Пролет вместо перелета

Челябинские туристы и агентства столкнулись с очередным провалом на рынке

Андрей Ткаченко

На туристическом рынке России — неприятное событие: прекратил свою деятельность крупный центр бронирования — компания «Санвэй». Под ударом сотни южноуральцев — они могут лишиться денег и отпуска. Но пострадать могут и турагентства. Каков масштаб беды, и что делать, чтобы кровно заработанные не зависли на счетах такого посредника?

Что произошло?

«Санвэй» (центр бронирования, работавший под брендами «Клео Тур», «Тур-Бокс», группа компаний Vista) — это своего рода агрегатор по типу «Яндекс Такси» или «Booking.com», только в туризме. На днях компания сообщила о прекращении своей деятельности из-за пандемии. При этом фирма закрыла доступ к личным кабинетам агентств и не оплатила большинство забронированных туров. Об этом 28 августа сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России.

На сайте «Санвэй» поясняется, что причиной ухода с рынка компании стали «пандемия коронавируса и вынужденная стагнация». «Уважаемые заказчики, контрагенты и партнеры, большая просьба не принимать, на основании данного письма, импульсивные и необдуманные решения, так как, по нашим подсчетам, общей суммы дебиторской задолженности, подлежащей возврату ООО „Санвэй“, и стоимости имущественного комплекса будет достаточно для расчетов со всеми кредиторами», — говорится в сообщении компании.

В то же время опрошенные «Вестником АТОР» участники рынка отмечают, что крупные туроператоры и раньше прерывали сотрудничество с «Клео Тур» из-за нарушения сроков платежей. «Мы замечали за ними случаи демпинга — они нередко отдавали агентам комиссию в большем размере, чем получали сами от туроператоров», — говорит один из участников рынка.

«Клео Тур» и «Тур-Бокс» входят в группу компаний «Виста». Так же («группа компаний «Виста») представляется и автоответчик, если позвонить по номеру телефона, указанному на сайте «Тур-Бокс».

Согласно данным ЕГРЮЛ, руководителем ООО ТК «Клео Тур» является Максим Пузанков. Он же является совладельцем компании в равных долях с Николаем Бердниковым.

Кстати, на сайте «Тур-Бокс» нет никаких признаков того, что у головной компании какие-то проблемы. Портал функционирует и предлагает привлекательные туры по очень привлекательным ценам.

Между тем, сайт «Тур-Бокс» функционирует как ни в чем не бывало

Центр бронирования «Клео Тур» между тем обратился ко всем партнерам-туроператорам с предложением аннулировать заявки, поступившие от субагентов «Клео» и вернуть денежные средства, переведенные в счет полной или частичной оплаты заявок, пишет портал Profi.Travel со ссылкой на Максима Пузанкова.

«Мы предложили туроператорам отозвать все наши заявки и вернуть уплаченные по ним средства, — говорит Максим Пузанков. — Да, нам постоянно звонят агенты и спрашивают, когда и как их туристы смогут отправиться в отпуск, но в настоящий момент речь идет о том, чтобы решить финансовые вопросы. И самым правильным данном случае будет аннулировать заявки и произвести возврат».

Каким может быть ущерб?

Что такое центр бронирования? Как уже говорилось выше, проще говоря, агрегатор. Сайт, на котором подбираются пакетные продукты от различных туроператоров. Удобно, быстро и достаточно просто — конечно, при условии что агрегатор исправно и добросовестно выполняет свои обязательства перед теми, кто туры формирует. То есть перечисляет им вовремя средства.

Именно эти проблемы и возникли у «Санвэй — и, соответственно, «Клео Тур» и «Тур-Бокс».

— За туры, купленные через агрегатор «Тур-Бокс», нам в августе перестали поступать деньги в полном объеме, — рассказал «Челябинскому обзору» региональный представитель крупного российского туроператора. — У нас из-за этого возникла очень сложная ситуация: некоторые покупатели и понятия не имеют, что их путевки, причем уже на сентябрь, недействительны. Нам приходится связываться с ними и объяснять, что есть два пути: либо доплатить непосредственно туроператору — то есть нам — за путевку и отправиться на отдых; либо получить от нас возврат той суммы, которую нам перечислил «Тур-Бокс», и остаток средств взыскивать уже с компании-агрегатора.

Многие, купившие туры через «Тур-Бокс» на сентябрь, и не подозревают, что их отдых отменяется

От остановки деятельности центра бронирования «Клео Тур» пострадало 400-500 турагентств, сообщила порталу «Интерфакс-Туризм» представитель группы агентов Анастасия Литвинова.

«Только в нашей группе 130 агентств (Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил). С учетом пострадавших в Тюмени, Казани, Уфе и других городах, агентств примерно 400–500», — сказала она.

Литвинова добавила, что на данный момент ущерб в группе составляет около 25 млн рублей, и это данные лишь от 36 турфирм.

«Многие агентства только на начальной стадии сбора и калькуляции ущерба. У всех полные оплаты „Санвэй“, сервису онлайн-бронирования туров и перелетов Tour-box.ru, „Клео Тур“. Не все операторы идут на сотрудничество с нами», — сообщила она.

История от первого лица

Одна из пострадавших от прекращения деятельности «Клео Тур» — Татьяна Коновалова, владелица агентства tour-GREEN.ru в Озерске Челябинской области. Сейчас девушка живет в США, руководит работой агентства удаленно. С «Клео Тур» агентство сотрудничало ни много ни мало шесть лет, и всегда все было в порядке — ровным счетом до недавнего времени. Сумма средств, которые после этого «застряли» на лицевом счете у агрегатора — около 350 тысяч рублей.

— Сама по себе схема, которую предлагал «Клео Тур» — очень удобна: заявки от всех туроператоров — в одной системе. Поэтому у меня никогда не было необходимости работать с туроператорами напрямую, — рассказывает Татьяна. — Также было удобно, что деньги, которыми я оплачивала заявки, хранились в одном месте, на лицевом счете. Также «Клео» предлагал хороший процент на остаток на этом лицевом счете — кажется, 15 %. Эти проценты превращались в бонусы.

Татьяна Коновалова признается — с ее стороны была неосмотрительность в ведении дел с посредником. Все деньги поступали в офис «Клео Тур» в Челябинске наличными. А квитанции, которые забирала помощница, не сохранялись, так как все операции и так были видны в аккаунте на сайте.

Еще до того, как весной этого года пандемия коронавируса выкосила почти под ноль всю туристическую отрасль мира, Татьяна поинтересовалась у «Клео Тур», можно ли ей забрать со счета свои 350 тысяч рублей. Ей ответили, что такой необходимости нет, компания продолжает работать. А затем...

— А потом мне приходит сообщение — все мои деньги на счету переведены в бонусы! А учтем, что оплачивать бонусами можно было только 10% от стоимости заявки. То есть чтобы вернуть мне мои 350 тысяч, надо было подать заявок на 3,5 миллиона. Но у меня не такое огромное агентство! — делится Татьяна.

Последним грустным аккордом этой истории стали события 26 августа. В агентство Татьяны поступила заявка на тур. Помощница нашла нужный пакет у «Библио Глобуса» через «Клео Тур», и затем перевела деньги посреднику — но уже не наличкой в офис, а через терминал. «27 августа я увидела, что деньги появились на моем лицевом счете в „Клео Тур“, я оплатила заявку. Потом я захожу на их сайт — и вижу, что он не работает. И тут мне помощница сообщает, что „Клео Тур“ все, тоже больше не работает! Я звоню в „Библио Глобус“, понимая, что вряд ли „Клео“ оплатил ту заявку. Мои подозрения полностью подтвердились — конечно, туроператору никто ничего перевел, и моей заявки в системе они не нашли».

У помощницы Татьяны, по ее словам, остался документ, подтверждающий перевод денег за эту заявку — чек из терминала. Собственно, это единственный документ, подтверждающий отношения агентства tour-GREEN.ru с «Клео Тур». «Я, конечно, в печали, но понимаю, что есть в этом всем и часть моей вины: надо было работать с операторами напрямую, а не через посредника-консолидатора. И вряд ли я верну свои деньги», — подытоживает Татьяна Коновалова. Она также подчеркнула, что ее туристы в итоге обязательно улетят с «Библио Глобус» в сентябре в отпуск — пусть даже заплатить ей за это придется из собственных средств.

Слово специалистам

Сергей Поротиков

Сергей Поротиков, юрист:

— Порядок действий со стороны турагентства или физлица-туриста в данном случае таков: посмотреть, с кем оформлен договор на оказание услуг, с кем клиент непосредственно вступал в отношения. Если непосредственно с туроператором, то обращаться к нему. Если с агрегатором — значит, вопрос надо решать с ним. Но тут нужно понимать следующее: если компания находится в стадии банкротства, то есть шанс получить либо мало, либо ничего. В среднем, взыскать с банкрота в России получается примерно по 10 копеек с отданного рубля.

Если компания знала, что не может осуществлять действия, так как уже не имеет на это средств, но продолжала продавать туры — то здесь уже можно усмотреть признаки мошенничества, что может явиться поводом для возбуждения уголовного дела.

Наталья Тетюева

Наталья Тетюева, руководитель офиса продаж турагентства Coral Travel:

— Когда агентства, которые сами по себе — уже посредники между физлицами и туроператорами, работают с агрегатором, который тоже является посредником — конечно, в длине такой цепочки есть определенный риск. Безусловно, необходимо документально сохранять все отношения с партнерами — приходники, квитанции, даже переписку.

Если же речь идет о физлицах, то они вправе требовать возврата своих средств с турагентств. Думаю, в ближайшее время мы столкнемся с массой таких исков.