Да у тебя же мама педагог...

Чего челябинским учителям не хватает для счастья?

Андрей Ткаченко

Слово «учитель» звучит гордо и с уважением. Профессия учителя почетна. Учительские династии — повод для гордости. Эти и другие почести звучат каждый год пятого октября во всех школах страны. Но как только завершается профессиональный праздник, наступают серые будни. Чего не хватает современному педагогу? Этот вопрос в канун Всемирного дня учителя поднял «Челябинский обзор».

Планы уроков, проверка тетрадей, совместные экскурсии, родительские собрания — те неотъемлемые элементы работы, которые могут радовать или раздражать, но так или иначе повседневно сопровождают каждого педагога. Мы умышленно не спрашивали о зарплатах, ведь ими традиционно мало кто доволен, не только учителя.

Но ведь в образование зачем-то идут. Значит, есть в профессии определенный престиж. Так чего же не хватает для счастья?

Простого человеческого «спасибо»

«В педвуз пошла потому, что не поступила на инженерно-строительный в ЧПИ. Тем более, мама была учителем. Помню, как мама отговаривала меня, говоря, что я всю жизнь вынуждена буду быть училкой, которую каждый вечер клянут десятки детей и родителей, садясь за уроки.

Благодарных учеников бывает гораздо меньше, чем тех, кто рад избавиться от лямки, которую тянул много лет. Хотя бывают, конечно, и те, кто познав многое в сравнении с другими учителями или преподавателями, передают слова благодарности», — на условиях анонимности рассказывает один из педагогов с 25-летним стажем.

Свободы и понимания

На высказывание своего мнения у современных педагогов, кстати, негласное табу. Добрая половина учителей не хотят огласки, поэтому уходят от откровенного разговора и основательно чистят свои страницы в соцсетях, чтобы не давать поводов для скандала.

Вспомнить хотя бы недавнюю историю с учителем из Барнаула, что поплатилась за фото в купальнике. Родители обвинили педагога в аморальности, «проститутских замашках» и, развивая тему, дошли до того, что в педагога влюбляются мальчики старших классов, а значит, и до педофилии недалеко.

«У меня тоже в соцсетях были фото с отдыха на море с семьей. Все удалила из общего доступа, чтобы никто не разглядел в них ничего плохого. К сожалению, в современной школе учитель априори виновен. Если в школу приходят жаловаться родители или пишут жалобы в прокуратуру, то доказать свою невиновность очень сложно. А если учесть, что подобных жалобщиков, что готовы писать заявления в прокуратуру и министерство образования, становится все больше, то мне, как учителю, с учениками и родителями лучше вовсе не спорить», — рассуждает еще один педагог.

Теплоты взаимоотношений

Сложности во взаимоотношениях с родителями — один из главных ужасов современной школы.

Многие учителя начальных классов еще помнят большой скандал в Златоусте, когда на учителя подали анонимную жалобу родители первоклассников. В вину педагогу ставились и оскорбления, и домашние задания, которых в первом классе по закону быть не должно. Школу тогда ждала большая проверка, а учителя начальных классов сделали свои выводы.

Возможно, кто-то из этих школьников тоже захочет стать учителем после этих уроков

«Весь первый год обучения я вынуждена убеждать родителей, что домашние задания необходимы. Немыслимо научить ребенка писать, если он будет тренировать руку только на уроках. Этого времени крайне мало, чтобы выработать почерк.

Все же помнят, как долго учили писать буквы в советской школе. Урок письма был на протяжении всего первого класса. Сейчас это всего лишь одно полугодие и по две строчки на один „крючочек“ в рабочих тетрадях, которые идут в комплекте к учебникам. При этом всегда делаю оговорку, что в первом классе „домашки“ нет по закону, но если нужен результат, то лучше сделать», — рассказывает учитель начальных классов.

Особая боль всех учителей и учеников — родительские чаты. Они по сути заменили родительские собрания. Обсуждения в школе проходят достаточно быстро и тихо, жара начинается в чатах после. Причем даже самые спокойные на собрании родители и те мамы и папы, что сами работают в школе, в сети часто не стесняются в выражениях.

Или вы считаете, что учитель ничего не знает об этом? Знает, но морально привыкает и к тому, что любая фраза, неловко оброненная им на уроке в адрес того или иного ученика, становится поводом для вечерних обсуждений родителей в чате или достоянием соцсетей.

«Раньше нас всех учили коллективному мышлению. Один за всех и все за одного. Сейчас каждый родитель считает, что его мнение — единственно правильное. Родители не могут договориться между собой и выстроить отношения с учителем.

Отсюда и все эти байки про родительские чаты, когда обсуждать пытаются всякую мелочь: пряники или шоколадки купить на 8 марта девочкам, какого цвета шары заказать первоклашкам, какому фотографу позволить сделать фото ребенка.

Вы не представляете, что стоит выбрать родительский комитет в классе. Это же „расстрельная“ должность на добровольной основе. Тот, кто хоть раз пытался закупать подарки для класса или собирать деньги на экскурсии, организовывать выпускной, связавшись с этим однажды второй раз помощи не предложит. Потому как обязательно окажется крайним во всем», — сетует педагог.

Времени на себя и семью

Учителя всегда рады родительской помощи, потому как им физически не хватает времени, чтобы организовывать «внеурочку» — тренинги, мастер-классы, экскурсии, открытые уроки, за которые тоже, к слову, приходится отчитываться. Порой, чтобы заработать дополнительные деньги, учителя начальных классов берут на себя работу в две смены, ведение двух классов. А учителя старшего звена не отказываются брать классное руководство сразу в трех классах.

Об эмоциональном выгорании никто не говорит, ведь на кону ипотека и другие кредиты, взятые на личные нужды. Написание планов уроков, проверку тетрадей, заполнение журналов, хоть и электронных, никто не отменял.

К этому вороху бумаг сегодня добавляется масса других документов. «Родительские собрания чередуются с проверками управления образования, министерства образования. Каждое решение школы должно иметь письменное согласие родителей. Подпись родителя требуется в договоре на питание, на благотворительность, на прививки, на самостоятельный уход ребенка из школы, на отсутствие ученика на уроке. К ним добавляется подписание регламентов по одежде, по распорядку и прочее.

А в школе бывают новшества. Вот решили поставить турникет на входе, карты в столовой, участвовать в олимпиаде — и снова бумаги и подписи. Дети уходят на каникулы, а мы снова садимся за бумаги. Анализируем успеваемость, рейтинг учеников, итоги всероссийских контрольных. Получается, что работая учителем — мы практически не видим свою семью», — приходит к выводу один из педагогов.

Писать мелом на доске — еще одна романтическая черта профессии учителя

Спокойствия и стабильности

Залог успешной карьеры и высокой зарплаты челябинского учителя зависит не только от успеваемости и покоренных вершин его учеников. Не помешает и предпринимательская жилка. Когда современная школа зарабатывает на свои нужды, учителя становятся еще и менеджерами, которые должны успешно продавать свой товар — дополнительные платные услуги учебного заведения.

«Я очень люблю детей. Мечтала стать учителем и стала им, но вынуждена была уйти из профессии только потому, что я не умела просить денег с родителей. А постановка директора была такова, что если на конец месяца 20 процентов класса имеют долги, то я рискую не получить ровно столько же процентов от своей зарплаты», — рассказывает экс-учитель.

«Я не проявляю рвения. Его все равно не оценят. Родители — это толпа людей, которые считают, что им все все должны. Должна школа, должен учитель. Мне, например, предъявляют претензии, что в других школах есть поощряющие наклейки, а у нас нет. Но мне платят 16 тысяч в месяц и не дают средств на покупку дополнительного материала. Чтобы я могла готовиться к урокам по ночам, мне пришлось купить ноутбук и обновить гардероб согласно требованиям школы к одежде педагога. Эти траты окупятся за год.

Три года назад министр образования РФ Ольга Васильева на всю страну заявила, что тетрадями на печатной основе учеников должна обеспечивать школа. Может быть, где-то это и происходит, но у нас бюджет сильно ограничен.

Родители, зная закон, отказались от рабочих тетрадей в комплекте, мы пишем в самых обычных. Самым запоминающимся случаем на работе был случай эпилептического припадка у ученика. Родители не сочли нужным сообщить мне о его болезни. Я тоже мама, и у меня трое детей. Как родитель я за то, чтобы экономить на тратах. Хотя бы в этом у нас есть единое мнение с родителями учеников».

Доброе отношение с учениками педагоги, как оказалось, ценят дороже денег и в свой профессиональный праздник ждут простых искренних признаний от детей, а не дорогих подарков от родителей (по крайней мере, они так говорят, хотя в тех же родительских чатах звучат призывы родителям скидываться на праздник с указанием конкретных сумм). И букетам учителя всегда рады.

Комментарий
Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов:

Сфера образования всегда была многогранной и противоречивой. В ней соединяются консерватизм и прогресс, бюрократия и эффективность, массовость и персонализация. Ключевой фигурой в решении этих противоречий оказывается учитель. Он по-прежнему должен не только нести знания, но и быть наставником, старшим товарищем, близким человеком, демонстрировать высокую культуру,
вести здоровый образ жизни, постоянно находиться в творческом поиске.

Вместе с тем ученики готовы признавать педагога, который легко подстраивается под вызовы времени и эффективно использует современные технологии. Такой образ учителя больше напоминает портрет человека со сверхспособностями. Тем не менее, сегодня в профессию приходят энтузиасты, которые не боятся трудностей. И большинство наших учителей также готовы к переменам. Дети не прощают нерасторопности взрослых. Мы можем потерять их доверие и уважение. В профессии остаются те, кто сохранил веру в себя, в своих учеников.

Я благодарю учителей за их преданность своему делу, желаю мудрости и терпения, неисчерпаемых душевных сил, тепла, уюта и поддержки семьи.