Нахлебавшись ЕГАИС

Челябинские пивоварни, подключавшиеся к системе учета алкоголя, столкнулись с IT-спекулянтами

Производители пива продолжают биться с подключением к ЕГАИС. На ноу-хау тратятся огромные деньги, а результата никакого. Почему не работает система и чем грозит ее отсутствие?

Ярослав Наумков

Не шутите с ЕГАИС

Напомним, с 1 января этого года все организации, осуществляющие продажу алкоголя, должны подключится к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), а уже 20 апреля нужно отразить в ней закупки алкоголя, совершенные в первом квартале. В дальнейшем покупатели будут получать специальные чеки, через которые смогут проследить путь бутылки от пивоварни до прилавка — ноу-хау в магазинах летом.

По данным уральского Управления Росалкогольрегулирования, на сегодняшний день к ЕГАИС подключились все оптовики и 60% розничных магазинов. Тем, кто проигнорирует нововведение, придется заплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей и убрать алкоголь с полок. «В случае обращения за лицензией „с нуля“, нарушитель просто не будет торговать. Если речь идет о переоформлении, то заниматься продажами не смогут только новые объекты. При продлении мы проверяем все точки и те, в которых не будет подключения к ЕГАИС, не смогут работать, — рассказала и. о. начальника управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропроизводственного рынка Минсельхоза Челябинской области Марьям Ложенкова. — В этом году у нас уже было три отказа по этому основанию. Последствия таковы, что организация теряет госпошлину, которую платит при обращении».

Три шкуры за бесплатную программу

Между тем, подключиться к ЕГАИС, даже  при всем желании, удается не всем. Как ранее писал «Челябинский обзор», малые пивоварни региона столкнулись с тем, что программа не устанавливается, а если и устанавливается, то «слетает».

Кроме того, список необходимого оборудования, опубликованный на сайте Росалкогольрегулирования еще прошлым летом, постоянно менялся в меньшую сторону и те, кто поторопился опробовать ноу-хау, понесли серьезные издержки. «В одной из пивоварен города купили оборудования на 100 тысяч рублей строго по инструкции РАР. Им заявили, что нужны еще какие-то бухгалтерские программы, — рассказал председатель Союза пивоваров Южного Урала, директор „Лаборатории живого пива“ Илья Ройтенберг. — Некоторые компании, которые утверждали, что работают с ЕГАИС, хорошо заработали на пивоварах, продав им ненужные программы и оборудование».

Тем временем, подрядчик ФГУП «ЦентрИнформ», официально рекомендованный РАР, просил солидные суммы — по 14-15 тысяч рублей. Более того, обязательным условием сотрудничества было ежемесячное обслуживание программного обеспечения примерно на ту же сумму. Эти цифры председатель Союза пивоваров Южного Урала назвал на встрече у главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна в Москве. Столичные чиновники и даже глава «ЦентрИнформ» были неприятно удивлены такими расценками, отметив, что такие прайсы приемлемы только для гигантов спиртовой индустрии. В ситуации пообещали разобраться.

«Сама по себе установка ЕГАИС недорогая: от 3,6 до 5 тысяч рублей, в зависимости от условий, которые предлагает компания. Для этого необходимо приобрести электронную цифровую подпись и специальную карту. Программное обеспечение предоставляется бесплатно. Если нет компьютера, необходимо будет приобрести специальное устройство стоимостью порядка 9 тысяч рублей», — сообщил на пресс-конференции в Челябинске руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу Юрий Чащин. Что касается ресторанов, вопреки опасениям, что придется прибивать каждый бокал, глава ведомства отметил, что в данном случае необходимо только ставить приобретенную у оптовика партию на приход.

Пиво — не водка

Пивовары отмечают, что информация, которую они передают надзорным органам, один-в-один копирует то, что требуется отправлять по ЕГАИС. «Пиво, в отличие от водки, не подлежит лицензированию. Каждая бутылка не может быть учтена и все сводится к тому, что какие данные я напишу, такие и передам», — отмечает Илья Ройтенберг.

Исходя из того, что главная задача нововведения — вытеснить недобросовестных игроков рынка, в качестве замены пивовары предлагают ввести патент на уровне области, причем полученные деньги будут оставаться в регионе. Также есть предложения освободить малые пивоварни от ЕГАИС или разделить регулирование слабого и крепкого алкоголя.

Сейчас пивовары, полные уверенности, что в столице их наконец-то услышали — ситуацию поставил на контроль глава «Опоры России» Александр Калинин, — ждут снижения тарифов и ускорения сроков установки программы.

«ЕГАИС работает нормально. Проблема в информированности пивоваров. Они в свое время обратились к кому-то, а в итоге потеряли время и деньги. Теперь стало все понятно. В том числе и по цене — она оказалась боле доступной, и по порядку подключения», — заключил Юрий Чащин.

Комментарии