«Буду все смотреть сама»

Что удалось почерпнуть из первой пресс-конференции исполняющей полномочия главы Челябинска Натальи Котовой

Андрей Ткаченко

В Челябинске сегодня возобновилась традиция встреч руководства города с журналистами. Наталья Котова собрала первую пресс-конференцию. Пишущая братия, изголодавшаяся по общению с первым лицом города, сыпала вопросами один за другим. Но «засыпать» Наталью Петровну так и не удалось.

Так уж повелось, что автор этих строк подобные мероприятия посещает стабильно вот уже последние несколько лет. Совсем недавно прошла пресс-конференция с главой региона Алексеем Текслером. Там начало мероприятия напоминало скорее светский раут: накрытые столы и легкими закусками, шуточки-прибауточки в холле. Поэтому волей-неволей пошли сравнения. Но в стенах Администрации Челябинска царил полнейший «орднунг»: журналисты молча занимали места, а в царящей тишине едва ли не был слышен скрип ручки во время переписи пришедших. Чувствовалось напряжение.

Наталья Петровна заняла центральное место ровно в 11, начальник Управления информационной политики Владимир Сафонов предложил без вступительных речей сразу приступить к вопросам.

— А вы когда последний раз ездили на общественном транспорте? — выпалила журналист Надежда Кондрашова.

— Четыре-пять лет назад, — призналась Наталья Котова. — Каждое утро ездила с дочерью в бассейн.

— А нет ли (продолжила журналистка) у вас желания во время одного из рабочих объездов совершить его не на служебном, а на общественном транспорте? До Чурилово, например, доехать?

В общем, с самого начала — и сразу по болевой точке. Ситуацию с автобусами, трамваями, троллейбусами, в городе, пожалуй, каждый челябинец охарактеризует исключительно непечатным словом. Не отрицает этого и врио главы, говоря, что «сегодня транспорт находится в системном кризисе».

Челябинские дороги заполонили маршрутки

Обывательские ощущения подкрепляются и цифрами: у муниципальных предприятий долги превысили полмиллиарда рублей, сейчас компании в процедуре банкротства. Но и ООО, которые были созданы взамен них, продолжают генерировать одни убытки: почти 150 миллионов рублей минусом.

Частично ситуацию спасет решение Алексея Текслера выделить городу 761 миллион рублей на покупку 65 новых автобусов. Но очевидно, что без новой транспортной концепции (а уж тем более, без ее исполнения) челябинцам еще придется трястись в ржавых ПАЗиках. И завтра с дорог они уж точно не исчезнут. По крайней мере, по словам Натальи Котовой, на работу над концепцией уйдет несколько месяцев. Впрочем, учитывая, что гробили транспорт годами, этот срок выглядит вполне приемлемым.

Наталья Котова: на разработку транспортной концепции уйдет несколько месяцев

Кстати, на (кхм) несогласие с работой предшественников Наталья Петровна указывала неоднократно. Не нравилась градостроительная политика: новые микрорайоны росли, как грибы, а вот школы и детские сады не строили. Вызывали вопросы кадровые решения: так, были подозрения, что нелегальные ларьки были аффилированы с руководителем МБУ «Городская среда», чье ведомство как раз и должно было заниматься их сносом и упорядочиванием торговли.

Челябинск погряз в нелегальной уличной торговле

«По моим сведениям, на улице Зальцмана было 3–4 объекта законные, а остальные 20 незаконные. Эти объекты принадлежали МКУ „Городская среда“. У меня была прямая просьба — убрать объекты. Из 22 снесли 18 киосков. Объяснения мне не были даны, поэтому было принято решение о ненадлежащем исполнении. Руководитель МКУ „Городская среда“ принял решение уйти по собственному желанию. Сейчас в этом ведомстве будет проводить проверку Контрольно-счетная палата», — сообщила Наталья Котова.

Это не первая отставка в мэрии: сейчас ведется активно кадровый аудит, который уже неоднократно сопровождался сменой профильных руководителей. Но «наследили» предшественники порядочно: из управления дорожного хозяйства начальник ушел, а вопросы так и остались. Сейчас в городе ведется дорожный ремонт. И по мнению присутствующих, улицы для реконструкции выбираются как-то странно: на Худякова, например, асфальт меняли сравнительно недавно, и дорога была вполне себе в проезжем состоянии. Но в дело вступила фреза. Аналогично дело обстоит с улицей Дзержинского, где затеяли ремонт от моста до Гагарина, а не от Гагарина до Машиностроителей, хотя на том участке дорога в более плохом, если не сказать плачевном состоянии.

«К сожалению, я не принимала участие в формировании плана ремонта на текущий год. При формировании документов на 2020 год буду все смотреть сама. Будем обращать основное внимание на желание жителей города».

Непродуманная градостроительная политика, недостаточно активный перевод всех школьников на обучение в первую смену, неэталонное (по мнению журналистов) состояние города... В адрес предшественников, конечно, звучали и положительные характеристики. Так, в частности, при Михаиле Юревиче была дорожная революция, расселялись ветхоаварийные дома. Прежняя команда обратила внимание на социальную сферу: начали строить школы, детские сады. Впрочем, больше отзывов было все-таки со знаком минус. И оно неудивительно. Если бы проблемы в городе не существовали, стала бы в Челябинске затеваться смена градоначальника в принципе?

Наталья Котова ответила на вопросы журналистов