Гладко стелят, жестко ездить

Челябинские дороги: от асфальтобетонного завода до проверки и реконструкции

Андрей Ткаченко

Устраивает ли вас качество дорог в Челябинске? Горожане во время нашего опроса по большей части ответили отрицательно. Видимо, неслучайно Алексей Текслер на днях потребовал заключать долгосрочные контракты на дорожные работы. Насколько эта мера позволит повысить ответственность подрядчиков и итоговое качество работ? «Челябинский обзор» попробовал отследить путь асфальтобетонной смеси от завода до укладки на дороги.

Устраивает ли вас качество дорог в Челябинске? Горожане во время нашего опроса по большей части ответили отрицательно. Видимо, неслучайно Алексей Текслер на днях потребовал заключать долгосрочные контракты на дорожные работы. Насколько эта мера позволит повысить ответственность подрядчиков и итоговое качество работ? «Челябинский обзор» попробовал отследить путь асфальтобетонной смеси от завода до укладки на дороги.

Девять утра. Недалеко от центра города образовалась небольшая пробка: из трех полос проезд разрешен только по двум, кладут асфальт. У пассажиров сдают нервы — кто-то сигналит, кричит. Один из рабочих достает из фрезеровочной машины коробку с белыми розами и раздает их. Так дорожники пытаются извиниться перед женщинами за доставленные неудобства.

Один из водителей ворчит, что лучше бы дороги нормальные делали, а не цветы раздавали. Рабочий признается, что они уже привыкли к таким словам. Но всегда ли виноваты именно дорогоукладчики? Кто на самом деле должен отвечать за процесс и качество? С чего все начинается?

А теперь добавляем горячий битум

— Горячие асфальтобетонные смеси делаем в соответствии с ГОСТом. На заводе не тестируем, только в лаборатории каждую весну. Там нам выдают рецепты, подбирают смеси. Потом год работаем по регламенту, который получаем, — рассказывает начальник участка на производстве асфальта «Домпромстрой» Виталий Ерилов.

За небольшим забором стоит установка, которая делает из щебня, песка и битума асфальтобетонную смесь. Щебень и песок в сушильном барабане нагреваются до 160 градусов, поднимаются вверх, проходят по специальной ленте, разделяются на четыре равных доли. Определенное количество материалов из каждой такой кучки поступает в весовой бункер, затем в смеситель, параллельно туда добавляются горячий битум и другие компоненты. Все перемешивается, готовая смесь отгружается в самосвалы и отправляется к заказчику. Но есть нюансы.

Испытываем асфальт на прочность

Для проверки качества на заводах действует система контроля. Из готовой партии в любой момент часть смеси могут отправить в лабораторию. Там проводится анализ.

В лаборатории проверяют асфальтобетонные смеси и их компоненты

— Если смесь еще горячая, проводим испытания по зерновому составу, содержанию битума, физико-механическим показаниям. Для этого мы используем сито, муфельную печь, весы, вибростол для прессования, сдвигоустойчивости и трещиностойкости, — рассказывает начальник дорожно-строительной лаборатории Ольга Койнова.

Если смесь не проходит испытания, то подрядной организации выдается протокол, что смесь не соответствует нормативной документации. И они обязаны устранить все замечания.

Мы уже привыкли

Прежде чем укладывать асфальт, с дорог срезают уже отработавшую свое корку. Для этого на участок пригоняют спецтехнику. В составе бригады фрезеровщик Михаил Гарбинян и энергетик Павел (мужчина не захотел называть свою фамилию).

— Машина, срезающая асфальт, называется фреза, — говорит Михаил Гарбинян. — Чтобы ей управлять, в кабину садятся сразу четыре человека. Еще пятеро идут на расстановку ограждений и регулировку потока машин; и один контролирует весь процесс. Отработанный асфальт увозят на самосвалах, затем мы пускаем поливальную машину, чтобы прибить пыль и помыть дорогу перед укладкой новой смеси. Если погода позволяет, работаем с девяти утра до десяти вечера. Но как только начинается дождь, весь процесс останавливается полностью. Даже фрезу не задействуем: теоретически ничего не мешает срезать асфальт, но кабина открытая — есть риск простудных заболеваний. Так что чем лучше погода, тем продуктивнее работа.

«При смене погоды с тепла на холод или дождь работу прекращаем», — дорожник Павел

— Температура практически не влияет на укладку асфальта, только если она минусовая, — отмечает Павел. — А вот от дождя мы зависим: он охлаждает асфальт, тот, соответственно, уже не укладывается. Непосредственно на укладку смеси достаточно часа, все остальное время занимают подготовительные работы.

Реконструируем по мере необходимости

На ремонт дорог в Челябинской области в 2019 году запланировано потратить более 16,5 млрд рублей. Чтобы потраченные деньги не «сползли» через год вместе с асфальтом, Алексей Текслер дал поручение — ужесточить контроль над дорожными службами. Одна из мер — подписание долгосрочных контрактов. Раньше их заключали на год, сейчас планируют на три. При таком подходе заказчик получает в свое ведение дорогу и обслуживает ее весь период длительности контракта. Работы могут стоить дороже, но в итоге они более выгодны, поскольку не придется каждый год выкладывать дополнительные деньги за новый ремонт, комментируют в пресс-службе Правительства региона.

Качество дорожного ремонта контролируют с начала работ

На данный момент количество заключаемых долгосрочных контрактов возросло примерно в три раза, сообщают в пресс-службе Управления дорожных работ города Челябинска. Параллельно ведомством разрабатывается новая рецептура асфальта для лучшей устойчивости. Ее направляют изготовителям, чтобы те внедрили смесь в производство.

Улично-дорожную сеть Челябинска обследуют постоянно. Ежедневно выезжают кураторы во все районы города, реагируют на обращения граждан и звонки в круглосуточную диспетчерскую службу по телефону: 727-46-26. Дорожный ремонт также под прицелом комиссии: эксперты выезжают на участки, берут образцы нового покрытия, тестируют, соответствуют ли они нормам. Параллельно проводятся замеры на месте: ровная ли дорога, есть ли трещины, пучины, впадины и так далее? Результаты проверок отражаются в актах.

В ремонте дорог задействованы сотни людей. Добывают щебень и песок, перерабатывают их, проверяют смесь, доставляют до места и непосредственно кладут новое дорожное полотно. Ошибку можно допустить на любом этапе. И далеко не всегда ошибаются те, кто дороги укладывает.

Так или иначе, в начале июня Управление дорожного хозяйства Администрации Челябинска заключило контракт с ООО «Нижавтодорстрой». В рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» «Нижавтодорстрой» отремонтирует 18 улиц Челябинска. В их числе улицы Свободы, Российская, 40 лет Победы, Университетская Набережная, Салавата Юлаева, Братьев Кашириных, Цвиллинга, Дзержинского, Курчатова, Энгельса, Сони Кривой, Коммуны, Северный Луч, Хлебозаводская, Чичерина, Худякова, Доватора и Новоградский проспект. Продержатся ли эти дороги в нормативном состоянии три года, загадывать пока рано. Но, по крайней мере, юридически начало положено.