Автобус сломался, контактные сети оборвало, у нас забастовка — такое часто можно услышать из новостей. Или наоборот — график составлен, смены прописаны, время установлено, однако задержек в движении транспорта избежать все равно не удается. Но это про объективные причины. А если водители просто не вышли в рейс? И так бывает. «Челябинский обзор» решил разобраться, почему.
Давайте вспомним, как недавно пассажиры, словно Хатико, высматривали свой транспорт, а водители праздновали Ураза-байрам. Неужели так можно?
«Маршрутчики бастуют, а людям как до работы добираться? Вообще с ЧТЗ в сторону северка не уехать! Автобус ходит в час по чайной ложке, давайте тогда альтернативу какую-то! Везде бардак».
«Нужно менять перевозчиков... Правила у всех одни, почему же кто-то должен страдать и зависеть... 21 век, нужно учитывать интересы потребителей».
«Кто может навести в городе порядок? Люди, давайте откажемся от маршруток, а мимо проезжающие машины, кому по пути, отвезите народ на работу! Мы живем в своей стране, а зависим непонятно от кого».
Ожидание заветного автобуса, который должен был прийти, но почему-то опоздал или вовсе не приехал; утренние «бои без правил» за право места в салоне; бесполезные попытки остановить проезжающую маршрутку, ведь если на остановке никто не выходит, то и останавливаться незачем, — это мы все про челябинский общественный транспорт.
Казалось бы, у каждого транспорта есть маршрут следования, режим работы с прописанным интервалом движения. Но челябинцам почему-то приходится регулярно сталкиваться с проблемами. Достаточно вспомнить недавний случай, когда маршрутки попросту массово не вышли в рейсы, а оккупировали парковки возле мечетей. Тысячи горожан в это время все накапливались, накапливались и накапливались толпами на остановках. Редакции «Челябинского обзора» стало интересно, неужели выходки водителей остаются незамеченными и безнаказанными? Давайте разбираться.
Как должно быть?
Согласно данным, прописанным в должностных инструкциях водителей общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, маршрутного такси, трамвая — для каждого вида транспорта инструкция своя, но гласит она об одном — прим. редакции), осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, в обязанности водителя входит:
- соблюдение графика движения транспортного средства, согласно обслуживаемому маршруту;
- соблюдение разрешенных скоростей;
- посадка и высадка пассажиров на остановочных пунктах;
- осуществление остановки транспорта на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения транспортного средства;
- и так далее.
Также перевозчики обязаны предоставлять информацию о месте нахождения транспортных средств в управляющий орган. Для этого в Челябинске все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС.
ГЛОНАСС — российская глобальная навигационная спутниковая система, позволяющая осуществлять контроль пассажиропотока, предоставляющая отчеты по маршруту и стоянкам транспорта.
Получается, ежедневно на линию должно выпускаться определенное количество машин — для каждого маршрута это число прописано в договоре, который перевозчик заключает с Управлением транспорта Администрации Челябинска. В этом договоре учитывается общее количество транспортных средств, прописывается расписание, устанавливается время прибытия и отбытия транспортного средства от остановок общественного транспорта и так далее.
Но в Челябинске бывают ситуации, когда правила, предусмотренные контрактом, почему-то не работают.
Причины
К «уважительным» причинам можно отнести погодные условия. Вспомним февраль этого года, когда из-за метели трамвайные пути были засыпаны снегом, очистка помогала лишь на короткое время, и поэтому было принято решение приостановить ход транспорта. Также к непредвиденным обстоятельствам можно отнести коммунальные аварии, связанные с отключением электроэнергии и обрывом контактной сети — так в феврале 2019 года было парализовано движение троллейбусов в обе стороны.
Помимо аварий и непогоды может случиться поломка транспортного средства — например, в феврале 2020 года из-за повреждения вагона на Северо-Западе Челябинска встали трамваи.
Челябинск и ДТП уже как синонимы — дорожно-транспортные происшествия тоже являются одним из факторов задержек транспорта. В марте 2021 года на Комсомольском проспекте из-за столкновения двух машин опять-таки встали троллейбусы. Людям, спустя длительное время ожидания, пришлось пересаживаться на автобусы и маршрутные такси.
Помимо непредвиденных ситуаций существует и другая сторона медали — когда водители общественного транспорта не выходят на линию по своим личным причинам. Подобное происходит ежегодно.
Давайте вспомним забастовку, произошедшую 2 ноября 2018 года, когда водители автобусов ООО «Общественный городской транспорт» забастовали из-за задержки заработной платы и вышли на работу на несколько часов позже.
6 октября 2020 года водители маршрута № 85 (Поселок Новосинеглазово — Улица Мамина) отказались выводить на линию более 40 машин из-за конкурентов, которые, по мнению перевозчика, начали дублировать маршрут, несмотря на то, что в документе планирования он прописан по другим улицам.
Еще одна забастовка произошла через месяц — 9 ноября 2020 года. Водители маршрутных такси № 86 (Мехколонна — поселок Шершни — Мехколонна) были недовольны своими условиями труда, поэтому решили не выходить на рейс, таким образом привлекая внимание к своей проблеме.
Причиной отсутствия общественного транспорта не всегда являются забастовки. Могут ею стать национальные или религиозные праздники. В Челябинске большинство водителей маршрутных такси — мусульмане, которые ежегодно празднуют Ураза-байрам или Курбан-байрам. Вы спросите, как религиозный праздник связан с общественным транспортом? Все просто.
В этот день в мечетях праздничные службы начинаются с 6 утра. Понятное дело, что в 7 или 8 утра никто из водителей не уйдет со службы на работу, поэтому образуются толпы людей на остановках, а на парковках возле мечетей скапливаются пустые маршрутки. На работу водители возвращаются лишь к обеду, после окончания проповеди и общего намаза. Но к этому времени недовольные челябинцы уж явно успевают добраться до работы на такси или «перекладных».
Чаще всего страдают пассажиры маршрутных такси. Ведь именно маршрутчики склонны к внезапным дорожно-транспортным происшествием из-за (кхм) специфической езды, привлекают внимание ГИБДД для проверки документов, что тоже влияет на график; меняют скорость поездки, из-за чего приезжают на остановку раньше или позже запланированного времени, сбивая весь режим работы.
Страдают от вышеперечисленного челябинцы. Люди на остановках ждут транспорт, чтобы вовремя добраться из точки А в точку В. И если автобус сломался, водитель ушел отмечать праздник, рельсы замело — это не их проблемы. Задача перевозчиков — не допускать «проплешин» и организовывать перевозку пассажиров в установленное время.
«В целях принятия мер оперативного контроля всем перевозчикам направляются письма о недопустимости срыва работы. Осуществляется линейный контроль за работой перевозчиков с целью выявления нарушений качества и количества выполняемой работы (интервала движения, режима работы, пути следования, класса подвижного состава), — сообщает пресс-служба Управления транспорта Администрации города. — Сотрудниками Управления транспорта проводятся проверки работы предприятий-перевозчиков в праздничные дни. Так, в религиозный праздник Ураза-байрам в Челябинске мониторинг показал сокращение маршрутных автобусов на 15 — 20% в сфере транспортного обслуживания населения по разным направлениям».
За ненадлежащее исполнение муниципальных контрактов к перевозчикам Управлением транспорта применяются штрафные санкции. Какие и сколько? Подробнее об этом в ведомстве не стали распространяться. Вместо этого нам в ответ на запрос прислали расплывчатый ответ, что «с предприятиями-перевозчиками ведется претензионная работа, выставляются требования о принятии мер по нормализации транспортного обслуживания».
Опять штраф
Немного статистики.
По данным Госавтоинспекции Челябинской области, в период с 1 января по 13 мая 2021 года в регионе выявлено 14 783 нарушения ПДД водителями автобусов. Наиболее распространенные нарушения: правила перевозки пассажиров и маневрирования. За указанный период сотрудниками ГИБДД выдано 476 представлений должностным лицам автотранспортных предприятий.
Куда обратиться?
Если маршрутка, автобус, троллейбус, трамвай не прибыл по расписанию, водители маршрутных такси объезжают пробки через дворы, пропуская остановки, да и манера их езды оставляет желать лучшего — обратитесь в Управление транспорта Администрации Челябинска по телефону: +7 (351) 778-62-31 или отправьте обращение на почту: transport@cheladmin.ru.