Мы по делам, а вы постоите

Что ждет водителей общественного транспорта за невыход в рейс?

Андрей Ткаченко

Автобус сломался, контактные сети оборвало, у нас забастовка — такое часто можно услышать из новостей. Или наоборот — график составлен, смены прописаны, время установлено, однако задержек в движении транспорта избежать все равно не удается. Но это про объективные причины. А если водители просто не вышли в рейс? И так бывает. «Челябинский обзор» решил разобраться, почему.

Давайте вспомним, как недавно пассажиры, словно Хатико, высматривали свой транспорт, а водители праздновали Ураза-байрам. Неужели так можно?

«Маршрутчики бастуют, а людям как до работы добираться? Вообще с ЧТЗ в сторону северка не уехать! Автобус ходит в час по чайной ложке, давайте тогда альтернативу какую-то! Везде бардак».

«Нужно менять перевозчиков... Правила у всех одни, почему же кто-то должен страдать и зависеть... 21 век, нужно учитывать интересы потребителей».

«Кто может навести в городе порядок? Люди, давайте откажемся от маршруток, а мимо проезжающие машины, кому по пути, отвезите народ на работу! Мы живем в своей стране, а зависим непонятно от кого».

Ожидание заветного автобуса, который должен был прийти, но почему-то опоздал или вовсе не приехал; утренние «бои без правил» за право места в салоне; бесполезные попытки остановить проезжающую маршрутку, ведь если на остановке никто не выходит, то и останавливаться незачем, — это мы все про челябинский общественный транспорт.

Казалось бы, у каждого транспорта есть маршрут следования, режим работы с прописанным интервалом движения. Но челябинцам почему-то приходится регулярно сталкиваться с проблемами. Достаточно вспомнить недавний случай, когда маршрутки попросту массово не вышли в рейсы, а оккупировали парковки возле мечетей. Тысячи горожан в это время все накапливались, накапливались и накапливались толпами на остановках. Редакции «Челябинского обзора» стало интересно, неужели выходки водителей остаются незамеченными и безнаказанными? Давайте разбираться.

Как должно быть?

Контроль за работой маршрутов по регулируемому тарифу осуществляется при помощи системы мониторинга ГЛОНАСС

Согласно данным, прописанным в должностных инструкциях водителей общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, маршрутного такси, трамвая — для каждого вида транспорта инструкция своя, но гласит она об одном — прим. редакции), осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, в обязанности водителя входит:

  • соблюдение графика движения транспортного средства, согласно обслуживаемому маршруту;
  • соблюдение разрешенных скоростей;
  • посадка и высадка пассажиров на остановочных пунктах;
  • осуществление остановки транспорта на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения транспортного средства;
  • и так далее.

Также перевозчики обязаны предоставлять информацию о месте нахождения транспортных средств в управляющий орган. Для этого в Челябинске все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС — российская глобальная навигационная спутниковая система, позволяющая осуществлять контроль пассажиропотока, предоставляющая отчеты по маршруту и стоянкам транспорта.

Получается, ежедневно на линию должно выпускаться определенное количество машин — для каждого маршрута это число прописано в договоре, который перевозчик заключает с Управлением транспорта Администрации Челябинска. В этом договоре учитывается общее количество транспортных средств, прописывается расписание, устанавливается время прибытия и отбытия транспортного средства от остановок общественного транспорта и так далее.

Но в Челябинске бывают ситуации, когда правила, предусмотренные контрактом, почему-то не работают.

Причины

Забастовка и праздник — одни из причин долгого ожидания людей на остановках

К «уважительным» причинам можно отнести погодные условия. Вспомним февраль этого года, когда из-за метели трамвайные пути были засыпаны снегом, очистка помогала лишь на короткое время, и поэтому было принято решение приостановить ход транспорта. Также к непредвиденным обстоятельствам можно отнести коммунальные аварии, связанные с отключением электроэнергии и обрывом контактной сети — так в феврале 2019 года было парализовано движение троллейбусов в обе стороны.

Помимо аварий и непогоды может случиться поломка транспортного средства — например, в феврале 2020 года из-за повреждения вагона на Северо-Западе Челябинска встали трамваи.

Челябинск и ДТП уже как синонимы — дорожно-транспортные происшествия тоже являются одним из факторов задержек транспорта. В марте 2021 года на Комсомольском проспекте из-за столкновения двух машин опять-таки встали троллейбусы. Людям, спустя длительное время ожидания, пришлось пересаживаться на автобусы и маршрутные такси.

Помимо непредвиденных ситуаций существует и другая сторона медали — когда водители общественного транспорта не выходят на линию по своим личным причинам. Подобное происходит ежегодно.

Давайте вспомним забастовку, произошедшую 2 ноября 2018 года, когда водители автобусов ООО «Общественный городской транспорт» забастовали из-за задержки заработной платы и вышли на работу на несколько часов позже.

6 октября 2020 года водители маршрута № 85 (Поселок Новосинеглазово — Улица Мамина) отказались выводить на линию более 40 машин из-за конкурентов, которые, по мнению перевозчика, начали дублировать маршрут, несмотря на то, что в документе планирования он прописан по другим улицам.

Еще одна забастовка произошла через месяц — 9 ноября 2020 года. Водители маршрутных такси № 86 (Мехколонна — поселок Шершни — Мехколонна) были недовольны своими условиями труда, поэтому решили не выходить на рейс, таким образом привлекая внимание к своей проблеме.

Причиной отсутствия общественного транспорта не всегда являются забастовки. Могут ею стать национальные или религиозные праздники. В Челябинске большинство водителей маршрутных такси — мусульмане, которые ежегодно празднуют Ураза-байрам или Курбан-байрам. Вы спросите, как религиозный праздник связан с общественным транспортом? Все просто.

В этот день в мечетях праздничные службы начинаются с 6 утра. Понятное дело, что в 7 или 8 утра никто из водителей не уйдет со службы на работу, поэтому образуются толпы людей на остановках, а на парковках возле мечетей скапливаются пустые маршрутки. На работу водители возвращаются лишь к обеду, после окончания проповеди и общего намаза. Но к этому времени недовольные челябинцы уж явно успевают добраться до работы на такси или «перекладных».

Чаще всего страдают пассажиры маршрутных такси. Ведь именно маршрутчики склонны к внезапным дорожно-транспортным происшествием из-за (кхм) специфической езды, привлекают внимание ГИБДД для проверки документов, что тоже влияет на график; меняют скорость поездки, из-за чего приезжают на остановку раньше или позже запланированного времени, сбивая весь режим работы.

Страдают от вышеперечисленного челябинцы. Люди на остановках ждут транспорт, чтобы вовремя добраться из точки А в точку В. И если автобус сломался, водитель ушел отмечать праздник, рельсы замело — это не их проблемы. Задача перевозчиков — не допускать «проплешин» и организовывать перевозку пассажиров в установленное время.

«В целях принятия мер оперативного контроля всем перевозчикам направляются письма о недопустимости срыва работы. Осуществляется линейный контроль за работой перевозчиков с целью выявления нарушений качества и количества выполняемой работы (интервала движения, режима работы, пути следования, класса подвижного состава), — сообщает пресс-служба Управления транспорта Администрации города. — Сотрудниками Управления транспорта проводятся проверки работы предприятий-перевозчиков в праздничные дни. Так, в религиозный праздник Ураза-байрам в Челябинске мониторинг показал сокращение маршрутных автобусов на 15 — 20% в сфере транспортного обслуживания населения по разным направлениям».

За ненадлежащее исполнение муниципальных контрактов к перевозчикам Управлением транспорта применяются штрафные санкции. Какие и сколько? Подробнее об этом в ведомстве не стали распространяться. Вместо этого нам в ответ на запрос прислали расплывчатый ответ, что «с предприятиями-перевозчиками ведется претензионная работа, выставляются требования о принятии мер по нормализации транспортного обслуживания».

Опять штраф

В Челябинской области за 5 месяцев 2021 года выявлено 14 783 нарушений ПДД

Немного статистики.

По данным Госавтоинспекции Челябинской области, в период с 1 января по 13 мая 2021 года в регионе выявлено 14 783 нарушения ПДД водителями автобусов. Наиболее распространенные нарушения: правила перевозки пассажиров и маневрирования. За указанный период сотрудниками ГИБДД выдано 476 представлений должностным лицам автотранспортных предприятий.

Куда обратиться?

Отправить жалобу о нарушениях водителями ПДД можно на сайте Управления транспорта Челябинска

Если маршрутка, автобус, троллейбус, трамвай не прибыл по расписанию, водители маршрутных такси объезжают пробки через дворы, пропуская остановки, да и манера их езды оставляет желать лучшего — обратитесь в Управление транспорта Администрации Челябинска по телефону: +7 (351) 778-62-31 или отправьте обращение на почту: transport@cheladmin.ru.