Екатеринбург

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

В Екатеринбурге с 9 по 12 июля проходит очередная Международная промышленная выставка. В этом году ее ключевыми темами стали цифровое производство, искусственный интеллект, умные города и роботизация всего, что только можно. Как провели эти дни на площадке ИННОПРОМ предприятия Челябинска и области и чего ждать от переговоров, узнавал наш корреспондент.

Азиатское чудо

Южная Корея — один из ключевых визитеров и участников ИННОПРОМ-2018. Эта страна, явившая миру настоящее экономическое, инновационное чудо, представила на выставке новейшие разработки в области робототехники, цифровой промышленности, пищевой индустрии и даже сверхмодной сегодня косметики.

Корея — один из ключевых участников ИННОПРОМ-2018

...На входе в павильон мы сталкиваемся с мужчиной средних лет типичной среднебрутальной европейской наружности. Под глазами у него нежно сияют светло-розовые гелевые патчи — те, что сегодня тоннами раскупаются женщинами всего мира через интернет и крупнейшие косметические ритейлеры.

— Помогает? — интересуемся у носителя патчей.

— Да, морщин меньше стало. Прямо за пять минут. Корейцы молотки, — кратко ответствует он и направляется к стенду, где миловидная девушка с фарфоровой кожей и невыносимо прекрасными бровями-гусеницами разливает гостям павильона травяной чай, бросая в каждое блюдце печеньку с предсказанием. Чуть поодаль в миски наливают суп и раскладывают кудрявую лапшу, и к этому прилавку очередь даже длиннее, чем к стенду с презентацией института робототехники. Впрочем, оно и понятно — 9 утра.

Корейские предприятия представили на ИННОПРОМ-2018 новейшие разработки в области беспилотных летательных аппаратов Фото: АИР Челябинска

Часам к 10 к корейским стендам начинают подтягиваться люди. Они рассматривают, трогают, изучают, недоверчиво щурятся и иногда изумленно улыбаются. Небольшая толпа собирается возле летательного аппарата, который внешне напоминает чем-то маленький вертолет, а чем-то — бешеного многокрылого жука, а на деле же является системой метеорологического наблюдения за мелкой пылью. Такие успешно используют в южнокорейских городах для экологического мониторинга. На соседнем стенде — нечто, очень смахивающее на персонажа T-1000 из фильма «Терминатор-2». Кажется, это человекоподобное существо вот-вот растечется лужей мелкого металла и подберется к нашим ногам... В общем, впечатление настолько сильное, что мы уходим от греха подальше к другому стенду, где утробно гудит и плавно движется туда-сюда обтекаемая конструкция, похожая на человеческую руку.

— Что это?

— Это кобот. Новейшая промышленная разработка. Можете потрогать его, он сразу остановится, почувствовав преграду.

Я протягиваю локоть навстречу коботу, и он действительно останавливается, правда, чувствительно врезав по косточке.

— Эй, он же все-таки меня ударил!

— Да, ну он же не сломал вам руку, — спокойно разъясняет менеджер ассоциации KIRIA Чонг Кхи. — А вот робот предыдущего поколения мог спокойно убить человека на производстве. Вообще, кобот — это сочетание двух слов: робот и коллаборация. То есть это робот, который сотрудничает с человеком. Например, на производстве он может что-то подавать механику. Ему можно дать задачу на языке программирования, а можно перевести на программу обучения. Можно прямо показать ему нужные движения, и он их запомнит. И самое главное — он безопасен для человека, он ему не навредит. Раньше роботы работали на производстве в ограждениях, теперь же этого не нужно. Теперь робот и человек могут работать рядом. Стоит такой экземпляр порядка 20 тысяч долларов, но окупит себя очень быстро.

Корейская робототехникаделает шаг навстречу коллаборации робота и человека.

«А потом придут машины и завоюют мир, — внезапно приходит в голову мысль, пока слушаешь эту увлекательную лекцию о коботе. — Главное правило робота: не навредить человеку»...

Впрочем, пока коботы используются в основном в Азии и Европе, так что Россия, наверное, еще не скоро пойдет рука об руку с безопасными надежными партнерами, напичканными интеллектуальными схемами. Хотя, конечно, рано или поздно это время все равно придет.

Челябинск и Тэгу

Во второй день работы ИННОПРОМ-2018 Агентством инвестиционного развития Челябинска было организовано коллективное участие предпринимателей малого и среднего бизнеса города в выставке. В ходе поездки были проведены встречи и переговоры по расширению сотрудничества с Администрацией города Тэгу и Ассоциацией КОТРА (Южная Корея), компанией SIEMENS (Германия), Союзом Машиностроителей Германии (VDMA), Генеральным Консульством Германии в Екатеринбурге, Чешским Агентством Czechtrade и многими другими.

В ходе переговоров с корейскими партнерами стороны подтвердили готовность развивать сотрудничество двух городов: Челябинска и Тэгу. Тэгу — это настоящий умный-город, официально называемый городом-метрополией, где все больше процессов управления городским хозяйством переводят на сверхсовременные интеллектуальные технологии.

АИР Челябинска и представители администрации города Тэгу провели переговоры в рамках ИННОПРОМ.

— Сегодня речь шла о том, что мы продолжаем работу по налаживанию взаимовыгодных отношений между нашими городами, — рассказала после встречи с представителями корейской стороны директор АИР Челябинска Татьяна Степанова. — В октябре планируется рабочий визит большой делегации от Челябинской области в Корею. Планирует принять участие в поездке и глава Челябинска Евгений Тефтелев. На сегодняшний день мы занимаемся проработкой направлений бизнеса, которые интересны и нам, и Тэгу. Среди них — машиностроение, экология, IT-сфера, фармацевтика, а также все, что связано с новыми технологиями управления городов. Тэгу — один из смарт-городов мира, где такие технологии успешно внедрены. Поэтому их опыт нам очень ценен. Есть крупный инфраструктурный проект, связанный с дорожной системой — это проект монорельсовой дороги. Сегодня мы подписали соглашение о намерениях между АИР города и компанией Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd., которая внедряла проект монорельса в Тэгу. Подчеркну: пока речи не идет о том, что в скором времени в Челябинске появится монорельс, но мы проработаем этот вопрос со всех сторон.

В Корее немало смарт-городов, чей опыт может быть очень полезен Челябинску.

По словам Татьяны Степановой, монорельсовый проект в Челябинске в случае его реализации мог бы стать драйвером для дальнейшего наращивания инвестиционной активности в городе и области и привлек бы новых якорных инвесторов. Предлагаемые корейскими партнерами технологические решения являются для Челябинска инновационными в части цифровизации, экологии, беспилотных технологий и энергосбережения. Такой проект мог бы быстро вывести Челябинск на один уровень с самыми технологичными мегаполисами мира и изменить ритм и качество жизни челябинцев.

Как сообщил в ответном выступлении на встрече господин Ким Джоан Сонг, генеральный директор Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd., монорельсовый проект в Челябинске — достаточно амбициозен, но «мы готовы предложить весь наш корейский опыт в области создания городских монорельсовых транспортных систем и можем с уверенностью сказать, что Челябинск в состоянии реализовать монорельсовый проект SKI CITY».

Подписано соглашение о намерениях между АИР города и компанией Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd.

Магистраль в будущее

Уральские предприятия, в том числе и Челябинской области, как обычно, довольно креативно подошли к оформлению своих стендов на ИННОПРОМ. Например, группа ЧТПЗ выставила в качестве экспозиции огромный куб, внутри которого расположился настоящий ночной клуб — с диджеем, барной стойкой, коктейлями и развеселой светомузыкой. Как тут пройти мимо — поневоле заглянешь и заинтересуешься белой металлургией.

Стенд собственно Челябинской области был оформлен стильно и неброско: с маленьким полем для гольфа, дорожками из камня и стекла, резными скамьями из дерева.

На ИННОПРОМ-2018 губернатор Челябинской области Борис Дубровский и глава Свердловской области Евгений Куйвашев обсудили с представителями крупного бизнеса Среднего и Южного Урала строительство УВСМ — высокоскоростной железнодорожной магистрали.

На ИННОПРОМ представители Челябинской и Свердловской областей обсудили строительство УВСМ.

По словам Бориса Дубровского, у компаний и предприятий сегодня есть практически все компетенции для реализации масштабного проекта. После строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург на Урале появится третья агломерация после Москвы и Санкт-Петербурга.

«Мы боремся за то, чтобы реализовать проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург в числе первых в стране. Агломерационные эффекты от его реализации понятны, мы в них уверены. Но есть и другая сторона вопроса. На территории Челябинской и Свердловской областей сконцентрированы промышленные предприятия, которые могут реализовать до 70% компетенций, необходимых для строительства дороги. Поэтому очень важно подключить к этой работе бизнес, для которого сегодня открываются долгосрочные перспективы участия в строительстве высокоскоростных магистралей в России», — подчеркнул Борис Дубровский.

По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, сближение двух крупнейших уральских городов даст возможность создать один из самых крупных центров концентрации человеческого ресурса Урала и Сибири. Строительство ВСМ — это первый этап проекта. Второй этап — вхождение в состав международного скоростного транспортного коридора ВСМ «Евразия».

Уральские компании по итогам встречи проявили заинтересованность в своем участии в реализации проекта.

Стенд Челябинской области на ИННОПРОМ-2018.

Еще одно крайне важное событие для Челябинской области в рамках ИННОПРОМ-2018: подписание соглашения между Агентством инвестиционного развития (на сей раз — региона) и болгарским инвестором — об организации на территории Южного Урала нового производства в области машиностроения.
Производство на Южном Урале планирует открыть болгарская компания «Балканкар — рекорд», которая является мировым лидером в производстве погрузчиков, штабелеров и комплектующих к ним.

Подписи под документом поставили директор АНО «Агентство инвестиционного развития Челябинской области» Алексей Бобов и генеральный директор компании «Балканкар Рекорд» Петар Петров.

По данным Агентства инвестиционного развития региона, в качестве господдержки запрошены субсидии Минпромторга РФ, которые предоставляются производителям самоходной и прицепной техники, а также меры поддержки Фонда развития промышленности и Минпромторга РФ по импортозамещению автокомпонентов, субсидирование утилизационного сбора. Более 95% погрузчиков и штабелеров сегодня импортируются в Россию. В основном производители погрузчиков сосредоточены в Болгарии, Китае, Японии и Южной Корее. По данным Федеральной таможенной службы, ежегодный объем импорта погрузчиков оценивается в 20 млрд рублей, на сопоставимую сумму осуществляется ввоз комплектующих из-за рубежа. На данный вид продукции введен утилизационный сбор в сумме 300 тысяч рублей. на каждую единицу техники. Сумма взноса будет увеличена Министерством промышленности и торговли РФ в текущем году до 0,5 млн рублей.

Производство на Южном Урале планирует открыть болгарская компания «Балканкар — рекорд».

Таким образом, и Челябинск, и область весьма продуктивно посетили очередную Международную промышленную выставку. Разумеется, не все соглашения о намерениях стопроцентно становятся реальными долгосрочными проектами. Но очевидно, что регион выбрал для развития инновационную стратегию, и какими бы порой чрезмерно амбициозными ни казались проекты, стоит помнить — многие сверхсовременные сегодня территории (та же Корея) тоже начинали исключительно со смелой идеи.

Мнение

Интервью

Популярное