Квадратный метр в обмен на пиксели

Челябинская торговля уходит в интернет?

Арендаторы отделов в торговых центрах Челябинска сокращают свои издержки. Пока одни уменьшают количество торговых точек или занимаемую площадь, другие штурмуют Интернет-пространство. Может ли стать Сеть «таблеткой от кризиса», и для кого уход в виртуальную сферу может стать действительно выгодным, читайте в нашем обзоре.

Новые амбиции регионов

Несмотря на то, что за последние полгода кошельки основного населения России заметно опустели, в регионах то и дело появляются крупные торговые центры. По информации компании «Магазин магазинов» только за первый квартал 2015 года в стране открылось 5 торговых центров суммарной арендопригодной площадью 161 тыс. кв. м. Правда, в некоторых случаях за открытием ТЦ стояло лишь начало работы якорных арендаторов.

До конца 2015 года в регионах к вводу в эксплуатацию заявлено 32 торговых центра. Но аналитики прогнозируют, что на самом деле в полном объеме будет выполнено лишь 60% объектов. Ряд крупных проектов, заявленных к реализации в 2015-м году, будут перенесены на 2016 год — сроки открытия с 2015 на 2016-2017 гг. уже передвинули 8 крупных региональных проектов.

Девелоперам приходится считаться с экономической обстановкой, и Челябинск в этом не исключение. Так, уже не раз переносилось открытие ТК «Алмаз». По слухам, из-за падения рубля проект сильно вырос в цене. Непонятна ситуация и с еще одним проектом — ТРК «Облако». Столь крупные проекты обычно сотрудничают с «раскрученными» брендами и сетями. Однако текущий кризис заставил торговые сети более требовательно подходить к выбору площадок для вхождения в регионы. К тому же потенциальные арендаторы по-прежнему не теряют надежды заполучить для себя максимально выгодные условия. И процесс этот в последнее время зачастую затягивается.

Минус треть

Падение посещаемости торговых комплексов с начала года затронуло большинство торговых центров вне зависимости от их величины и уровня. К примеру, представители одного из брендов модной одежды, находящиеся в ТРК «Родник», установили счетчик числа заходов посетителей. Выводы следующие: посещаемость сократилась, а вместе с ней на 30% упало и количество покупок.

«Несмотря на это, лучше всего себя ощущают суперокружные торговые центры, такие, как „Родник“, — поясняет директор по развитию РК „Служба недвижимости“ Денис Стукалов. — Эти комплексы обычно заключают договора на срок от года и более, причем почти всегда — с известными федеральными либо международными брендами. Челябинск покинуло не так много брендов. Могу назвать разве что сеть салонов одежды Mexx: компания свернула свою деятельность не только у нас, но и во всей России. Поэтому в целом существенной ротации арендаторов не произошло».

Небольшие торговые центры районного типа поддерживают себя за счет лояльного отношения к арендаторам. Кроме того, они заняли свою нишу, став альтернативным вариантом магазинов у дома. Если в Москве действительно много торговых центров стоят пустыми, то в Челябинске же все более-менее спокойно. Причем некоторые специализированные центры развиваются вполне успешно — как ТЦ садово-огородной тематики «Усадьба».

Ставки: дисконта не ждать?

Сокращающаяся посещаемость на торговых площадках служит хорошим поводом пересмотреть условия договоров с собственниками помещений. Но не все так просто. Коммерческий директор АН «Пионер» Александр Фомин отмечает: если в начале года можно было выторговать для себя интересные условия по аренде, то сейчас владельцы помещений не готовы серьезно двигаться в цене. «Дело в том, что небольшие торговые комплексы площадью до 2 тыс. кв. м заполняются по стандартным схемам, например: продуктовый гипермаркет, аптека, магазин распродаж, алкомаркет. А оставшиеся площади в мелкой нарезке разбивает на отделы для небольших индивидуальных предпринимателей, — поясняет эксперт. — С начала года большинство арендаторов уже обращались к собственнику по поводу снижения арендной платы (кто-то уже и дважды), и им шли на уступки. К тому же мы видим, как в Челябинск приходят предприниматели из Перми, Екатеринбурга, Саратова, Сургута и других регионов России. Арендодатель ждет улучшения ситуации и сегодня им, например, проще поменять арендатора, которые задолжали оплату или продолжают настаивать на снижении арендной платы. Но в целом ситуация не самая лучшая для собственника ТЦ».

Управляющие компании ТЦ делают все, чтобы информация о ставках аренды не выходила за пределы их объекта. В целом же с ноября-декабря 2014 года ставки скорректировались вниз, по разным данным, на 10-30%. Новые договора арендодатели старались заключать не более, чем на полгода, чтобы, с одной стороны, не продешевить в случае улучшения ситуации в экономике. А с другой стороны, застраховать себя от возможных неприятных последствий кризиса и нестабильно оплачивающих аренду игроков. Сегодня примерная ставка аренды за квадратный метр в месяц по небольшим ТЦ составляет 800-900 руб.; в зданиях на второй линии она может сокращаться в 2-3 раза. В крупных торговых центрах ставки заметно выше и могут доходить до 8-10 тыс. руб. за «квадрат» ежемесячно.

Удастся ли бизнесу сторговаться с владельцами торговых помещений в летние месяцы, вопрос спорный. Предсказать ставку аренды на осень буквально так же нереально, как и спрогнозировать цену на нефть. «Если экономическая ситуация во втором полугодии будет сопоставима с текущей, то арендодатели пролонгируют договоры на тех же условиях. Если же будет улучшение, то наверняка владельцы ТК попытаются отыграть ранее сделанный дисконт», — заключает Денис Стукалов.

Изгнание с «острова»

Сильнее всего тяжесть арендных ставок на себе ощутили те представители бизнеса, которые арендовали в торговых комплексах так называемые «острова». На подобных витринах размещаются товары «хендмейдеров», косметика, аксессуары, кожгалантерея, подарки и другое.

Для таких арендаторов на поверхности два выхода: либо найти место подешевле, либо закрыть свой бизнес. Однако некоторые всерьез рассматривают и третий вариант: создание собственного Интернет-магазина.

Консультант по Интернет-рекламе Дмитрий Гребенюк уверен: логика в этом есть. И все же расходов на первоначальном этапе «раскрутки» не избежать. «Создать юзабельный сайт сегодня — это 50-100 тысяч рублей. Хорошо сделанный сайт будет служить 2-3 года без дополнительных вложений, — комментирует собеседник. — Понадобятся расходы и на продвижение. СЕО-продвижение дешевле, чем контекстная реклама, однако для вывода сайта в ТОП нужно 6-12 месяцев. Кроме того, Яндекс активно борется с CEO-шниками и покупными ссылками. Но продвигать сайт придется постоянно: в Интернет нужно вливать минимум 30 тысяч рублей ежемесячно. Так что стоит задуматься: может быть, спам по почтовым ящикам будет эффективнее?».

Желающим начать торговлю в Интернете Дмитрий Гребенюк рекомендует «тест-драйв»: сделать рекламу в Яндекс. Директ и инвестировать 5-10 тыс. руб., чтобы понять, есть ли конверсия. В зависимости от тематики приемлемый уровень конверсии составляет от 3 до 20%. Особо креативным можно рекомендовать вирусный маркетинг. Минусов тут три: сложность в поиске самой идеи, зачастую внушительные траты и необходимость высокого уровня исполнения.

«Перспективы в Интернете найти, конечно, можно. Вполне допускаю, что сегодня тем же хендмейдерам будет выгодней отказаться от дорогостоящей аренды в торговых комплексах и перейти в Интернет, — рассуждает управляющий коммерческой недвижимостью Илья Коноплев. — Но им придется решать вопрос, как заманить к себе на сайт потенциальных покупателей. Тут важен не столько сайт фирмы, сколько то, где клиент увидит их продукт. Возможно, хендмейдерам и другим производителям штучной продукции будет целесообразно продвигаться через соцсети. В том же Челябинске много посещаемых тематических пабликов, которые готовы за относительно невысокую цену помочь с рекламой товара».

Коммерческий директор АН «Пионер» Александр Фомин сомневается в том, что Интернет может стать реальным конкурентом торговым центрам. «Товар должен быть либо совсем уникальным, чего не продается в Челябинске или в России в целом, либо очень выгодным, — убежден эксперт. — Например, многие предпочитают заказывать смартфоны, планшеты и прочие гаджеты через Интернет: так дешевле. А вот Интернет-магазины одежды и обуви привлекают не всех: смущает невозможность примерить товар до заказа. Хотя знаю, что крупные федеральные сети готовы бесплатно доставлять товар домой или в офис на примерку, и неподходящие вещи можно вернуть без каких-либо санкций».

Прибыль в каждом пикселе?

Несмотря на скептические оценки челябинских экспертов, оборот российской интернет-торговли с каждым годом прирастает на внушительную долю. По информации аналитического подразделения компании InSales. ru, только в 2014 году оборот увеличился на 31% и составил 612 млрд рублей против 470 млрд рублей в 2013. Эксперты InSales уверены: будущее у e-commerce есть: сегмент, по их прогнозам, будет прирастать на 25–35% в год.

Исследование также показало, что в 2014 году чаще всего россияне заказывали через Интернет электронику и бытовую технику, одежду и обувь, компьютеры, ноутбуки, автозапчасти и мобильные телефоны. Кстати, в составленном ТОП-20 городов с наиболее высокой покупательной активностью Челябинск занимает почетное 8-е место. Тройку лидеров составляют Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Как отмечают сами владельцы Интернет-магазинов, челябинцы пока еще не распробовали все плюсы онлайн-покупок. Некоторые же просто не доверяют этой услуге. Но выходить в оффлайн с товаром продавцы тоже не спешат. Так, владелица Интернет-магазина «Джаконда» Елена Телякова видит в этом сразу два плюса: экономию на аренде и возможность продавать товар в другие города. «Я создавала свой Интернет-магазин три года назад, и тогда встал вопрос: либо отдавать около 70 тысяч рублей за аренду плюс содержать продавца либо ограничиться только Сетью, — делится опытом Елена Телякова. — В ассортименте моего магазина была кожгалантерея элитных брендов, и о каком-то гигантском товарообороте говорить было некорректно. Так что еще тогда я решила не работать на аренду. К тому же, Интернет позволяет мне отправлять товары в разные города России, причем чаще всего заказывают, как это ни удивительно, Москва и Санкт-Петербург. Из Челябинска заказов немного, местные покупатели все еще хотят сначала посмотреть товар, а потом уже заказывать его. Тут мы отстаем от других продвинутых мегаполисов».

Схожего взгляда на ситуацию придерживается и совладелец Интернет-магазина эротического белья и костюмов «Перчик74» Анастасия Авилкина. «Мы содержали шоу-рум лет пять. Но когда повысилась аренда за помещение и выросла конкуренция со стороны крупных китайских магазинов, пришлось оптимизировать все затраты, — говорит предприниматель. — В связи со снижением расходов мы пересмотрели штат сотрудников и заодно решили оставить только склад продукции. Купить офисное или торговое помещение в кредит нереально, так что склад находится в купленной квартире. Предложения торговых центров для нас тоже не актуальны. И это не только вопрос аренды. У нас не такой товар, за которым каждый легко может зайти в открытый магазин».

Челябинские игроки рынка e-commerce отмечают еще один нюанс: сильнее всего конкуренция ощущается со стороны крупных сетей типа LaModa, Wildberries, AliExpress и т. д.. А значит, даже сэкономившим на аренде в торговых центрах новичкам стоит морально и финансово готовиться к маркетинговым битвам в Сети.

 

Комментарии