Cпасение челябинского транспорта: каковы шансы?

Даст ли что-то Челябинску смена руководства транспортных контор

Андрей Ткаченко

На днях с завидным ускорением новостные ленты запестрели сообщениями о кадровых перестановках в сфере муниципального транспорта. Мэрия отправляет в отставку куратора трамваев и троллейбусов. И спустя несколько дней собирает вещи в кабинете директор автобусного предприятия. Изменится ли что-то с приходом новых людей? Или сколько руководителей ни тасуй...

— Были уже смены руководства, а транспорт так позорный и остается!

— Муниципальный транспорт по сравнению с частниками превосходен. При желании, пользовалась бы только муниципальным. Проблема в том, что на фоне частных ГАЗелей муниципальный транспорт не во всех направлениях идет. Катастрофически мало. Волей-неволей приходится пользоваться ГАЗелями.

— Директоров только меняют, а деньги вкладывать в развитие не хотят.

— Зарплата копейки, пути ужас, про вагоны я вообще молчу... Зато требуют три шкуры, а взамен ничего... Или может быть это все-таки какой-то план по уничтожению ГЭТа, типа сами разбегутся, работать некому, и под эту лавочку отдадут город автобусам.

Это лишь часть комментариев в интернете. С одной стороны — ничего нового, состояние общественного транспорта в Челябинске критикуют уже не первый год. Однако чаще нарекания звучали со стороны пассажиров. И, по сути, мало к чему они приводили. Поворчал человек, поворчал, да пошел в ржавый ПАЗик. Чем привлекли внимание конкретно эти отзывы? Тем, что они не от рядовых горожан, а от сотрудников транспортных предприятий.

Так или иначе, в Администрации Челябинска с разницей в несколько дней меняют кадры сразу в двух транспортных предприятиях: ООО «ЧелябГЭТ» (трамваи/троллейбусы) и ООО «ОГТ» (автобусы).

Первым на выход пошел Александр Павлюченко. Он с неэффективностью своей работы не сказать что согласился. По версии теперь уже бывшего руководителя, разногласия возникли из-за отказа от участия в экономически нецелесообразных муниципальных контрактах на пассажироперевозки. В пресс-службе ООО «ЧелябГЭТ» приводят несколько примеров:

  • Увеличение единиц техники на маршрутах (например, 10 единиц вместо 9 на маршруте № 5) невозможно по причине отсутствия дополнительного подвижного состава, а также по причине недостаточного количества водителей.
  • По условиям контрактов, каждый факт неисполнения облагается штрафом в размере 5 000 рублей. К фактам неисполнения относятся, в частности, отставание от расписания, отсутствие блоков «Глонасс», невыход единиц техники на линию.
  • Также ввиду отсутствия единиц техники, заявленных в контракте, минимальная сумма штрафов могла составить 21 млн рублей при размере контракта в 53,7 млн.

«В связи с вышеуказанными фактами, а также по причине падения пассажиропотока в период пандемии, было принято решение о неучастии предприятия в указанных муниципальных контрактах», — добавляют в пресс-службе.

В мэрии доводы оспорили. Но в громкую перепалку это не переросло. Ушел Павлюченко и ушел. Теперь работой электротранспорта заведует Дмитрий Усачев.

Спустя несколько дней меняется руководство и в автобусной сфере. Со своей должности уходит директор ООО «ОГТ» Дмитрий Холод. Также по инициативе городской администрации. В его кресло садится Валерий Кочетков, последние годы работавший руководителем организаций, занимающихся перевозками.

Очевидно, что за усердную работу на выход не просят. Но... устаревшая техника, многомиллионные долги, засилье маршруток: от перестановки мест слагаемых изменится ли сумма? В каком состоянии принимают предприятия новые руководители?

Челябинский транспорт сегодня

Против сотен единиц муниципального транспорта выступают более тысячи маршруток

По данным городскогоУправления транспорта, в Челябинске насчитывается 171 трамвай, 135 троллейбусов, 95 автобусов и — внимание — 1 200 маршруток. Реально на маршруты выходит 156 трамваев, 135 троллейбусов, 86 муниципальных автобусов, девять автобусов «Первой транспортной компании», около двадцати — других перевозчиков (где действуют те же тарифы и льготы, что и в муниципальном транспорте).

Имеет ли место нехватка транспортных средств? По мнению главного специалиста Управления транспорта Администрации Челябинска Евгения Талыпова, трамваев и троллейбусов для действующей маршрутной сети (именно действующей, с учетом того, что в новые микрорайоны инфраструктура для электротранспорта не построена), достаточно. Но потребность в обновлении, разумеется, есть.

А теперь давайте посмотрим на инфраструктуру. Согласно плану поэтапной капитальной реконструкции трамвайных путей в Челябинске, предусматривающему проведение ремонтных работ с 2020-го до 2023 года, нужно поменять 20 километров рельс из 150 имеющихся и всех стрелочных узлов. Первыми в очереди на замену стоят полотна, располагающиеся на одном уровне с проезжей частью (заасфальтированы, либо замощены в тротуарную плитку). По таким участкам часто объезжают пробку легковые машины, рельсы изнашиваются гораздо быстрее. Создание бесстыкового пути по самым скромным подсчетам потребует 893,68 миллиона рублей.

В прошлом году экс-градоначальник Владимир Елистратов оценил обновление пассажирского транспорта в Челябинске более чем в семь миллиардов рублей. Собственно говоря, эти расчеты он и положил на стол главе региона. Того такие запросы не устроили:

«Я получил на стол документ, в котором нет ни актуальных данных о состоянии системы общественного транспорта, ни анализа причин, как мы пришли к такой критической ситуации, ни четких планов. Выделять 7 миллиардов рублей под такой размытый проект — это очень сомнительная история», — прокомментировал «хотелки» Алексей Текслер.

Тем не менее, история полезна цифрой в 7 миллиардов, которая демонстрирует, насколько плачевна ситуация в транспорте.

Электротранспорт

Без замены путей нет смысла менять и трамваи

Сегодня на улицы города ежедневно выходит порядка 170 вагонов, в выходные — поменьше. Все трамваи на ручном управлении (без привычных автомобилистам педалей газа и тормоза), производства Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С. М. Кирова (УКВЗ). Практически всему составу свыше 25 лет, «свеженьких» можно посчитать по пальцам: один трамвай 2014 года выпуска и пять родом из 2004-го.

В 2019-м челябинцам пообещали, что до конца года в городе появится 50 новых трамваев, которые встанут на маршруты № 3, 16 и 22. Год закончился, прошла половина этого, новых трамваев не видать.

Здесь стоит напомнить, что в прошлом году в Челябинске тестировались два новых трамвая. Красивые, современные, низкопольные. Один из них, производства Усть-Катава, сломался, едва успев отправиться в свой первый обкаточный рейс. По иронии судьбы, напротив здания Правительства Челябинской области.

Вагоны отправили обратно. На челябинские рельсы поставили еще один трамвай, теперь уже производства завода «Уралтрансмаш». Тот оказался удачливее предшественника, обкатку прошел, в итоге его поставили на маршрут № 3. Но и он в марте встал на улице Кирова. После чего также с городских улиц исчез.

«В 2019–2020 гг. в Челябинске проходили испытания трамвайные вагоны 71-633 производства УКВЗ — низкопольный трехсекционный, а также 71-415 производства „Уралтрансмаш“ (Екатеринбург). При тестовой эксплуатации вагона 71-633 одной из основных проблем стала беспричинное срабатывание тормозной системы. После чего вагон долго не могли растормозить. Проблемы у вагона из Екатеринбурга — в щетках генератора, они очень быстро изнашиваются. В результате работа освещения, дверей и т.д. становится невозможной», — подробно рассказывает, на чем споткнулись новинки, начальник Управления транспорта Челябинска Максим Кичеев.

«Тестирование (трамваев) показало неготовность инфраструктуры в связи с высоким износом путевого хозяйства и контактной сети для их полноценного использования в текущих условиях», — дополняют в областном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта.

Трамвайная инфраструктура в Челябинске оставляет желать лучшего

Иными словами, нет смысла покупать новую технику, чтобы ставить ее на старые рельсы. Вначале необходим капитальный ремонт инфраструктуры городского электрического транспорта Челябинска, а уж потом можно заводить речь о покупке нового подвижного состава. Это же касается и троллейбусов — контактная сеть также далека от идеала.

Автобусы

Автобусный парк в Челябинске пополняется, но постепенно

86 автобусов, как мы написали выше, ездят сегодня по городским улицам. По оценке Евгения Талыпова, нужно еще не менее 50. Губернатор этот вопрос постепенно решает. В прошлом году купили 66 единиц техники. В этом автопарк пополнится еще на 34 экземпляра. Все — на экологически чистом топливе.

«Закупка автобусов осуществляется на субсидию, выделенную из бюджета Челябинской области в рамках программы „Энергосбережение и повышения энергетической эффективности“. Покупка иного транспорта кроме автобусов, использующих природный газ в качестве моторного топлива, не предусмотрена условиями программы. Для городского бюджета покупка транспорта — серьезная нагрузка, и без поддержки области обновления транспорта практически невозможны. Автобусы используют природный газ, что позволяет перевозчику существенно снизить затраты на топливо», — поясняет Максим Кичеев.

Автопарк Челябинска второй год подряд пополняется новыми автобусами

Но спасут ли Челябинск пусть даже десятки автобусов, когда маршруток под полторы тысячи?! По сути, они оккупировали весь рынок и перегружают и без того сверхнагруженные из-за массовой автомобилизации дороги Челябинска.

Толпятся на остановках, обгоняют, подрезают, паркуются в два ряда, в аварийных сводках чуть ли не ежедневно: врезаются в столбтаранят легковые машины, на полном ходу влетают на остановку с пассажирамисбивают насмерть пешеходов. И эти проблемы далеко не сиюминутны. Они в Челябинске продолжаются годами. И не меняется ничего.

— Сегодня мы имеем крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе-миллионнике с активной агломерацией, — констатировал Алексей Текслер. — Я совещался с коллегами, это был практически перекрестный допрос всех о том, почему так случилось и какие есть предложения по этой ситуации. Готового решения нет. Нет комплексного видения развития, коллеги не смогли его представить.

Движение маршруток в Челябинске сродни броуновскому

В итоге принимается решение: городские власти за перевозки больше не отвечают. Вместо одного Челябинска рассматривается работа общественного транспорта на уровне агломерации (включая Копейск и Сосновский район). Восстанавливать развалившуюся сферу будут на областном уровне. Инициативу губернатора одобрили в Законодательном собрании.

Что дальше?

Транспорт будет развиваться в рамках агломерации

Цели следующие: оптимальная схема организации муниципальных и межмуниципальных маршрутов; создание единой системы безналичного расчета; возможность пересадок без повторной оплаты в течение 60 и 90 минут, предоставление льгот.

Созданием общей маршрутной сети занялись в Южно-Уральском госуниверситете. Там уже проанализировали доступность общественного транспорта; посмотрели, насколько маршруты дублируют друг друга; стали оценивать причины образования заторов. Но на этом исследование споткнулось — о коронавирус. В разгар пандемии пассажиропоток на транспорте упал на 80%. Соответственно, оценка в некорректных условиях исказила бы конечные данные. Тем не менее, в вузе сворачивать работу не намерены.

«Работы предусматривают разработку мультимодальной транспортной модели, которая позволит оценить предлагаемые мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, оптимизации маршрутной сети общественного транспорта, совершенствованию организации дорожного движения.

На основании результатов опроса жителей агломерации разрабатывается социальный стандарт транспортного обслуживания населения, который определит требования к инфраструктуре общественного транспорта, доступности и качеству оказываемых транспортных услуг», — комментирует начальник Управления научной и инновационной деятельности, доцент кафедры «Технология автоматизированного машиностроения» Антон Нуркенов.

Но даже когда специалисты все посмотрят, проанализируют, обсчитают и предоставят готовый план реализации, он вполне может споткнуться о традиционный вопрос: где взять деньги? Бюджет области не бездонный. Наиболее вероятный и даже желательный вариант реализации такого проекта — это концессия (вложения частного инвестора). С одной стороны, где найти компании, которые окажутся готовы вложить десятки миллиардов в транспорт большого города? Тем более в условиях падения экономики на фоне пандемии и тяжелого положения челябинского транспорта сегодня. С другой, транспорт — это та сфера, в которой люди каждый день платят реальные деньги за проезд. И если это приносит стабильный доход — желающие будут. Так что в области начали уже потихоньку готовиться к приходу частника.

«В настоящее время Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области идет приемка выкупленного имущества городского электрического транспорта Челябинска. По итогам приемки ГЭТа планируется проведение полной инвентаризации с определением капитальных затрат на ремонт и операционных затрат ГЭТ с определением графика ремонта и обновления подвижного состава ГЭТ, что и ляжет в основу планируемого концессионного соглашения.

Реализация концессионного соглашения и проведение ремонта инфраструктуры ГЭТа планируется с 2021 года», — комментируют в Миндоре.

Вместо эпилога

Если сравнить общественный транспорт Челябинска со слоном, то вытаскивают его из глубочайшей трясины. В роли спасающих и губернатор, и профильное министерство, и вуз, и потенциальный инвестор. Теперь вот и новые руководители транспортных контор к ним присоединились. Но, думается, Усачев и Кочетков (не забываем, что решение проблем закрепили за областными властями) если и сыграют в этом стройном ансамбле, то скорее на бэк-вокале, нежели первой скрипкой.

Ну и надо понимать: новые автобусы, трамваи и троллейбусы побегут по городским дорогам далеко не завтра. Создание агломерации и передача полномочий в этой сфере на областной уровень по срокам должно произойти до 2024 года. «Небыстро», — подумает обыватель. С другой стороны, давайте не забывать, сколько лет общественный транспорт загоняли в его сегодняшнее положение...