«Без торговли не выживет ни один город»

Начальник Управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев — о том, сколько в городе незаконных ларьков, сколько понадобится времени, чтобы их искоренить, доминировании федеральных сетей и их влиянии на продовольственную безопасность региона.

Андрей Ткаченко

— Челябинск всегда был городом с достаточно сильной, развитой торговлей. За последние лет 30 эта отрасль сильно изменилась, пережила несколько смен форматов. Что сейчас представляет из себя торговля в областном центре?

— Без торговли вообще не проживет, не выживет ни один город. Собственно, именно торговля и есть один из изначальных смыслов появления городов. Скажу больше: в самые трудные времена, в том числе во время распада СССР и в 90-е, во время массового закрытия производства и сокращения работников ИТР, Челябинск, челябинцев во многом выручила торговля, сама возможность достаточно свободно торговать. Да, на полустихийных рынках. Но все же.

Конечно, за эти годы сама торговля в России сильно изменилась. Челябинск — не исключение — мы стали свидетелями появления нескольких поколений новых форматов торговли. Сейчас она совсем другая.

Если говорить о статистике, то на сегодняшний день в Челябинске зарегистрировано 4842 предприятия розничной торговли. Это либо в том или ином виде сетевая розница (занимает до 70 процентов рынка), либо какие-то отдельные магазины, предприятия. 

Если говорить о занятости, рабочих местах — по нашим оценкам, на торговлю так или иначе завязано около 20 процентов всего трудоспособного населения города.

Что же до оборотов — за первые девять месяцев этого года общий объем розничной торговли в Челябинске составил около 97 миллиардов рублей.

— Это меньше, чем в прошлом году?

— Больше, на восемь процентов. Впрочем, обольщаться не надо. Если взять инфляцию, не официальную, а реальную, то особого роста не будет. К тому же данные по магазинам говорят о том, что количество чеков, физического объема проданных товаров осталось примерно на прошлогоднем уровне. А продукты питания, например, и вовсе стали покупать более дешевые. И там, где они дешевле.

— Торговля начала 90-х — рынки, ларьки, палатки — себя не изжила?

— К сожалению, это так. Видимо, на нее существует определенный спрос. Иначе всего этого уже просто бы не было.

— А чей это спрос? Потребителей? Или тех, кто эту торговлю организует, потому что это проще и привычнее?

— Прежде всего потребительский. В уличной торговле цены все-таки ниже, а население привыкло считать буквально каждую копейку. А цены ниже за счет того, что у таких киосков и ларьков, прежде всего нелегальных, практически полностью отсутствует налоговая база. Де-факто — не платят они налоги! И за аренду земли городу не платят. И продавцы у них формально не трудоустроены, и сами они, по сути, на птичьих правах. Но в итоге ставят цены немного, но ниже, и покупатель идет к ним. Даже не задумываясь, скажем, о качестве продуктов.

В итоге ситуация такова, что значительная часть уличной торговли в Челябинске — нелегальная. И обороты в ней очень серьезные, возможно — миллиарды рублей в год. И мне очень интересно, куда и на какие цели идет прибыль с этой торговли.

— Но что мешает всерьез бороться с нелегальной торговлей? Ведь власти города начали снос нелегальных ларьков.

— Да, верно. Мы начали активно демонтировать незаконные временные некапитальные объекты торговли — киоски, ларьки. 

Что же до сугубо уличной торговли — очень трудно всерьез тягаться с развалами, где торгуют с лотков, и трудно (если вообще возможно) изъять собственно орудия производства, торговли. По сути, все, что мы можем — выписать штраф в размере от 500 до 2000 рублей.

— Это отобьется за день.

— Именно. Кроме того, есть серьезное несовершенство законодательной базы. Мы не можем штрафовать одну и ту же торговую точку каждый день.

— Почему?

— Потому что сначала мы, выписав протокол, должны направить его мировому судье, который должен рассмотреть дело (как правило, в течение месяца). И только после того, как суд утвердит штраф, эта точка снова может считаться нарушителем, а мы можем вновь выписать штраф. В итоге выходит, что торговцам проще платить эти две тысячи раз в месяц, нежели аренду за землю, налоги и все прочее. Это в разы дешевле.

Что касается «некапиталки» — мы заполняем уже вторую стоянку, где складируем эти объекты на условиях ответственного хранения. К счастью, нас услышали депутаты Городской думы Челябинска, и утвердили норму, согласно которой возвращать такие киоски владельцам мы будем только после соответствующего решения суда (кстати, пока ни один такой владелец в суд еще не обратился).

Всего за сентябрь-октябрь этого года, с того момента, как этим стало заниматься новое муниципальное учреждение, было демонтировано порядка 90 нелегальных объектов.

— А сколько всего «нелегалов»?

— Порядка 800. Это те, у кого нет, по сути, никаких документов.

— А легальных сколько?

— Тех, кто торгует по правилам, все же больше — 1716 на сегодняшний день. Повторюсь — речь только о временных некапитальных объектах.

— 90 демонтированных ларьков — это, по вашим же данным, примерно одна десятая часть от всего количества нелегальных объектов. Сколько может понадобиться времени, чтобы в целом справиться с остальными?

— Думаю, примерно год. К сожалению, у нас не так много чисто физических возможностей к демонтажу и вывозу объектов. А еще бывают очень интересные истории. Есть у нас такие адреса, которые прямо-таки манят к себе нелегальную торговлю. Например, Салавата Юлаева, 24. Это где конечная остановка маршрутных такси. Недели три назад мы вывезли оттуда двенадцать объектов. Если поехать и посмотреть сейчас — восемь уже стоят. Да, уже другие — демонтированные на «штраф-стоянке». Но тем не менее — появились.

— Торговля, и прежде всего нелегальная — это ежедневный оборот наличных денег. И — сфера серьезных интересов весьма серьезных людей... Вам пытаются противодействовать по части демонтажа незаконных некапитальных объектов?

— Пытаются, и весьма активно. К счастью, до какого-то открытого, силового противодействия не доходит. Максимум призывы «пойдем, поговорим» (улыбается). К тому же на демонтаж сотрудники муниципального учреждения практически всегда едут в сопровождении полиции.

— Вам названивают?

— Постоянно. Разные люди, из разных сфер. В том числе — из криминала.

— Угрожают?

— (чуть смутившись) Бывает. Но в любом случае работа по демонтажу будет продолжена. Есть соответствующая воля у руководства города и области. Видите, две толстых папки на столе лежат? Это уведомления о демонтаже только по двум районам города. Повторюсь, нам пока немного не хватает силенок — людей, машин...

— Вернемся к легальной торговле. Вы сказали, что на рынке доминирует сетевая розница. Федеральная или местная?

— Конечно, федеральные сети. Из местных игроков возможно отметить разве что «Молнию» (которая, впрочем, тоже постепенно становится SPAR-ом), отчасти «Проспект». Еще есть собственные розничные сети региональных производителей продуктов питания — «Ариант», «Равис», «Калинка», «Уральский богатырь». Но, во-первых, они узкоспециализированы, а во-вторых, их вес в общей массе сетевой торговли все равно крайне невелик. Что же касается не продуктов питания, а универсальной торговли — тут практически полностью доминируют федеральные сети. Да и не производят у нас в области почти ничего, что бы могло продаваться в таком формате торговли. Я не беру единичные примеры, отдельных предпринимателей, а говорю именно о массовом производстве.

— Получается, что та торговля, торговая инфраструктура, которая развивалась в Челябинске в последние два десятилетия, в последние годы трансформировалась из торгового бизнеса в бизнес девелоперский, связанный с торговыми объектами?

— Именно. И это в общем-то логичная история, характерная не только для Челябинска, но и для многих других городов страны.

— Розничная торговля всегда была крепко «завязана» с производителями товаров. Нет ли в доминировании федеральных сетей некоей угрозы местным производителям?

— Есть. Скажу больше: в каком-то плане это прямая угроза той же продовольственной безопасности региона. Локальным производителям, даже очень мощным по нашим меркам, бывает очень трудно попасть на прилавки к «федералам», к тому же у них и условия реализации гораздо более жесткие, порой — кабальные. Были случаи — доходило до судов за право попасть на полки. И вы можете сами видеть, что производители практически вынужденно либо создают собственную розницу (если имеют для этого ресурсы), либо уходят в другие сегменты — в небольшие магазины, мелкую розницу, на те же рынки, порой — к тем же нелегалам... Это касается и нашего «крупняка», и прежде всего, небольших производителей, которые в принципе могут реализовать свою продукцию только на рынках.

В целом это достаточно тревожная ситуация. Местные производители не могут реализовать свою продукцию на местном же, «своем» рынке.

— Но есть же та же антимонопольная служба, способная адекватно бороться с произволом сетей.

— Да, разумеется. И она помогает. Но, на мой личный взгляд, пока работа в этом направлении не выстроена достаточно системно.

— Что же делать? Как город может помочь  развитию местных, локальных игроков?

— Это не так-то просто. Торговый бизнес, на самом деле, весьма и весьма непрост. И состязаться с крупными сетями очень тяжело. По большому счету, выход один — принимать на федеральном уровне закон об определенном проценте обязательного присутствия в торговых сетях продукции местных производителей. И я понимаю, насколько это будет непросто сделать.

Самим же производителям, как мне видится, надо очень активно задуматься об экспансии, прежде всего, в соседние регионы. Впрочем, наши лидеры (те же «Ариант» и «Равис»), насколько я знаю, очень активно этим занимаются.

Что же до того, что могут сделать власти... Знаете, я много раз спрашивал об этом предпринимателей. Чаще всего они говорят одно — «вы, главное, не мешайте, мы все сделаем сами». К тому же торговля всегда была высококонкурентной средой, в которой выживал и будет выживать сильнейший и самый находчивый и активный. На мой взгляд, главный ресурс, главное преимущество и местной торговли, и местных производителей — это максимальная близость к потребителю. Это если говорить о продуктах питания. Что же до непродовольственных товаров — думаю, многое в торговле меняется. Прежде всего — сдвигается в сторону интернет-магазинов...

Комментарии