Долив после отстоя

Что будет с пивом в Челябинске после закрытия завода компании «Балтика»

Пивоваренная отрасль терпит убытки. И если раньше шишки сыпались, в основном, на мини-предприятия, то сейчас надломились уже и крупные холдинги. 

hqwallpapers.ru

Похолодание на «Балтике»

Когда крупнейший пивоваренный холдинг заявил, что с апреля закрывает производство в Челябинске и Красноярске, никто особенно не удивился. Ни эксперты рынка, ни журналисты, ни потребители, которые, наверное, в первую очередь, и спровоцировали данную ситуацию. Скорее всего, не очень-то большим сюрпризом это явилось и для законотворцев, которые всячески стараются регулировать отрасль – иной  раз выдвигая такие инициативы, что за сердце хватаются не только малые пивовары, но и владельцы крупных заводов.

Наверняка не обрадовались новости областные чиновники, ведь челябинский завод «Балтика» формировал примерно 6 процентов поступлений в областной бюджет. По словам министра финансов региона Андрея Пшеницына, алкогольные акцизы в структуре доходов казны занимают четвертое место. В общем, уходит крупный налогоплательщик, и ничего хорошего в этом нет, даже для тех, кто пиво и не пьет вовсе.  

Мнения потребителей разделились. Одни заявляли, что «Балтика» виновата сама — пиво, мол, надо варить, а не жижу неприятного цвета и с бьющим спиртом послевкусием. Другие парировали — пить все равно меньше никто не станет. А «Балтика»— удовольствие доступное, не то что живое пиво по очень «живой», бодрящей цене.

 Приятно, что «Балтика» озабочена вопросом минимизации последствий закрытия заводов для сотрудников, а это более полутысячи человек в двух городах. Впрочем, какими бы ни были последствия,  закрытие завода – факт свершившийся. Челябинский рынок пивоварения и продаж напитка теперь в ожидании перемен. Будет ли теперь на полках магазинов меньше «Балтики» и сумеют ли по-новому поделить  пространство и клиентуру небольшие, частные пивоварни?

Мутная пена

В Челябинске на момент подписания номера в печать работали 11 мелких пивоварен: «Мелиот», «Спиридонов», «Веселый Кабан», «Краузе», «Пьяный Страус», «Брудершафт», «Крист», «Браувельд», «Максимилианс», «Паулайнер», «Лаборатория живого пива».

У «малышей» всегда была куча проблем, причем задолго до того, как серьезные трудности коснулись крупных заводов. Например, владелец  «Лаборатории живого пива» Илья Ройтенберг еще в 2013 году долго и последовательно критиковал инициативу депутатов Госдумы обязать малые пивоварни обзавестись счетчиками. Логика принятия закона была довольно странной, если учесть, что  сначала депутаты единогласно проголосовали «за», а меньше чем через месяц хором передумали. Однако хоть закон и не приняли, а деньги пивоварам потратить пришлось.  «Моё предприятие приобрело самый недорогой счетчик – за 250 000 рублей. Но многие покупали и по 600 000 рублей, и по  800 000 рублей, брали даже по несколько штук, в связи с ненадёжностью устройства и страхом перед ответственностью. И так сотни предприятий, от Калининграда до Владивостока. Да и как не купить, условия ставились жёсткие: не установите до 1 июля 2012 года,  и предприятие будет оштрафовано, остановлено и закрыто» – сокрушался тогда Илья Ройтенберг.

Впрочем, не миновала чаша сия и крупные пивоваренные концерны. В конце 2014 года Правительство РФ одобрило законопроект, согласно которому с 1 июля 2015 года производители пива должны подключиться к ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системе   учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Правда, есть маленькая поправка – эта обязанность касается только тех производителей, которые выпускают более 300 тысяч декалитров пива, сидра, пуаре и медовухи в год. То есть малые пивовары на сей раз отделались легким испугом, а вот крупным игрокам придется нести ответственность по полной. Представители челябинской «Балтики» охотно давали комментарии в прессе, называя данную меру непродуманной, избыточной, настаивали на том, что сначала надо подключаться к ЕГАИС в тестовом режиме, на отдельных предприятиях, и только потом внедрять систему повсеместно. «Введение ЕГАИС будет означать для нашего предприятия существенные дополнительные расходы для приобретения, наладки и обслуживания оборудования для работы системы, — рассуждал   всего месяц назад директор филиала ООО «Пивоваренная компания «Балтика-Челябинск» Маирбек Cагеев. – Существуют серьезные технические проблемы для внедрения этой системы: ее функционирование базируется на работе автоматических средств учета объема выпускаемой продукции (АСИиУ), которые введены на пивоваренных предприятиях около двух лет назад. Данное оборудование до сих пор работает в тестовом режиме, поскольку постоянно выходит из строя и некорректно ведет учет выпускаемой продукции».

В общем, что и требовалось доказать. Челябинский завод, равно как и красноярский, внедрения ЕГАИС уже не застанет.

Мелочь, а приятно

Появился ли шанс у мелких пивоваров после ухода с рынка такого гиганта, как «Балтика»? Как ни странно, но эксперты оценивают перспективы сдержанно. Вот что лаконично сообщает тот же Илья Ройтенберг на своей страничке в соцсети Facebook: «Радоваться особенно нечему. «Балтики» на полках наших магазинов меньше не станет ни на литр, просто будет привезённая. Кто прошлёпал переговоры с руководством холдинга  Исааком Шепсом и допустил переезд «Балтики» в Самару, где местный губернатор обещал им разные «ништяки», а в итоге дал рабочие места и получил огромную прибыль, тот и будет должен ежегодно нашей области 6 % доходов областного бюджета».

То есть завода в Челябинске не будет, а «Балтика» все равно будет. Такой вот поворот. Отметим, что живое пиво, сваренное в частной  пивоварне, реализуется в ином ценовом сегменте, чем разлитый по бутылкам или жестяным банкам разведенный порошок, зачастую пивом только называемый. Цена на свежесваренное пиво начинается от 170-200 рублей за литр, в зависимости от изготовителя. А сколько стоит банка «Балтики 7»? Примерно в полтора-два раза дешевле. Поэтому владельцы челябинских  мини-пивоварен всегда подчеркивают, что, по сути, находятся в разных весовых категориях с массовым продуктом, и единственное, что могут сделать – сформировать привычку и вкус к правильному пиву.

К тому же, против малых пивоварен готовится очередной законотворческий залп – Госдума намерена снизить долю натурального солода в пиве. В настоящий момент эта доля составляет порядка 80 процентов, а мини-пивоварни работают обычно на 100-процентно натуральном солоде.  А еще, к счастью, не принятый законопроект предполагает увеличение доли несоложеного сырья в пивном сусле до 50%.Что, по сути, превращает качественное пиво в пивной напиток. 

Впрочем, есть и хорошие новости. В Челябинске в относительно скором будущем планируется открытие еще трех малых пивоварен, каких именно – пока держится в секрете. Что это доказывает? То, что пока «малыши» усиленно противостоят и водочному лобби, и конкуренции со стороны крупных производителей, и даже как-то умудряются существовать в нынешнем правовом поле. И то, что им это удается, подтверждает тот факт, что лояльность потребителей к качественному продукту пока только растет. 

Комментарии