На голландских стульях

IKEA в Челябинской области: плюсы и минусы

IKEA все-таки приходит в Челябинскую область. Еще только приобретен участок для строительства, однако новость уже стала самой обсуждаемой за последнюю неделю. Пока челябинцы радуются, что теперь не придется ехать за дешевой мебелью в Екатеринбург, мы решили разобраться, чьи интересы затронет появление торгового гиганта.

IKEA в Челябинске будет построена в 2020 году
new-retail.ru

Обещанной «Икеи» еще четыре года ждут

Впервые о постройке IKEA в Челябинске заговорили еще в прошлом десятилетии. После этого появление нидерландской (а не шведской, как думают многие) компании на Южном Урале ставилось под вопрос в силу различных обстоятельств. О том, что ждать осталось недолго, уже можно сказать с определенной уверенностью. IKEA CentresRussia приобрела право собственности на земельный участок для возведения торгового центра в Челябинске. Точнее, рядом с Челябинском, на границе с городом. На пресс-конференции в правительстве области генеральный директор ООО «ИКЕА Сентерc Рус Девелопмент» Давид Гуссе заявил, что построить магазин планируется в 2020 году. А вот ждать запуска торгового центра МЕГА придется еще какое-то время.

«Мы пока что просто подписали бумаги, — отметил Давид Гуссе. — Сейчас участок приобретен, и компания намерена начать разрабатывать концепцию будущего торгового комплекса. После этого мы сможем сообщить детали».

Пока неясно, и какие магазины будут присутствовать в МЕГА. Эксперты недоумевают: большинство из пула главных арендаторов  уже представлено в Челябинске. «Алмаз» на сегодня — это 90 процентов арендаторов МЕГА, только без IKEA. Основной арендатор по одежде — INDETEX (ZARA), а по их правилам, на российском рынке в городе-миллионнике должно быть два магазина. И они уже есть в Челябинске», — отмечал в интервью «Челябинскому обзору» бывший гендиректор девелоперской компании «Родник», построившей ТРК «Родник» и ТРЦ «Алмаз», Владислав Редькин.

Еще один крупный арендатор ТК МЕГА — «Ашан» — тоже есть в Челябинске. «В ближайшее время открытия нового гипермаркета в Челябинске не планируется», — ответила директор по внешним коммуникациям АШАН Ритейл Россия Мария Курносова.

В сети «Проспект» пока не комментируют вопрос о возможности захода в МЕГА. «Странно, что „Ашан“ не планирует открыть магазин, поскольку во всех торговых комплексах МЕГА он есть, — сказал коммерческий директор розничной сети „Проспект“ Андрей Грибанов. — Пока никто не даст прогноз, что будет через четыре года».

Мебель, работа и квартиры

Бесспорным плюсом для жителей мегаполиса станет разнообразие товаров для дома на любой вкус и кошелек, за которыми раньше ездили в соседний Екатеринбург. Еще один положительный момент — создание новых рабочих мест. По словам Давида Гуссе, во всем комплексе будет трудиться больше тысячи человек.

Львиную долю персонала составят специалисты в области ритейла и логистики, сотрудники складских помещений. Нельзя сбрасывать со счетов и обслуживающий персонал. Также будет большой штат службы безопасности и специалистов по предотвращению потерь.

По словам директора рекрутингового агентства «Бизнес и кадры» Людмилы Соколовой, у IKEA и МЕГА будет хорошая возможность привлечь хороших специалистов, которые будут высвобождаться в результате закрытия других магазинов (если, конечно, экономическая ситуация в корне не изменится к лучшему). Только вот сильно рассчитывать на топовые позиции  челябинцам не стоит.

«Часто иностранные копании, заходя в город, приглашают на основные руководящие должности специалистов из других филиалов. Это делается потому, что первые лица должны быть знакомы с основами работы и корпоративной культурой. Но, возможно, IKEA поступит по-другому: сотрудников могут набрать здесь и отправить их на стажировку в другие города, — предполагает Людмила Соколова. — Думаю, вакансии появятся за шесть-восемь месяцев до открытия, чтобы люди не сидели долго в режиме ожидания. За это время будущие сотрудники пройдут отбор и обучение».

Единственное опасение аналитиков рынка труда заключается в том, что появление крупного ритейлера ударит по малому бизнесу. А это значит, там будут новые сокращения.

Между тем, производители мебели тяжело вздохнули. Даже без IKEA им приходится бороться за каждого покупателя. «Экономическая безопасность предприятий будет под ударом, и для кого-то он будет летальным. Первое время рынок замрет, а потом все отойдут и надо будет действовать. Пока не известны условия, на основании которых придет игрок, и можно ли будет нам поставлять туда свою продукцию. У нас, в отличие от соседнего Екатеринбурга, мебельный кластер хорошо развит», — рассказал директор фабрики мебели и зеркал «Мебельбыт», председатель Комитета по промышленной политике ЧРО «Опора России» Денис Константинов.

По его словам, IKEA всегда была законодателем моды в среднем и нижнем сегментах, а значит, местным производителям придется сделать большой упор на качество и креативный дизайн. Что касается собственного производства, то Денис Константинов поделился, что хочет сосредоточиться на более узком направлении, каком именно — пока секрет.

IKEA будет расположена на территории Сосновского района, в Кременкульском направлении, напротив закрытого поста ГАИ. Это стало хорошей новостью для застройщиков, возводящих новые микрорайоны на северо-западе Челябинска, а также тех, кто успел купить квартиры в этих домах.

В строительной компании «Легион», которая возводит жилой комплекс «Ньютон» в районе Ледовой арены «Трактор», отмечают, что появление МЕГА и IKEA создаст дополнительную привлекательность для жителей всех близлежащих районов и позволит более активно развиваться существующей инфраструктуре. Не исключено, что это повлечет за собой повышение стоимости жилья, в том числе — на вторичном рынке, поскольку к 2020 году многие объекты уже будут сданы в эксплуатацию.

«Присутствие рядом ТРК является фактором, положительно влияющим на ликвидность жилья. Жители получают возможность делать покупки и отдыхать, не затрачивая много времени на дорогу. Кроме того, от торгового центра, как правило, ходит бесплатный автобус, которым жители близлежащих домов могут пользоваться ежедневно», — рассказала начальник отдела маркетинга СК «Легион» Александра Дорохина.

«Наличие IKEA и MEГA станет приятным бонусом, вкупе с более чистым воздухом, и безусловно привлечет внимание к северо-западу. Однако, цены вряд ли повысятся, ведь пока на рынке наблюдается обратная тенденция из-за экономического кризиса», — считает директор офиса в Челябинске «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Ирина Сухорукова.

Риелторы не теряют надежду продавать и коммерческую недвижимость, под которую строители отдают первые этажи зданий. Конечно, соседство с MEГA отпугнет некоторых продавцов, однако те, кто будет предлагать товары или услуги, не представленные в торговом комплексе, будут чувствовать себя комфортно. «Продуктовые магазины „у дома“ не уйдут точно. Никто не пойдет в гипермаркет ради булки хлеба или еще какой-нибудь мелочи», — добавила Ирина Сухорукова.

А вот для жителей других районов дорога в МЕГА может стать настоящей проблемой, ведь загруженность челябинских дорог очень большая. В настоящее время жители новых микрорайонов бьются за то, чтобы до них доезжал хотя бы общественный транспорт.

«Сейчас этот район активно застраивается, и если город собирается развивать данное направление, придется вложиться в общественный транспорт и другие коммуникации. Обратная сторона — эти ресурсы недополучат другие районы города, — считает блогер-урбанист Александр Полозов. — Обычно МЕГА организовывает специальные автобусы, но они также будут стоять в пробках вместе с машинами. Хорошей альтернативой мог бы стать трамвай, который бы ходил по выделенной полосе и доезжал прямо до торгового комплекса. Было бы неплохо соединить с помощью „наземного метро“ несколько ТРК и вокзал».

Теоретически осуществить такую идею вполне реально, отмечает эксперт. «Можно подтянуть государственно-частное партнерство. Опыт других городов показывает, что IKEA открыта в плане соучастия в инфраструктуре доводки местности. Так, в Екатеринбурге была построена развязка от улицы Металлургов до ТК МЕГА», — отмечает Александр Полозов.

На практике многое будет зависеть от первых лиц города. Александр Полозов не исключает, что на деле все может закончится тем, что решение транспортной проблемы будет отдано на откуп маршруткам. В итоге все это приведет к тому, что многочисленные газели и пазики будут загружать движение транспорта. От появления нового торгового комплекса выиграют и таксисты.

Что нам стоит МЕГА построить?

Пока проекта будущего торгового комплекса нет. По примерным подсчетам, инвестиции составят более 10 миллиардов рублей. «Все зависит от курса валют», — уточнил Давид Гуссе. По словам председателя Комитета по градостроительству и вопросам строительной отрасли ЧРО «Опора России», управляющего партнера группы Development Pro Андрея Бодрягина, Южный Урал может рассчитывать если не на все 100% этой суммы, то не меньше 90% точно. Дело в том, что магазины IKEA строятся по принципу «зеленого девелопмента», в основе которого лежат экологичность и экономичность. То есть вести рабочих и стройматериалы из других городов компания не заинтересована. А Челябинской области есть, что предложить.

«IKEA — это индустриальный проект. У нас всегда были производители металло-конструкций, цемента, бетона, окон, дверей... перечислять можно долго. И, конечно же, есть люди, которые умеют все это монтировать. Заказывать придется разве что какое-нибудь оборудование, — отмечает Андрей Бодрягин. — Сам торговый центр будет развиваться в рамках большого девелоперского проекта, а значит, в ту степь будут проложены коммуникации. Последнее очень удобно для застройщиков, ведь тот участок всегда был лакомым куском».

Чтобы вложенные средства остались в регионе и помогали развитию бизнеса, на Южном Урале обсуждается возможность сформировать перечень компаний, которые могут быть рекомендованы для инвесторов.

МЕГА vs CLOUD

Вслед за новостью о строительстве IKEA челябинцы узнали о том, что ООО «Родник» отстояло право на строительство ТРК CLOUD. Арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу компании-девелопера, принял решение об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции. Напомним, прокуратура обратилась в администрацию Челябинска с требованием расторгнуть разрешение на строительство, которое было получено на участок, в связи с тем, что сделка была признана недействительной. В настоящий момент отменено разрешение на строительство, которое нужно будет восстанавливать.

У двух торговых комплексов, географически расположенных в 5,5 километрах друг от друга, будет достаточно жесткая конкуренция. Однако это пойдет только на пользу. Во-первых, весь шоппинг будет в Челябинске, а это мало того, что удобно для горожан, так еще и все деньги останутся здесь. Во вторых, магазины, чтобы конкурировать между собой, не смогут завышать цены. И, наконец, в южноуральской столице будет не один, а два знаковых объекта.

Комментарии