Укажу один я на дорогу

Что содержится в очередном майском указе и при чем тут Челябинская область

kremlin.ru

Владимир Путин вступил в должность президента в четвертый раз. Седьмого мая он подписал документ о целях и задачах развития РФ до 2024 года. Борьба с бедностью, выход страны в число крупнейших экономик мира, экологические реформы, инновации в образовании — что из этого похоже на реальность, а что не очень, пытался понять «Челябинский обзор».

Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который Владимир Путин подписал 7 мая, в день инаугурации — это прямое руководство к действию. Все его пункты и 12 основных национальных проектов легко найти на сайте Кремля. Мы перечислим ключевые направления. Во-первых, до указанного срока в стране должен в два раза снизиться уровень бедности, а реальные денежные доходы граждан, напротив, должны устойчиво расти. Пенсии тоже — быстрее инфляции. Во-вторых, через шесть лет РФ должна войти в число пяти крупнейших экономик мира. В-третьих, ипотека должна стоить не дороже 8% годовых. В-четвертых, президент в который раз заявляет о необходимости повышать среднюю продолжительность жизни: к 2024 году — до 78 лет, а к 2030 году — 80. Вспомнили также об экологии и малом бизнесе, инновационном образовании и несырьевом экспорте. И так далее.

Отметим, что два очень важных пункта в нынешнем указе остались неоцифрованными: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан. В то время как в предыдущем указе, 2012-го года, было, например, четко и ясно заявлено: увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза.

— Отсутствие конкретики в некоторых пунктах нынешнего майского указа объясняется тем, что Россия 2012-го и 2018-го годов — это разные страны, и сейчас понимания, куда и как мы пойдем, гораздо меньше, чем раньше, — говорит гендиректор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин. — В 2012-м году Россия была невоюющим и включенным в мировую экономику государством. Сейчас стратегия поменялась. По сути, в России сейчас проводится своего рода экономический эксперимент, обусловленный в том числе политическими противоречиями, раздвоенностью взглядов и поручений. Ну, например, когда сначала силовики слегка пинают на газонах революционеров, а затем, после инаугурации, Путин говорит о недопустимости дремучего охранительства. Заявляет о том, что Россия должна стать современной динамичной страной, но мы все помним про действия Роскомнадзора. Это порождает двойственность. С одной стороны, Россия остается интересным и высокомаржинальным рынком, который, при урегулировании политических разногласий, способен давать 5–7% роста в год. С другой стороны, неясно, как же их урегулировать. С одной стороны, нынешний майский указ дает понять, что Россия не намерена идти по пути Ирана, а модернизация необходима. С другой — совершенно непонятно, за счет чего мы это модернизации достигнем...

Старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» (занимается разработкой стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года) Алексей Овакимян говорит, что ему майский указ-2018 нравится, так как документ имеет четкую экономическую направленность, в то время как прошлый был, скорее, об оборонке и социалке. Но отмечает, что в тексте действительно немало противоречий.

«Что означает войти в пятерку крупнейших экономик мира? По каким экономическим показателям? — задается вопросом эксперт. — По некоторым показателям мы уже туда вошли (в долларах по паритету покупательной способности ВВП России, по данным МВФ, является шестым государством в мире, уступая примерно $130 млрд Германии, — прим. редакции). — В принципе, войти в пятерку крупнейших экономик мира является вполне реальной задачей, но за счет чего? Этого в указе не объясняется».

Алексей Овакимян отмечает, что при всей относительной абстрактности нынешнего указа есть совершенно конкретное поручение, которое имеет самое прямое отношение к Челябинской области: создать в стране в течение шести лет не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций. «В нашей Стратегии-2035 запланировано создание 10 подобных образовательных центров. Вопрос только в том, останутся ли их выпускники работать здесь, на Южном Урале», — говорит Алексей Овакимян.

Есть в майском указе и еще более важный для Южного Урала пункт: Челябинск и Магнитогорск перечислены в разделе, посвященном разработке национального проекта в сфере экологии. Одна из задач, решение которой к 2024 году должно обеспечить Правительство Российской Федерации — «реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах». Кроме Челябинска и Магнитогорска, в список городов, упомянутых в указе, вошли Братск, Красноярск, Липецк, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Череповец и Чита. При этом реализация планов по снижению выбросов должна быть проведена «с учётом сводных расчётов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду».

Восьмого мая губернатор Борис Дубровский прокомментировал данный пункт: «Воспринимаю этот указ как прямую президентскую поддержку наших экологических инициатив. Мы долго шли к этому. Была проведена большая работа в тесном контакте с Министерством природных ресурсов и экологии России, профильным Комитетом Государственной думы, другими заинтересованными органами. Считаю, что стратегическая задача, поставленная президентом, вполне достижима. Уже в ближайшей перспективе (3–5 лет) в Челябинске станет чище воздух и вода, а выбросы в атмосферу промышленных предприятий сократятся».

— Вот это действительно должно нас вдохновить, — считает Алексей Ширинкин. — Это означает, что все экологические акции протеста в Челябинске, при всей их разнородности, накопились и дали критическую массу, сработали на обратную связь. В опосредованной форме это обозначает, что политическая модель нашего государства становится более гибкой.

С другой стороны, считает эксперт, не надо забывать и о другом четком месседже, который выдали наши власти в прошлые выходные: мы готовы решать проблемы граждан, но при этом граждане не должны выходить на улицы, а то можно и слегка получить по башке. «Вот примерно так мы и будем жить. Наша политика — это коробочка с котом Шредингера», — резюмирует Алексей Ширинкин.

Как заявил и. о. премьер-министра РФ Дмитрий Медведев через сутки после опубликования документа, на выполнение нового майского указа будет потрачено около 8 трлн рублей до 2024 года. Он подчеркнул, что «провел десяток совещаний», чтобы обеспечить финансирование новых указов (цитата по РБК). «В рамках этих средств эти задачи будем и решать, — заявил и. о. премьер-министра. — Минимальные средства мы нашли». 8 трлн и коробочка с котом — в совокупности неплохое напутствие на ближайшие шесть лет.