Что нам стоит все построить

Что будет построено к саммиту ШОС и БРИКС и какие перспективы открываются для челябинского бизнеса

Итак, Челябинск получил право проведения саммита стран ШОС и БРИКС в 2020-м году. До события осталось чуть больше двух лет. О том, что, как и когда будет построено, отремонтировано и реконструировано к этому событию, а также о том, какие перспективы подготовка к саммиту открывает перед челябинским бизнесом — в материале «Челябинского обзора».

Подготовка

Все опрошенные нами чиновники в правительстве региона и администрации города отмечают, что непосредственная работа по саммиту велась уже несколько лет. И ее объем был огромным. Хотя внешне она была не так заметна в информационном плане, потому что по бОльшей части была юридической.

— Губернатору Челябинской области Борису Дубровскому, специалистам в Правительстве области и в администрации Челябинска пришлось разбираться с большим количеством самых разных запутанностей и несостыковок, связанных с земельными участками в районе основных объектов саммита. А еще — провести огромное количество переговоров с органами власти на всех уровнях и бизнесом, как федеральным, так и местным. Свою роль сыграл и архитектурный конкурс, на основе которого были отобраны проекты ключевых объектов — общественно-делового центра и нового терминала аэропорта. А затем — связать все предложения и проекты в единое целое, во внятную программу планов, проектов, решений и действий, — подчеркнула руководитель пресс-службы Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ирина Чиркова.

Своя, также не самая заметная, но оттого не менее важная работа по собственно подготовке указа президента, шла на федеральном уровне.

— В целом не секрет, что очень многие, в том числе в министерствах и ведомствах в Москве, прямо говорили нам: ребята, будет указ — будем разговаривать, думать и делать, — рассказывает директор Агентства международного сотрудничества Челябинской области Ольга Алейникова. — Что же, теперь указ подписан, и многие механизмы, «шестеренки» процесса действительно заработали, зашевелились.

Ольга Алейникова

Прежде всего, создан оргкомитет по подготовке саммита, который возглавил помощник президента по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков. Это стандартная схема — такие оргкомитеты создаются для подготовки любых крупных международных событий, проходящих на территории России. В их числе — аналогичные саммиты стран ШОС и БРИКС, проходившие в Уфе, Екатеринбурге или, скажем, саммит стран АТЭС во Владивостоке. И всегда оргкомитет возглавляет помощник президента. Это, с одной стороны, подчеркивает значимость мероприятия, а с другой — позволяет быстрее и эффективнее решать все вопросы, связанные в том числе с финансированием. Что, впрочем, совсем не снимает с повестки (а скорее наоборот) ни деятельность властей региона, ни их ответственности за проведение саммита.

Во-вторых, впервые федеральным оператором мероприятий саммита назначен фонд «Росконгресс» — мощная федеральная структура, специализирующаяся на проведении крупных событий международного уровня. В Правительстве области это также оценивают с положительной стороны.

— В Росконгрессе собраны специалисты, имеющие богатейший опыт организации подобных мероприятий, — подчеркивает Ольга Алейникова. — Это, безусловно, один из факторов того, что саммит пройдет на высочайшем организационном уровне.

При этом работа Росконгресса будет связана непосредственно с организацией самого саммита, входящих в его программу мероприятий и событий, а также приема гостей. Но саммит длится три дня, и это опять-таки не отменяет ту работу, которую предстоит провести властям региона и города.

Стройка, ремонт и реконструкция

По сути, всё, что предстоит сделать и построить в Челябинске за ближайшие полтора-два года, достаточно четко подразделяется на три основных составляющих.

Первое — ключевые объекты, связанные с проведением саммита: аэропорт, общественно-деловой центр на реке Миасс и «запасной» конгресс-холл на улице Труда, набережная Миасса и территория прилегающая к ней и к зоне проведения саммита.

Второе — объекты, связанные с проживанием гостей саммита.

Третье — инженерная инфраструктура и благоустройство общественных пространств Челябинска (гостевые маршруты, парки и скверы, улицы).

Общий объем работ действительно впечатляет. Возможно, это станет крупнейшей за несколько десятилетий стройкой.

Но давайте по порядку.

Аэропорт

— По большому счету, здесь все понятно, — подчеркивает Ольга Алейникова. — Есть инвестор — ООО «Новапорт», нынешний владелец аэропорта. Есть проект нового терминала, который уже находится в Главгосэкспертизе. Есть понятная стоимость его строительства — более трех миллиардов рублей. Есть четкое понимание того, какие вложения и в какой срок понадобятся в аэродромную инфраструктуру (рулежные дорожки, места для стоянки самолетов и так далее) от федеральных властей (взлетно-посадочная полоса и объекты аэродромной инфраструктуры находятся в собственности Российской Федерации — прим. редакции).

Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы обеспечить своевременное и полное финансирование этих работ. Стройка должна начаться уже этим летом.

Кроме того, на новом терминале реконструкция аэропорта не заканчивается. По сути — это лишь начало его преобразования. После того, как новый терминал заработает и в него переведут обслуживание текущих рейсов, начнется и реконструкция (а точнее — перестройка заново) уже существующих терминалов.

Проект имеет под собой четкую экономическую основу: владельцы аэропорта не раз в прошлом заявляли о том, что строительство нового терминала станет оправданным, если пассажиропоток в Баландино превысит 1,5 миллиона пассажиров в год. Сейчас эта цифра достигнута, и есть прогнозы по ее увеличению до 2,5 миллионов.

Будущий аэропорт Челябинска.

Общественно-деловой центр на реке Миасс

«Изюминка», центральный объект саммита, уникальное с архитектурной и инженерной точек зрения здание высотой в 170 метров, которому нет аналогов как минимум в России, и которое, возможно, изменит Челябинск.

Все инженерно-технические подробности предстоящего строительства (смета — в районе 9 миллиардов рублей) «Челябинскому обзору» уже рассказывал генеральный директор хозяйственного партнерства «Конгресс-холл» Виталий Передерий.

Подготовительные работы к возведению объекта давно идут полным ходом — уже вынесены все инженерные сети и магистрали, лежавшие в зоне будущей стройки, идет возведение насыпи, на которой будет покоиться одно из бетонных оснований комплекса. Московский проектный институт «Арена» завершает окончательное проектирование объекта, после чего проект пройдет через заключение Главгосэкспертизы.

Если текущий темп сохранится, то возведение каркаса здания начнется уже летом этого года.

«Запасной» конгресс-холл на улице Труда

Его возводит челябинский предприниматель Алексей Наговицын. По большому счету, это коммерческий проект, который, с одной стороны, должен «страховать» основной общественно-деловой центр, а значит — полностью выполнять требования, заложенные в условиях проведения саммита, а с другой — после его завершения он может быть переформатирован в то, что кажется наиболее выгодным его владельцу.

Окончательный вид будущего конгресс-холла еще не определен, пока что строители полностью забили свайное поле, идет возведение колонн первого-второго уровня здания.

Конгресс-холл на улице Труда.

Набережная реки Миасс

Здесь объем работ также весьма существенен. Предстоит очистка реки, отсыпка участков земли для создания единого рельефа набережной, собственно возведение гранитной набережной на участке от улицы Кирова до развязки на улице Братьев Кашириных, связывание (через создание подземного перехода) пространства саммита с пешеходной частью улицы Кирова, создание сквера на пространстве рядом со зданием бывшей первой электростанции в Челябинске (оно будет перепрофилировано в филиал областного Музея изобразительных искусств).

Сейчас процесс находится на стадии проработки соглашения с концессионером, который будет готов взять на себя финансирование этих работ. Параллельно идет разработка проектной документации.

Отдельно стоит отметить запланированную на следующий год реконструкцию здания челябинского цирка, которая включает в себя и снос старого общежития цирка. Ее будет осуществлять Росгосцирк по собственной программе. Но к саммиту комплекс будет готов.

Гостиничные комплексы

Базовая потребность в гостиничном фонде саммита — до 5000 номеров категории «3+». Включая почти три десятка президентских номеров.

По словам Ольги Алейниковой, сейчас общая номерная емкость уже существующих челябинских гостиниц подобного класса — чуть менее 4 тысяч номеров (одно- и двухместных).

Пару лет назад администрация Челябинска подписала специальное соглашение с представителями бизнеса, по которому в городе планировалось возвести более 20 объектов, которые во время саммита служили бы гостиницами. Однако со временем оказалось, что столько объектов просто не нужно. А во время детальной подготовки программы саммита и проверки реальных намерений инвесторов большая часть из этих объектов отсеялась. В итоге сейчас речь идет о возведении всего семи новых гостиниц, бОльшая часть из которых — уже существующие недостроенные здания. Все это — проекты частного бизнеса, который вкладывает свои средства.

Среди наиболее заметных — здание бывшего профилактория «Полет» на улице Лесопарковой (его уже начали реконструировать), «никитинский» недострой на улице Васенко, 15-этажное здание, недостроенная высотка по проспекту Ленина (в районе здания Гипромеза), недостроенное в свое время компанией «Энергоинвест» здание по улице Свободы, 4 (его достроит трест «Магнитострой»), новые комплексы по улице Братьев Кашириных и проспекту Победы.

Гостиница на улице Лесопарковая

Отдельно стоит отметить планирующиеся к строительству в 33-м микрорайоне (район «Тополиной аллеи») новые общежития Южно-Уральского госуниверситета. В них во время саммитов планируется разместить журналистов.

— На самом деле одной из основных проблем в переговорах с бизнесом оказалось то, что для предпринимателей не проблема достроить объекты, — делится впечатлениями Ольга Алейникова. — Но никто из них не имел или не имеет опыта обустройства гостиниц и управления гостиничным фондом.

Однако выход был найден. По нашим данным, сейчас идут переговоры с известным оператором гостиниц (одна из ведущих мировых сетей), который, возможно, возьмет на время саммита эту функцию на себя. А нехватку специализированных рабочих рук и менеджмента поможет восполнить Русско-британский институт управления, чей факультет гостиничного сервиса является одним из лучших в стране.

Есть и другие «пряники» для инвесторов. По нашим данным, прорабатывается целый ряд мер помощи: от легких — восполнения части затрат на строительство и обустройство президентских люксов (при условии их использования и в дальнейшем в этом качестве) — до практически радикальных: идут разговоры о том, чтобы полностью обнулить для челябинских гостиниц налог на недвижимое имущество сроком как минимум на несколько лет. Это позволит им встать на ноги и закрепиться на рынке. А нынешние поступления от существующих гостиниц, во-первых, совсем невелики в рамках бюджета региона, а во-вторых, вполне компенсируются налогами от создания новых рабочих мест, а также товаров и услуг, которые будут реализовывать в новых объектах.

Гостиница по улице Ленина, 35

Городские пространства

По сути, Челябинску, его основным магистралям, паркам и скверам, предстоит большой ремонт. И хотя кажется, что это «всего лишь» ремонт, объем работ на этом участке едва ли не больше, нежели все, что связано с возведением новых объектов к саммиту.

Во-первых, речь идет о гостевых маршрутах. И новом понимании этого понятия.

— Если раньше в городе было лишь несколько таких трасс, по сути — три-четыре маршрута, то сейчас под этим подразумеваются все маршруты, которые будут связывать объекты, имеющие отношение к саммиту, — отмечает Ирина Чиркова.

Все здания, стоящие на этих маршрутах, предстоит привести в порядок. Как минимум — внешний вид.

В связи с этим, по данным «Челябинского обзора», уже принято принципиальное решение сосредоточить практически всю работу регионального фонда капремонта (кроме совсем уж экстренных и аварийных случаев) именно на зданиях, находящихся на гостевых маршрутах.

Однако зданиями история не ограничивается — должны быть приведены в порядок, благоустроены все прилегающие к ним территории. И, разумеется, улично-дорожная сеть.

Особый момент — все благоустройство должно быть проведено в полном соответствии со стандартами доступности «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями здоровья (что более чем актуально для Челябинска).

— Объем работ гигантский, но чего-чего, а контролеров у нас более чем хватает, — улыбается Ольга Алейникова. — Ничто не ускользнет от их внимания.

Кроме того, сейчас проходит своего рода аудит текущего состояния парков и скверов в Челябинске. К сожалению, многие из них находятся в плачевном виде. Но время привести их в порядок есть.

И еще — в тему саммита ложится и история с городской свалкой, её окончательным закрытием (намечено на середину этого года) и рекультивацией. История сложная со всех сторон (прежде всего, с инженерно-технической), требующая отдельного рассказа и анализа, но настрой властей — закрыть эту проблему к саммиту.

После саммита — наследие

Подготовка к саммиту потребует максимального напряжения усилий и властей и бизнеса, прежде всего — строительного: проектных организаций, строительных компаний, подрядчиков и субподрядчиков, предприятий-производителей стройматериалов и строительных конструкций. Для них — это и проверка на компетентность, и возможность заработать, и шанс создать задел на будущее. К тому же источники в правительстве региона подчеркивают: власти «в рамках закона и при закладке в проекты» максимально сделают все возможное, чтобы при прочих равных в числе подрядчиков и поставщиков оказался именно южноуральский бизнес...

Кроме того, все вышеописанные объекты, хоть и создаются к одному событию, но могут и должны будут эффективно работать и после него. У властей региона есть четкое понимание этого, и уже идет работа по конкретному наполнению этого будущего. Но о программе «Наследие» мы расскажем отдельно...

Экспертное мнение

Дмитрий Довженко.

Дмитрий Довженко, председатель комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы:

Саммит — замечательное событие. Но точно не панацея для Челябинска. Его, на мой взгляд, можно и нужно расценивать как повод, как механизм, как рычаг, если хотите — как своего рода «допинг». Но — для начала чего-то другого, какого-то большого и долгого пути развития.

И вот тут надо четко понимать ответ на вопрос: а что дальше? Что после саммита?
У нас перед глазами в стране уже целый ряд примеров того, что происходило и происходит с городами, уже принявшими у себя по-настоящему крупные важные события: Сочи, Владивосток, Уфа, Екатеринбург, Казань. Где-то городам, властям муниципалитета и региона удалось наполнить город, ту инфраструктуру, которая появилась в них, новыми смыслами и событиями, сохранить импульс, приданный изначально. Где-то с этим есть проблемы.

Челябинск нуждается в четкой программе — что и как мы будем и сможем сюда привести — события, соревнования, мероприятия, концерты, фестивали и так далее. Эту программу нужно создавать уже сейчас.

Это важно не только собственно для развития города, повышения его узнаваемости и так далее. Такая программа — совершенно знаковый момент, прежде всего для бизнеса, ведущего свои дела в Челябинске.

То, какой эффект дадут совместные усилия властей и бизнеса по наполнению Челябинска мероприятиями (и, соответственно, гостиниц — постояльцами), во многом послужит примером для всех остальных предпринимателей города. Когда видно, что работа привела к «движухе», к созданию рынка, спроса — бизнес совсем по-иному начнет вкладываться в город, в свои дела здесь.

Второй момент также связан с вопросом «а что после саммита?» Подготовка к нему — это во многом еще и реконструкция и создание новой городской инфраструктуры. Которую нужно будет обслуживать, чтобы она нормально функционировала, не ломалась. Можно сделать удивительно красивую гранитную набережную — но если за ней не ухаживать, со временем она раскрошится. Можно очистить русло Миасса — но затем надо делать так, чтобы он снова не зарастал.

Саммит может помочь нам преобразить Челябинск. Но только в том случае, если мы будем понимать, что Челябинск ждет после него.

 

Андрей Минченко.

Андрей Минченко, эксперт по инвестиционному развитию:

Если идти, что называется, «от денег», то первые, кто выиграет от саммита — строительная отрасль. Как минимум значительную часть работ выполнят местные компании в качестве подрядчиков или субподрядчиков. Это поможет оживить наш стройкомплекс, который в последние годы не был избалован. На ближайшие два-три года работы им хватит. Дальше — все будет зависеть от того, оживет ли (в том числе за счет этих денег) рынок, вырастет ли спрос на жилье, на коммерческую недвижимость. Если нет — возможен откат назад, к сегодняшней ситуации.

Вообще, смысл саммита для Челябинска отчасти схож с теми смыслами, которые нам мог бы дать упавший пять лет назад метеорит. При всей разнице в этих событиях. И вот почему.

И метеорит, и саммит — это привлечение федерального и даже мирового внимания к Челябинску. Очень многими процессами в мире управляет информация. И от того, какие именно информационные потоки будут созданы, и сколь точно они будут направлены — во многом от этого будет зависеть восприятие города в стране и в мире. Это прекрасный шанс как укрепить то хорошее, что есть в образе, в имидже Челябинска сегодня, так и многое в нем поменять (а возможно — и создать новый имидж, новый бренд города).

По большому счету, пять лет назад историю с метеоритом в имиджевом плане мы профукали. Хотя можно было бы сделать очень много. Саммит — событие не внезапное, у нас есть приличное количество времени, чтобы к нему подготовиться, в том числе — в плане выстраивания информационной кампании. Но эффект от нее должен быть рассчитан не на сам саммит — в конце концов, он займет всего несколько дней — а на время после него.