Что ни ребенок, то Юлий Цезарь

Чем удивляет челябинцев современная школа?

Андрей Ткаченко

Скоро первое сентября, а значит — букеты, портфели, дневники, первые «пятерки» и «двойки». В преддверии праздника «Челябинский обзор» решил немного поностальгировать о былом и вспомнить, какой была школа и школьники лет 20–30 назад и многое ли изменилось в образовании?

Прежними остались только ступени

Что поменялось в обычной городской школе за эти годы? Не поверите, многое, если не все. Взять хотя бы букеты на первое сентября. Гладиолусы и астры из сада больше не в почете. Прагматичные родители заказывают букеты из конфет, чая, мыла и даже канцелярских принадлежностей.

В современной школе изменилось многое: и ширина коридоров, и расстояние между партами

А школа? Теми же остались, пожалуй, только стены и ступени на крыльце. В кабинетах сплошь евроокна и евроремонт. Впрочем, убранство кабинета часто зависит от того, насколько хорошо вложились финансово в инфраструктуру в прошлые годы, и является ли учитель эффективным коммуникатором. В его обязанности теперь входит не только проверка тетрадей, но и взаимодействие с родителями по финансовым вопросам. Впрочем, что 90-е, что 2019-й роднит общий спад экономического благосостояния страны, так что родители не готовы особо принимать на себя роль меценатов. Этот факт признают директора челябинских школ, но оговариваются, что эта информация не для печати.

А что еще? Живых уголков в школах почти не осталось, и цветы теперь наперечет. Принести фикус из дома теперь не получится. Растение должно быть безопасным, не колючим и не ядовитым и обязательно с точным названием. Изменилось требование к учебным местам, теперь предпочтительнее покупать парты-трансформеры. И нормы пожарной безопасности стали другими. Специалисты по безопасности пересмотрели многое в убранстве классных комнат, вплоть до расстояния между партами (правда, площади кабинетов оставив прежними). Чтобы соответствовать букве закона, приходится жертвовать шкафами и полками, которые раньше были задействованы под книги для внеклассного чтения и склад материалов для уроков ИЗО.

Уроки труда сами тоже исчезли из расписания. Их заменило слово «технология», которое первоклассникам еще предстоит научиться вписывать в одну строку в дневнике. «Природоведение» стало «окружающим миром», на уроках которого детям предстоит пройти краткий экскурс по истории Руси. Также уже в начальной школе ученикам прививают азы биологии за седьмой класс, географии за шестой и основы ОБЖ. В расписании современной школы есть «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет, по замыслу специалистов из Минобра, призван мотивировать подростка к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Потому что про подобное современные школьники редко смотрят на «Ютубе», а читать русскую классику не желают.

«Двойки» теперь в Интернете

С классных столов исчезают бумажные журналы — те, в которых строгие учителя ставили точки и двойки карандашом. Классный журнал был сродни знамени полка. Теперь все записи и планы уроков ведутся в интернете. Вопрос «как исправить двойку» теперь нужно задавать не только учителю, но и школьному сисадмину. Для этого нужны особые права и настройка программы.

Интерактивные доски помогают давать учебный материал по-новому. Вместо мела можно писать пальцем

Бумажные дневники, правда, еще есть, но отношение к ним сегодня больше формально-дисциплинарное. Вся информация для родителей — опять же в интернете. Все, что нельзя поместить в электронный журнал, теперь можно найти в официальной группе класса в социальных сетях. Для общения родителей существуют еще родительские чаты. Там обычно пишется все, что каждый хотел бы высказать на школьном собрании или после, но постеснялся сказать.

«Многие родители современных школьников — это дети 90-х. В то время их научили высказывать свою точку зрения, спорить, но не научили вовремя замолчать. Проблемой многих родителей является то, что учителей и других родителей они воспринимают как соперников, в то время как педагог и родители — это одна команда, которая работает на то, чтобы дети росли счастливыми и успешными людьми», — делится опытом школьный психолог.

Беда только в том, что подобные родители, которые не согласны всегда и во всем по любому вопросу, найдутся в каждом классе, а из-за этого часто буксует решение коллективных вопросов, вроде того, что подарить учителю на 8 Марта или где отпраздновать выпускной.

Приучать родителей к забытому коллективному мышлению призваны еще воспитатели детских садов, которые от современных родителей в большем шоке, чем от детей.

«Выпуская детей из детского сада, мы с содроганием ждем пополнения в детском саду. С каждым разом дети становятся все более балованными, а родители — все более странными. Современные родители с большой неохотой откликаются на участие в конкурсах детских поделок. Растет и число детей, которые не привыкли к здоровому питанию, а предпочитает сосиски и фастфуд. Кроме того, слушать и слышать часто не умеют ни те, ни другие.

В то же время в рамках детсадовской программы мы тоже обязаны подготовить с детьми массу проектов. Все это, разумеется, не без участия родителей. Начиная от традиционных тем про свою семью и домашних питомцев, до таких взрослых тем, как „реклама“ и „менеджмент“. Родителей еще удивляет, что их дети приходят из детского сада и могут рассказать им про „бартер“ и бренды торговых сетей», но сами дети всегда рады новым знаниям«, — рассказывает воспитатель детского сада Елена Шнайдер.

Каллиграфия не современна

А помните жуткое слово «дефицит» и те самые простые школьные тетради, в которых поля мы чертили по линейке? Они медленно, но верно движутся в сторону раритетов. Теперь важнее тетради — планшет. Задания, хоть и не все, но даже в начальной школе задают по «Яндекс. Учебнику», а там не нужно каллиграфично выводить буквы, главное — точно попадать по клавишам и следить за тем, чтоб интернет не завис, особенно если в задании предусмотрен таймер.

В прописях первоклассники пишут «палочки-крючочки» от силы два месяца, а не как мы с вами весь первый класс. Читать в современной школе уже тоже не учат. Педагоги спрашивают технику чтения, а методики родители осваивают своими силами, привлекая репетиторов и специалистов школ скорочтения.

«К каждому учебнику теперь разработаны свои рабочие тетради. В них есть задания и место для их выполнения. Это приучает ребенка к формату всероссийских проверочных работ и ЕГЭ. Обычные тетради теперь используются гораздо меньше. А вот к оценкам, наоборот, отношение другое. В первом классе можно использовать только специальные поощрительные наклейки, и запрещено задавать домашнее задание. Государство посчитало, что школа — слишком большой стресс для маленького человечка, и погоня за пятерками может навредить. Поэтому у современных первоклассников есть даже дополнительные каникулы — одна неделя в феврале.

На родительском собрании учитель может говорить только общую информацию, не переходя на личности. О своем ребенке каждый родитель теперь может спросить после собрания индивидуально. Потому как родительское собрание тоже признано стрессом, но теперь уже для родителей», — делится учитель начальных классов Екатерина Ромахина.

Психологи считают, что современные дети уникальны. Они инфантильны, но могут делать несколько дел одновременно

Ну и, разумеется, никаких докладов, написанных от руки. Все сообщения к уроку должны быть распечатаны и непременно на цветном принтере. Родителей челябинских школьников уже не удивляет домашнее задание — составить доклад, распечатать на принтере в цвете форматом А4.

«Современная школьная программа подразумевает участие родителей. Есть такие задания, которые дети просто не могут выполнить сами. В первом классе дети учатся писать доклады и сообщения. И это нормально. Родителям своих первоклассников я всегда говорю, что в первый класс пришли не только их дети, но и они сами. Учиться нужно сообща. При этом я всегда говорю родителям, если вы делаете домашнее задание вместе с ребенком, то делайте это постоянно. Если вы пропустите одну-две темы, то потом уже не сможете помочь своему ребенку. Потому что нас в школе учили совершенно по-другому. Одну задачку можно было решить разными способами. Сейчас задачу нужно решить исключительно по тому алгоритму, который заложен в ключ для проверки ЕГЭ. Все другие варианты решения считаются ошибочными», — констатирует еще один учитель начальных классов из Челябинска.

Его во многом готов поддержать директор первой гимназии Челябинска Дамир Тимерханов: «В советской школе была одна программа, но учитель мог выбирать учебник, по которому учить. Учитель мог учить своему иному видению. Сегодня при многообразии школьных программ и форм обучения все сводится к тому, что ребенок, где бы он ни учился, должен написать ВПР (Всероссийские проверочные работы — прим. редакции) и сдать ЕГЭ, чтобы выпуститься из школы. В расписании современной школы иностранный язык стоит уже со второго класса. Но дети его как не знали, так и не знают. Учить язык современным школьникам приходится либо на платных курсах, либо в школах с углубленным изучением языка. Третий урок физкультуры тоже не дал ощутимого результата. Для большей активности современных детей нужны современные зоны рекреации, а у нас по-прежнему не хватает школьных спортзалов и учителей физкультуры. Современный директор воспринимается как менеджер, который должен быть эффективным. Но творческие неравнодушные люди всегда были и остаются в школах. На них во многом все и держится».

Поколение Цезарей?

Спустя 30 лет мел уже не скрипит по доске, а ученики не моют доску к уроку. Интерактивные доски и маркеры позволяют давать материал наглядно и просто. Предметы, изображенные на доске, учитель или ученик легко может двигать одним касанием пальца.

Современные школы оснащены зарядниками для гаджетов — это не прихоть, а необходимость

Ученики вообще больше ничего не моют в школе. Детский труд теперь если не под запретом, то сугубо по договоренности. Детей, кстати, больше не вывозят на уборку картошки и не привлекают к работам на пришкольном участке. Современные подростки классом выезжают на базы отдыха, где для них проводят мастер-классы и тимбилдинговые тренинги. Школьная форма, кстати, теперь тоже элемент корпоративного стиля, работающий на сплочение.

«Таким отношением к труду мы воспитываем потребителей, а не созидателей. Поэтому в нашей школе за каждым классом закреплен свой небольшой участок. Работая на нем вместе с педагогом, дети понимают, что мир вокруг можно изменить собственными усилиями», — поясняет директор первой школы Челябинска.

Но ведь дети всегда лучше своих родителей — в этом есть залог развития общества. Чему мы можем поучиться у наших детей?

«В отличие от родителей современные дети легко могут работать в системе многозадачности. Ребенок может слушать музыку, отвечать на сообщения в мессенждерах и читать материал к докладу на уроке или выполнять письменные задания в тетради или тесты на компьютере. Конечно, при этом он может допускать ошибки, но в целом у школьников хорошо развито само умение делать несколько дел одновременно, хотя нам в свое время говорили, что это мог делать только император Юлий Цезарь. Возможно, этому они учатся, глядя на своих родителей, но многие явно превосходят в этом умении своих пап и мам.

При этом современные дети гораздо позже взрослеют. Связано это с тем, что они меньше времени проводят в социуме, бесцельно блуждая в Интернете. В то время как жизненные навыки мы приобретали, общаясь со сверстниками во дворе. С другой стороны, дети стали более осведомленные и при возникновении вопросов уже не спешат за советом к родителям, ведь гораздо проще сказать: «Привет Сири. Как сварить пельмени?», «Яндекс, Алиса, сколько сантиметров в 10 километрах?» — констатирует школьный психолог Ульяна Зинова.

Еще одним достижением современного образования в России педагоги считают толерантность.

«Сейчас в школах и вузах стало больше людей с ограниченными возможностями. В моду вошла инклюзивность, в то время как раньше этих людей прятали в спецучреждения. Теперь все учатся вместе, и это отлично. Я работаю преподавателем в вузе и вижу, как многое изменилось в образовании. Мы учились в вузе, чтобы потом всю жизнь работать по профессии, а наши дети идут за высшим образованием как за опытом, который потом, возможно, поможет им в жизни. Мы в свое время занимались только учебой, а сейчас все работают с первого курса. Я понимаю, что им не нужны какие-то вузовские постановки. Мы тусовались в библиотеке. Там были и свидания, и совместные проекты, переписывание лекций перед сессией и списывание домашки. Сейчас все решает сотовый телефон. Щелчок — и фото с конспектом уже в телефоне. Писать лекции предпочитают тоже в текстовых редакторах. Компьютер выдает готовые фразы, и запись получается быстрой. Можно без проблем включить диктофон на лекции и потом только слушать, готовясь к зачету. Мы пропадали в библиотеках, а современные школьники сидят в Макдаке. Но, несмотря на новые ценности, интеллект и взаимопомощь так же ценны, как и раньше. Принципиальная разница только в том, что образование не самоцель. Можно учиться одновременно на двух факультетах одного вуза. Мы о таком могли только мечтать», — рассуждает преподаватель вуза Ольга Васильева.

Спустя 30 лет образование в России и Челябинске во многом стало другим. Вот только все новшества в школе заканчиваются, стоит только отъехать от мегаполиса первую сотню километров. Там нас встречают все те же школьные доски, и мел, и дневники, и журналы, и дети без мобильников, потому что Интернет там еще плохо ловит — да и станции сотовой связи встречаются редко.

Чем дальше от города, тем традиционнее образование