А туда ли завернули?

Чем возмутила челябинцев новая маршрутная сеть

Андрей Ткаченко

В Челябинске с января изменились схемы движения у десятков маршрутов общественного транспорта. Кое-что получилось вполне удачно — продление участков, сокращение интервалов движения, однако другие изменения были восприняты весьма неоднозначно. Соцсети буквально бомбардированы возмущенными возгласами челябинцев — разбираемся, что пошло не так (по крайней мере, пока) в долгожданной транспортной реформе.

«Здравствуйте, можно спросить, а что с автобусом происходит?» — в последние дни сообщений в соцсетях, начинающихся с подобных слов, можно встретить просто навалом.

6 новых маршрутов появились на улицах Челябинска в наступившем году. А еще у 15 автобусов, троллейбусов и трамваев изменилась схема движения. Несмотря на радость части горожан от появления новых способов передвижения, и критиков у изменений нашлось немало.

К примеру, ярые возмущения вызвало изменение автобусного маршрута № 31 — а именно то, что его убрали с улиц Солнечной и Молодогвардейцев. «Нам не на чем ехать в университет», «В поликлинику теперь не добраться ни мамочкам с детьми, ни пенсионерам, ни инвалидам» — посыпались сообщения в соцсетях. Впрочем, транспортники быстро отреагировали на сообщения челябинцев: движение по данной «петле» восстановлено. Но надолго ли?

«С 15 января маршрут изменяется: следует через Солнечную и Молодогвардейцев. В остальном — без изменений. Автобусы будут оборудованы системой мониторинга пассажиропотоков, что даст возможность определить потребность в автобусе большого класса на отдельных участках маршрута», — говорится в официальном телеграм-канале Челябинской транспортной агломерации.

Если с первой частью фразы все понятно, то вторая оставила вопросы — значит ли, что маршрут могут вновь поменять по результатам некоего мониторинга?

«Датчики пассажиропотока согласно контракту должны быть установлены в 25% транспортных средств, работающих на маршруте. Благодаря им можно отслеживать востребованность маршрутов. Транспортная система — живой механизм, который можно корректировать. На первом этапе всегда необходимо изучение рабочих процессов, чтобы иметь возможность учитывать и корректировать их на следующих этапах. Дальнейшее изменение работы 31-го маршрута не планируется», — прокомментировали в ведомстве.

Такая схема была введена с 1 января, однако теперь участок движения через Солнечную и Молодогвардейцев восстановлен

А вот по другим маршрутам остается много вопросов:

«Уважаемый губернатор! С 1 января произошли изменения в работе муниципального транспорта, изменили маршрут троллейбуса № 10. Он ездил с Солнечного берега до Молдавской, было очень удобно с Ленинского доехать до Северо-Запада, а сейчас с Солнечного берега до ПКиО (Парк Гагарина). Просто до ПКиО идет 8-й маршрут, а на Северо-Запад теперь если надо, только с пересадками. Я езжу на Северо-Запад к бабушке с ребенком только на троллейбусе, потому что ребенка в маршрутках тошнит. Разберитесь, пожалуйста», — пишет в соцсетях Ирина Замятина.

Рустем Шуклин:
«Обратите внимание на 23-й и 33-й маршруты, продолжаются жалобы на срывы рейсов. Пора принимать крайние меры. У частников не такая ситуация, как у ОГТ (к новому названию не привык), чтобы срывать рейсы. Не может быть, чтобы не набрали водителей».

Ольга Виноградова:
«Тот же вопрос и по маршруту 34! Тоже нет автобусов, по 40 минут ждешь! Где транспорт?»

Пассажиры жалуются на сбои в расписании многих маршрутов

Милена Миринова:
«Я тут с 23-м [автобусом] страдаю с 47-го микрорайона... Вообще непонятно, как катаются..... Я один день хотела ждать именно этот маршрут, но замерзла и теперь не жду... Это ужасно, час ждала 47-го, он стоял! Он просто стоял! А когда тронулся, сломался».

Анна Горбунова:
«Скажите, пожалуйста, почему 12-й троллейбус утром до 6.30 не ходит с Северо-Запада до АМЗ, маршруток нет, троллейбуса нет, как хочешь, так и добирайся до работы».

Сергей Пивоваров:
«Что с 43-м автобусом? Опять по старому расписанию стали ездить!?»

Мила Онищенко:
«До запуска новых автобусов 71-й ходил как часы — каждые 16 минут. Теперь расписание ни одним маршрутом не соблюдается. „Двойка“ сегодня на 7.10 и 7.20 не пришла, а появилась в 7.27, при этом стояли в лесу 20 минут, пока люди мерзли на остановке. Сейчас, на 12.16, не было 71-го автобуса, на 12.26 тоже не видно. Это специально делается, чтобы народ просил обратно маршрутки?!»

И это еще не вся подборка, собранная буквально за пару дней...

А на 483-м маршруте с начала года успели поднять и вернуть обратно стоимость поездки по городу

Автор тоже на днях в час пик ждала автобус из центра города, с площади Революции, в сторону АМЗ. Ни 51-го, ни 14-го маршрута за полчаса на морозе так и не дождалась. А по расписанию вроде как запланированы.... Вернее, был один 51-й — почему-то с включенной аварийкой он «просвистел» мимо, не останавливаясь.

Вот что ответили нам в Миндортрансе на нашу просьбу прокомментировать обращения горожан:

«В министерстве просматриваются сообщения в социальных сетях. Мы мониторим все жалобы, обращения и, конечно, учитываем их в работе. Обратная связь с жителями очень важна. Сейчас в Агломерации разработана и действует Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС), благодаря которой мы отслеживаем выполнение расписания. В случае его неисполнения перевозчикам выставляются штрафные санкции, — комментируют в ведомстве. — Сбои в работе общественного транспорта случаются. Новые маршруты проходят „обкатку“. В том числе транспортные пробки мешают движению общественного транспорта. Сейчас при Министерстве создана Рабочая группа по организации выделенных полос для общественного транспорта в 2022 году».

Иногда транспорт приходится подолгу ждать на морозе

Другая проблема — неосведомленность жителей об изменениях в маршрутах. И снова личный опыт: автор за прошедшие пару недель успела неоднократно покататься на 18-м маршруте (его, напоминаем, продлили от ж/д вокзала до ТРК «Алмаз»). Автобус теперь не останавливается у «Синегорья». После остановки на привокзальной площади у памятника «Сказ об Урале» следующая уже только — улица Барбюса в Ленинском районе. Расстояние между двумя соседними, казалось бы, остановками — ого-го-го. И если вдруг пропустил свою, придется идти обратно аж через огромный мост. И вот каждую поездку пассажиры, которые не были в курсе нововведений, просили водителя остановить автобус возле «Синегорья». Обычно те сжаливались — хотя автобус не маршрутка, и остановки посреди ничего у него не предусмотрены. Но вот в последнюю поездку такая ситуация превратилась в настоящий конфликт. Пассажиры благополучно пропустили остановку на вокзале, ожидая еще одну неподалеку. И уже в дороге они с ужасом осознали, что их несет прямо в Ленинский. Водитель на сей раз была непреклонна.

— Остановите, пожалуйста, мы же не знали!
— А я предупреждала! И на табло написано!
— Ну остановите, я же на электричку опоздаю!
— У нас здесь остановки нет.

На переругивание, длившееся всю дорогу по путепроводу в Ленинский, безучастно и безмолвно взирал кондуктор — молодой парень... Дело закончилось тем, что пассажирка пообещала закидать жалобами все инстанции. И возникает вопрос: а была ли проведена достаточная информационная кампания перед столь глобальными изменениями?

«Информация об изменении маршрутов распространяется различными способами: на официальном сайте Миндортранса выложена полная информация, в телеграм-каналах „Дороги и транспорт Челябинской области“; „Челябинский общественный транспорт“. Мы поясняем и рассказываем обо всех изменениях во время встреч с жителями, журналистами. И, самое главное, информационные таблички и листовки размещены на остановочных комплексах и внутри транспортных средств», — отвечают в Миндортрансе. Вот только в некоторых салонах висят плакаты о нововведениях, в других же — нет (по крайней мере, на всеобщем обозрении).

С января ввели 6 новых маршрутов общественного транспорта, и изменили 15

Серьезная проблема, пока тормозящая реформу — и отсутствие нужного количества водителей (и, судя по всему, кондукторов — на некоторых маршрутах поездка, ввиду отсутствия последних, оказывается бесплатной, рассказывают пассажиры).

Сейчас, впрочем, началась масштабная рекрутинговая кампания — Миндортранс распространяет объявления по поиску водителей и кондукторов.

Вот такие объявления вывесил Миндортранс в сети

Помогает в поиске водителей и город: глава Челябинска Наталья Котова на аппаратном совещании в администрации дает поручение своим подчиненным:

— Подключитесь к работе по привлечению водителей на предприятия муниципального транспорта. Я говорю про процедуру обучения, информационное сопровождение, какими социальными пакетами будут обеспечены, что будет с зарплатами. Нужно полную информацию подготовить и разместить. Эту тему нужно закрывать в ближайшее время.

Буквально день спустя администрация публикует объявление о поиске водителей автобусов, троллейбусов и трамваев — вместе с условиями, льготами, соцпакетами. За управление автобусом предлагают, например, зарплату от 45 тысяч рублей. Иногородним предоставляется общежитие. Всем водителям также гарантируют полную доставку к месту работы, частичную компенсацию обедов. Это все сейчас очень правильно, вопрос только — своевременно ли? Потому что объявлять о масштабных переменах — и потом срочно искать людей на их обеспечение — со стороны видится не совсем правильным порядком действий.

В этом году на улицах Челябинска должны появиться и новые троллейбусы

Конечно, первые этапы больших нововведений всегда связаны с трудностями и накладками. Когда годами по городу рассекали ржавые маршрутки, в один миг всю транспортную систему не наладишь. И тем не менее горожане уже заметили, что несмотря на трудности, ситуация с транспортом в городе все-таки становится лучше. В конце концов, новых автобусов (более 250 штук) и трамваев на улицах города челябинцы все-таки дождались.

Антон Садчиков:
«Сегодня прилетел в аэропорт Курчатов из командировки. Пошел на остановку.
В 6.10 по расписанию пришли друг за другом 41-й, 45-й и 1-й. Сел в „однерку“: тепло, чисто. Доехал до Детского мира, там пересел на 64-й и домой на Кашириных (ост. Бабушкина). На дорогу ушел 1 ч 05 минут и 23 + 23 рубля. Спасибо всем, кто делает нашу жизнь комфортной».

Дмитрий Козлов:
«Я живу в Старокамышинске, и автобусы ходят у меня под окнами, поверьте мне, они ходят достаточно часто и начинают движение очень рано, и заканчивают очень поздно, чтобы спокойно доехать на нем до работы как в утренние часы, так и в вечерние. Всего за 25 рублей я доезжаю до ЧТЗ очень легко. Чего нельзя сделать без транспортной карты...».

Александр Никитенков:
«Я доволен. Теперь, как нормальный человек, езжу из центра в Ленинский на 18-м и 483-м автобусах. 33-й еще не успел попробовать».

Ирина Соболева:
«18-й маршрут просто изумительный. А, может, отменить 85-ю маршрутку, а по этому маршруту пустить 14-й автобус?»...

Дальше — больше. А пока ближайший этап — новое тарифное меню, новые троллейбусы на линии (их обещают начать поставлять с этого года) — а там, глядишь, и до метротрамвая недалеко.