«Эти — точно не сломаются»

Чем порадуют челябинцев новые трамвайные вагоны

Андрей Ткаченко

В сентябре на улицы Челябинска выйдут новые — очень долгожданные — трамваи. Путь к ним — множество проб, ошибок и поисков. Однако оптимальная модель была найдена, и в южноуральскую столицу уже поступила первая партия вагонов. Насколько они готовы к челябинским улицам? Журналисты оценили первыми — и даже немного прокатились на новом трамвае.

Запутаться можно, сколько раз в Челябинск привозили разные модели трамваев на обкатку. И каждый раз что-то не складывалось — порой они просто ломались посреди дороги и уезжали из города. То ли колеса не едут, то ли рельсы не те...

В конце концов, было принято решение бить по всем фронтам — менять не только транспорт, но и заодно инфраструктуру. И пока в городе продолжается ремонт путей, в депо начали один за другим поступать новые трамваи, собранные на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.

Жемчужно-зеленые вагоны производят в Усть-Катаве

Сейчас в Челябинске 8 новых вагонов из общей партии в 30, которая должна полностью поступить до конца года. Один из трамваев — прямо хоть сейчас на линию.

— Удобный трамвайчик? — спрашивают журналисты, едва войдя в новый вагон.

— Очень! — признается водитель Вадим Старицын. — Это модель уже отработанная, «рыжик» наш (данная модель работает несколько лет на маршруте № 3 — прим. редакции) вы же все видели. Это почти то же самое, только тут кое-что добавили для улучшения.

Нажимаем на кнопочку: тык! И дверь распахивается — так работает адресное открытие. А в чем смысл, если водитель все равно останавливает махину на каждой остановке?

— Ну вот, допустим, у нас включен кондиционер: если открыть сразу все двери, холод раз — и улетел. И когда зимой отопление работает — лучше ведь одну дверь открыть кому надо, чем все сразу. Плюс не изнашивается дополнительно механизм дверей, — говорит вагоновожатый. — Бабушки умеют это все, они даже на синеньком вагоне (который проходил обкатку в январе — прим. редакции) привыкли это делать. Когда он ушел, они на «рыжике» нажимали эти кнопки, хотя они там не работали, — удобно, привыкли.

В Челябинск в данный момент поступили 8 вагонов

Интересуемся у водителя: сложно ли было перестроиться на управление новым транспортом?

— Это как если вы пересядете с «Жигулей» на «Мерседес». Что для вас изменится? Да ничего, принцип тот же. Но немного кнопочки по-другому расположены, функций побольше. Будет дополнительная стажировка, всем водителям все расскажем, покажем, чтобы не терялся никто. Кинули клич, подписалось очень много молодежи. «Старички» как-то боятся, наверное, любят, чтобы ничего лишнего, спокойно едешь и едешь. А тут все мигает, сверкает, звенит. Так-то мы потихоньку катаемся по депо. А я отучу человека, он сядет и поедет.

Вот кнопка открывания дверей

Информационные табло

Камеры наблюдения и множество кнопочек в кабине водителя

Есть на вагонах и пример того, как будет выглядеть уникальный паттерн, который нанесут на борта. Верблюд, колос пшеницы, циркуль, шестеренка, атом, метеорит и раскрытая книга — как отображение истории региона, промышленности, науки, образования и культуры.

Узор — это символы, характеризующие Челябинск

В цеху стоят еще несколько трамваев разной степени готовности. Доставляют их с завода в полуразобранном виде, а уже в депо дорабатывают все детали.

Вагоны находятся на стадии подсборки

— У них пантографа нет, кожухов и бамперов. Вагоны нельзя в собранном виде транспортировать. Наша задача — отдельные детали здесь установить, проверить работоспособность вагона и отдать уже на линию, — говорит электрослесарь Виктор. — Кожух и бампер закрывают «внутренности» трамвая, они для красоты. Пантограф, понятно, это токоприемник. Собрать их — ну, вообще это недолго, зависит от сил. Если все нормально — дня за два их можно спокойно выпускать. Приезжали представители «Синары» (компания-поставщик — прим. редакции), так они довольно скрупулезно принимали вагоны, прямо до мелочей все смотрели.

К сентябрю все вагоны будут готовы везти пассажиров

Готовность первых вагонов к выходу на линию оценил вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль, курирующий сферу транспорта в регионе.

— Сегодня у нас промежуточный осмотр готовности трамваев. В сентябре уже первые должны выйти на линию, и мы сегодня все вместе убедились, что все идет по плану, — отмечает Сергей Шаль. — Трамваи новые, современные, оборудованы электроникой, есть кондиционеры, средства информационного сопровождения, USB-розетки, кнопки открытия дверей и так далее. Осталось немножко подождать, и первые 10 трамваев уже выйдут на линию. Кроме этого, параллельно у нас есть планы по ремонту трамвайных путей, по реконструкции трамвайных остановок, с монтажом более высокой платформы, для того, чтобы в средние двери можно было зайти с коляской. Надеюсь, что челябинцы это оценят и массово пересядут на общественный транспорт.

Сергей Шаль попробовал себя в качестве вагоновожатого

В планах на следующие годы — полностью обновить весь парк трамваев. По оценке вице-губернатора, это можно сделать за 2-3 года.

— Понятно, что все будет зависеть от экономики, от того, насколько мы с вами будем богаты. Тем не менее, по мере возможностей сейчас будем готовить свои предложения в бюджет, выносить их губернатору. Думаю, что Алексей Леонидович их поддержит, безусловно, — добавляет вице-губернатор.

Внимательные журналисты заметили на территории депо и новый троллейбус, который привезли в Челябинск на обкатку. Его преимущество — возможность автономного хода, что удобно на тех участках, где не проведены контактные линии.

Троллейбус уфимского производства прибыл в Челябинск на обкатку

— Пока мы договорились о тестовом режиме. То есть мы хотим испытать несколько троллейбусов разных производителей, чтобы оценить, куда двигаться. У нас большие планы — мы сейчас уже подали заявку на получение инфраструктурного бюджетного кредита именно на реконструкцию всей троллейбусной сети и парка. Это проект мы будем реализовывать совместно с концессионером. Так что сейчас мы пытаемся выбрать, на какого производителя, на какую модель сделать ставку, — говорит Сергей Шаль.

Потенциальный концессионер по троллейбусам и поставщик трамваев — группа «Синара». Они создали специальную компанию в Челябинске, которая будет заниматься эксплуатацией вагонов, обеспечивать сервис, чтобы трамваи в депо не простаивали.

— Этот трамвай позволяет экономить до 30% электроэнергии. Это реально современный транспорт, который обеспечит возможность для маломобильных граждан комфортной посадки, высадки и размещения в вагонах, — добавляет вице-президент АО «Группа Синара» Юрий Осинцев. — Хорошо, что Челябинск сохранил трамвайное движение. Есть города, которые от него отказались. Сегодня, по оценке всех экспертов, трамвай — один из ведущих видов городского транспорта по комфортности, по скорости движения. Сейчас мы прорабатываем с Министерством дорожного хозяйства и транспорта варианты обеспечения так называемого зеленого проезда. Чтобы средняя скорость движения вагонов между остановками была хотя бы 24 км/ч.

Юрий Осинцев: «Хорошо, что Челябинск сохранил трамвайное движение»

Но одного сервиса мало — необходимо полное обновление инфраструктуры. В городе в этом году отремонтируют 5 км путей, на следующий год спроектируют еще 20 км. 30 км путей будет обособлено, чтобы на них не могли заехать автомобили и мешать движению транспорта. Продолжаются и ремонты на трамвайных переездах, и приподнятие платформ на остановках.

— 20 лет в городе ничего не менялось, была так называемая дорожная революция, все деньги шли туда. Сейчас мы полностью поменяли подход, мы понимаем, что за развитием общественного транспорта — будущее, — комментирует замминистра дорожного хозяйства и транспорта Александр Егоров. — Что нужно обновлять? Подвижной состав, рельсы, узлы, депо, контактную систему — можно долго продолжать. Мы начинаем заниматься постепенно всем — по мере возможности. В этом году 5 км одиночного пути отремонтировано. Это улица Первой Пятилетки от депо до Горького и улица Цвиллинга от Торговой до Тимирязева. Также мы сейчас проектируем 20 км путей на следующий год. И мы, конечно, рассчитываем на федеральную поддержку, на инфраструктурные бюджетные кредиты. Мы надеемся, что в их рамках мы сможем обновить большую часть инфраструктуры. Заявку мы отправили по троллейбусам — это почти 11 млрд рублей. По метро и трамваям сейчас все досчитывается, сроки подачи заявок — до 1 октября.

Вместимость новых вагонов — порядка 30 сидячих мест. Всего — около 180 человек в вагоне

Более новая модель трамвая, которая проходила обкатку зимой — тоже в планах. По словам замминистра, она более чувствительна к рельсам. Поэтому, пока инфраструктуру не приведут в полный порядок, лучше довериться проверенной модели.

— Самый частый вопрос: развалятся ли новые трамваи? Нет, не развалятся, ответ простой. А тот новый вагон будет доработан. Москва их 90 штук заказала, мы посмотрим, как они устранят все недостатки, и будем уже присматриваться к ним, — добавляет Александр Егоров.

Александр Егоров: «Новые трамваи — не развалятся»

Но на какие линии выйдут новые трамваи в сентябре — пока секрет. На новом вагоне красуется маршрут «22» — но это пока только для примера.

— Предварительно прорабатывались три маршрута, это самые основные, которые идут через весь город. Но называть пока не буду, сейчас идет реструктуризация: смотрят, в каком депо разместить новый транспорт. Где эти вагоны оптимальным образом разместятся, там мы и будем их выпускать, — добавляет замминистра. — Но мы хотим максимальный обхват сети. Чтобы как можно больше жителей могли насладиться новыми трамваями.