Полет и земля

Челябинск принял гала-концерт международного фестиваля «Вива Опера»

Андрей Ткаченко

В нашем регионе не очень часто выступают солисты «Ла Скала» или «Метрополитен-опера». Поэтому тем более сложно представить, что лучшие голоса мира проходят отборочный конкурс в Риме с целью попасть на фестиваль... в Магнитогорске. Тем не менее, это так. В этом году финал «Вива Опера» провели на площадке в Челябинске, и это было по-настоящему грандиозно.

— Не пугайтесь, мужчины сейчас распеваются. Но они добрые. И один даже немного говорит по-русски. К дамам я вас сейчас не поведу, они гримируются, — поясняет журналистам пиар-менеджер фестиваля «Вива Опера» Андрей Кустов, провожая нас к гримерке по бесконечным лестницам и закоулкам концертного зала им. С. С. Прокофьева. Неприметная дверь распахивается, и в маленьком помещении с пианино обнаруживаются одни из лучших голосов современности: тенор Центра Пласидо Доминго Иезус Альварес, солист «Ла Скала», тенор Благой Нацоски, баритон из Китая Чипанг Тхан и победитель конкурса «Toti dal Monte» Алессио Потестио (тоже баритон). Один сидит за инструментом, остальные сосредоточенно смотрят в смартфоны или зеркала.

Солист театра «Ла Скала» Благой Нацоски

— Ааааа! — тянет бесконечное «ля» высокий улыбчивый македонец Нацоски, нажимая клавишу старенького пианино. Затем замечает вторжение и резко обрывает звук, от чего пространство будто рассыпается стеклянным шорохом. — Я немного понимаю русский. С вами поговорить?

Разговор идет на английском — правильном, вычурном. Тенор Нацоски звучит безупречно: его обладатель вовремя отсекает паузы, междометия, подчеркивает вопросительные и восклицательные интонации.

— Я думаю, мы сегодня можем делать гораздо больше для популяризации оперы. Мы можем привнести что-то новое, можем найти пути к тому, чтобы этот вид искусства стал интересным молодому поколению. Юные любят телевидение, они визуалы, — напоминает Нацоски. — Как привлечь их внимание? В северной и восточной Европе сегодня очень популярна современная опера, модерн-опера. Мы можем создавать интересную форму, пробуя, используя все, что предлагает современное искусство. Есть и другой путь: мы можем уважать истоки оперы, бережнее относиться к либретто. О чем сообщают нам эти истории, что они в себе несут, будь то опера Верди, или Моцарта, или Пуччини? Там рассказывается и о политике, и о человеческих отношениях. Мы можем донести эти месседжи и до молодого поколения, просто изменив картинку! Молодые просят шоу, и почему бы не воплотить его на сцене?

На гала-концерте «Вива Опера» выступила знаменитая в Италии Джулия Де Блазис, сопрано.

Мы спрашиваем испанца Иезуса Альвареса, так ли важно делать из классической оперы шоу.

— Я думаю, важно не столько создавать шоу, сколько найти точки соприкосновения с разным зрителем, слушателем. Картинка — это важно, но не менее важно помнить о классическом наследии, о том, что опера — это синтез голоса, музыки, драматического искусства, — лаконично отвечает певец.

Голос Центра Пласидо Доминго Иезус Альварес

— Как вы заботитесь о вашем главном инструменте — голосе? — спрашиваем мы солиста «Ла Скала».

— Ой, я стараюсь избегать стресса! — Нацоски смеется, хватает себя за горло и прячет голову в капюшон толстовки. — Нет стресса — я расслаблен. Звук хороший.

— Хэллоу, ребята! — в гримерку заходит Сергей Муртазин, солист Магнитогорского оперного театра. Он падает за пианино и с ходу начинает наигрывать странную, ломаную мелодию (как позже выяснится, то ли сербскую, то ли молдавскую народную). Благой Нацоски немедленно включается в игру и берет ноты на октаву выше, подпевая. Становится очень шумно и весело. В дверь заглядывает телекамера и сразу прячется. Затем македонского тенора уводят на другое интервью.

Мы спрашиваем Сергея, как можно в рамках фестиваля соединить на одной сцене такие разные оперные школы: русскую и европейскую.

— Это непросто. Если мы, русские певцы, более-менее успешно занимаемся подражательством, когда ставим европейскую оперу, то для них, даже для итальянцев, наша традиция... эээ... слишком сложная. Слишком величавая, так сказать, — поясняет Муртазин. — У нас большие, мощные певцы, с широким звуком. У европейцев — звук легкий, полетный. Более «узкий». Наша опера очень монументальна, что связано с традицией: церковное пение, батюшка в рясе, хор. А у них — опера-буфф, все весело и легко. Так и сочетаемся: полет и земля.

Сергей Муртазин также рассказывает нам, что оперный театр в России живет только в миллионниках, и Магнитогорск в этом смысле город уникальный — миллиона населения нет, а театр оперы и балета есть.

Фестивалю «Вива Опера» в этом году — 12 лет

В этот момент заканчивают грим и подготовку певицы, и мы спрашиваем, чему учит их сотрудничество с европейскими партнерами. 

— Мы с ними по-разному пользуемся инструментами своими, что-то от них забираем в копилку. Европейские оперные певцы и постановщики свободные и вольные в трактовках. В хорошем смысле, — говорит солистка Магнитогорского театра оперы и балета Юлия Соколова. — Они бережно относятся к своему голосу, у итальянцев вообще очень «мягкая» вокальная школа. Ну и, конечно, другой темперамент: южный народ, что и говорить. Энергетика, как в лучших итальянских фильмах: мимика, жесты, пластика...

Приглашённая солистка Большого театра, приглашённая солистка «Метрополитен-опера» (США) Олеся Петрова.

Фестивалю «Вива Опера» — 12 лет. В свое время он начинался на сцене Магнитогорского театра оперы и балета с нескольких спектаклей. Теперь же это достаточно крупная международная площадка: с прошлого года прослушивание на фестиваль проходит в Риме. Конкурс — порядка 100 человек из 10-12 стран. В этом году его прошли восемь человек. Организацией отбора солистов занимался Итальянский национальный музыкальный комитет.

Гала-концерт состоял из фрагментов знаменитых опер Бизе, Верди, Римского-Корсакова, Моцарта. Кроме уже упомянутых звезд оперной сцены, выступили приглашённая солистка Большого театра, приглашённая солистка «Метрополитен-опера» (США) Олеся Петрова, знаменитая итальянка, обладатель приза «Лучшее сопрано» Джулия Де Блазис, обладатель Гран-при конкурса «Les jeunes voix du rhin» Елена Баканова.

Победитель конкурса «ArteinCanto-2017» Чипанг Тхан

Зрительный зал был теплым и благодарным. Аплодисментами встречали и наших певцов, и итальянцев, и представителя столь модной и популярной сегодня китайской оперы. Видимо, в век синтетического искусства опера, какой бы модерновой она ни была, остается своего рода чистым концентратом. И неважно, в какой стране и на каком континенте.