из челябинских саун. 

Вне зоны контроля

Удивительно, но до последнего времени бани и сауны как бизнес находились, по сути, в легальной, но «серой зоне», и не подвергались какому-то специализированному контролю со стороны государства. Для банно-саунных комплексов не разработано отдельного законодательства.

Поэтому любое физическое или юридическое лицо может снять коммерческую недвижимость и переоборудовать ее под сауну. А как это оформить правильно, как платить налоги и кому отчитываться — вопросы порой риторические: частенько речь идет о банальном «черном нале» со всеми вытекающими.

Да, по части пожарной безопасности заведения проверяет Госпожнадзор, отчасти (если случаются инциденты, связанные с гигиеной) это зона контроля Роспотребнадзора, а экономические преступления и «специальные» девушки — зона ответственности полиции. 

Однако органа власти, как-то курирующего отрасль, до последнего времени не было. Лишь в этом году управление по торговле и услугам администрации Челябинска было назначено «главным» по баням и саунам города. Но пока там только входят в курс проблематики отрасли.

«Нашей сауне больше 10 лет, кроме пожарных к нам с проверками никто не приходил», — рассказывает владелец сауны в Ленинском районе.

Любопытно, что бОльшая часть тех владельцев саун и бань, с которыми нам удалось пообщаться, решили остаться анонимными. Причин объяснять не стали, но они достаточно понятны — зачем лишний раз «светиться»...

Общеизвестное неизвестное

Обычно главная задача публикаций рубрики «Большие деньги» — не просто описать тот или иной рынок, но и хотя бы примерно подсчитать количество денег на нём. Однако на этот раз мы впервые не смогли этого сделать даже приблизительно: рынок, несмотря на заметную в последние годы трансформацию и все большую «цивильность», все еще слишком латентен. Неизвестно даже приблизительное количество игроков, которые, в свою очередь, трудно поддаются классификации: уж слишком они отличаются друг от друга и по величине, и по ассортименту предоставляемых услуг, и по ценнику, и по потоку клиентов.

Совершенно точно одно: в Челябинске можно вести речь о самой настоящей банной индустрии, обороты и вложения в которой измеряются минимум сотнями миллионов рублей.

И главное: «пойти в баню» — нормальный вид досуга для челябинцев. И, вспоминая про тот или иной спа-комплекс, уже почти не возникает мысли о чем-то непристойном...

 

Комментарии