Город, где хочется жить?

Челябинск — на 16-м месте в рейтинге качества жизни. Что это значит

Андрей Ткаченко

Достойные зарплаты, приятная городская среда, богатая культурная жизнь, качественное образование и медицина... Множество критериев помогут выбрать город, где действительно хотелось бы провести всю жизнь. Челябинск на днях попал в одно из таких исследований. Как оценили эксперты южноуральскую столицу и насколько цифровые индикаторы соответствуют нашим реалиям? «Челябинский обзор» попробовал разобраться.

16-е место в рейтинге качества жизни среди городов России. Такой вердикт вынесли Челябинску специалисты Финансового университета при Правительстве РФ. Достойно это или не вполне? В масштабах всей страны, 16-е место — это, пожалуй, все же неплохо. Тем более, исследование охватило города с населением более 250 тысяч человек — всего 75 населенных пунктов. «Данные о настроениях и оценках условий жизни населения были собраны при помощи социологических исследований, проведенных в течение 2020 года», — отмечают в университете.

Показания социсследований перевели в баллы, выставленные по 11 критериям. Итоговая оценка по стобалльной шкале — 73 (всего одного балла не дотянули, чтобы было совсем уж символично). Мы же подробнее рассмотрим те критерии, которые указали на самые «болевые» точки, и наоборот — где Челябинск в целом отличился.

Так чем же силен Челябинск по мнению столичных исследователей?

Уровень дохода населения

По уровню доходов Челябинск оказался довольно высоко

Сюрприз или нет — но по уровню доходов Челябинск вошел в десятку лидеров по стране. Очень кстати Челябинскстат подготовил официальные данные, согласно которым средняя зарплата в регионе выросла. Так, за январь-ноябрь 2020 года она составила 37 930,8 рубля, что на 2,7% больше уровня января-ноября 2019 года. «Ее реальный размер, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, уменьшился на 0,6%», — добавляет Челябинскстат.

При этом больше других в среднем по области получают работники, занятые: профессиональной, научной и технической деятельностью (на 40,0% выше среднего), финансовой и страховой деятельностью (на 36,4%), добычей полезных ископаемых (на 22,3%). Самый низкий уровень зарплаты — у работников организаций таких видов деятельности, как: «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» (51,1% к среднему уровню заработной платы по области), «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» (63,5%), «Предоставление прочих видов услуг» (69,1%).

Цены, конечно, тоже подросли — в январе 2021 года на 0,41% по сравнению с декабрем 2020 года, сообщает Контрольно-счетная палата. Но это ниже прироста в среднем по стране — +0,67%.

Итак, согласно исследованию Финансового университета, Челябинск в данном показателе оказался на 8-м месте по стране. Балл при этом довольно низкий — всего 51 из 100. Тем не менее, этого достаточно, чтобы входить в лидеры рейтинга, значит — проблема с доходами общенациональная. Неудивительно, ибо рейтинг рассчитывался за прошедший год, когда в России (да что там, во всем мире) резкий удар по экономике нанесла пандемия.

Качество медицинского обслуживания

Медицину на Южном Урале также оценили позитивно

С точки зрения медицины год минувший, безусловно, выдался тоже крайне тяжелым. Были трудности и, порой, недостаток понимания между пациентами и врачебным сообществом. Но несмотря ни на что помощь оказывают — и притом весьма продуктивно. Выстроена челябинская «Коммунарка», которую позитивно оценил полпред президента России по УрФО Владимир Якушев; возобновились профосмотры и диспансеризация; началась масштабная вакцинация от коронавируса — Челябинскую область в этом направлении похвалил глава Минздрава России Михаил Мурашко.

Вот и по качеству медобслуживания Челябинск тоже вошел в десятку по стране — почетное 9-е место.

— Я, пока меня все это не коснулось, тоже думал — все фигня, все преувеличивают, — рассказывает челябинец Алексей Левакин. — Но потом попал в больницу (ковидная база ГКБ № 9) с поражением легких в 40% и такого насмотрелся... Это страшная болезнь — и это понимают все, кто через нее проходит. Спасибо большое врачам и медсестрам, кто всегда был рядом и помог выздороветь, вернуться к нормальной жизни.

Этому, наверное, послужило и умение медицинского сообщества оперативно реагировать на обстановку и внедрять инновации. К примеру, из последних разработок: специалисты Минздрава совместно с Мининформом региона придумали, как сократить время ожидания результатов тестирования на коронавирус. Этим теперь занимается автоматическая система — голосовой информатор. При этом, как заверяют в Минздраве, он не только сообщает результаты теста, но и дает рекомендацию, как быть в том случае, если тест положительный или требуется его пересдача.

«„Цифровой медработник“ начал работу с 15 января, сейчас идет активная стадия тестирования и уже совершено более 105 тысяч вызовов», — рассказывают в Минздраве.

Это наши — региональные — сильные стороны, согласно исследованию москвичей. А в чем же увидели главные недостатки?

Челябинск занял 16-е место в рейтинге качества жизни по оценке столичных экспертов

Проблемные зоны

Сразу два критерия, которые оценивают криминальную обстановку и конфликтность — распространенность «деструктивного» поведения населения и конфликтность социальных отношений — отправили Челябинск в список аутсайдеров. По крайней мере, по сравнению с соседними регионами и другими миллионниками. И это можно подтвердить цифрами.

Один из показателей деструктивности — агрессивное вождение

Например, один из показателей деструктивного поведения — агрессивное вождение, которое приводит к аварийности. Вот и официальная сводка ГИБДД. Здесь мы в «зеленой» зоне — на конец 2020 года аварийность снизилась по сравнению с предыдущим годом. Зато если сравнивать с другими регионами — например, соседями-свердловчанами, получается интересная картина.

 

ДТП

Погибло

Ранено

Свердловская область

2 503

323

3 185

Челябинская область

3 433

306

4 394

Сравнение ДТП за 2020 год (по данным ГИБДД)

Аварийность, как и число пострадавших, по сравнению с соседями у нас значительно больше — при том, что население меньше. Зато меньше число погибших. Но ведь в рейтинге Финансового университета учитывается поведение, влекущее к опасным ситуациям на дорогам, а не сами последствия. Так на чем же основано деструктивное поведение?

«В основе деструктивного поведения — нанесение вреда другим людям (бытовое насилие, неосторожное вождение и т.д.). Деструктивные формы агрессии можно наблюдать у людей с высоким уровнем импульсивности, которым сложно выражать злость, недовольство иначе. Для них насилие является искаженным способом почувствовать контроль над ситуацией, когда чувство неполноценности заменяется, путем совершения агрессивных действий, на чувство превосходства. Сложности с контролированием импульса приводят к поспешным, недостаточно обдуманным поступкам. Поэтому агрессор после совершения насилия нередко сожалеет о содеянном, если у него есть способность сопереживать, — комментирует клинический психолог Елена Буркова. — За 2020 год ко мне на прием обратилось значительно больше людей, чем в позапрошлом году. Основные запросы: помощь при тревоге, депрессии, страхи за жизнь и здоровье, страхи перед будущим, конфликты в межличностных отношениях.

В большей степени ситуация с пандемией дестабилизировала психику россиян, да и всего мира, который оказался на грани паники. В пандемию многие люди ощущали себя небезопасно, самоизоляция лишила их привычного образа жизни, возможности удовлетворять привычные потребности. Это привело к росту напряженности с последующей разрядкой на окружении».

Состояние дорог и дорожного хозяйства

В плане оценки дорожного хозяйства Челябинск, увы, не в лидерах.

О дорогах и об общественном транспорте, пожалуй, каждый челябинец сможет написать целый трактат. Говорят об этом много, сейчас начали не только говорить — но и решать. В регионе продолжается разработка новой транспортной схемы. Мы про нее подробно уже рассказывали:

«Нами было получено порядка 200 замечаний/предложений по данной стратегии, — пояснил тогда министр дорожного хозяйства и транспорта Алексей Нечаев. — Среди них были и специалисты, и жители, которые видят, как со стороны это должно выглядеть. Все, что было сказано за это время — какие-то вещи, которые мы упустили, мы это все анализируем и с этим работаем».

Но если челябинцев что-то не устраивает в сфере дорожного хозяйства и транспорта (а перечислять, будем честны, можно много чего) — самое время высказать свой голос и поучаствовать в новом этапе обсуждения транспортной схемы. До 23 февраля можно направить свои пожелания и обсуждения. Специалисты профильного ведомства уверяют: все замечания будут учтены.

«К примеру, было поддержано 51 обращение о маршруте общественного транспорта в поселок Благодатово и проложена схема автобусного маршрута № 11; были сохранены трамвайные маршруты № 5, 6, 7, 16, троллейбусный маршрут № 7», — сообщает Миндортранс региона.

Оценка качества работы местных властей

Работу с местными властями, по данным исследования, предстоит еще как следует наладить

Довольно негативно оценили опрошенные южноуральцы и качество работы местных властей. Тут вспоминаются недавние скандалы, когда представители некоторых администраций отказывались принимать граждан, ссылаясь на сложную эпидобстановку. Губернатор жестко предупредил: скрываться от населения не получится.

— Хочу напомнить, что проведение встреч с жителями, приемов по личным вопросам — это обязанность каждого представителя власти, и министра, и главы города, района и региона — всех руководящих должностей, — говорит Алексей Текслер.

Пожалуй, самый беспокоящий показатель — склонность населения к миграции. И тут, увы, со статистикой тоже не поспоришь — отток населения идет. По данным Росстата, в 2018 году в Челябинске было 1 202 371 тысяч человек, в 2020-м — 1 196 680. Но если это можно списать на показатели рождаемости и смертности (последняя, по понятным причинам, скакнула в прошлом году), то вот другие тенденции.

Согласно данным Челябинскстата, за январь-октябрь 2020 года в рамках миграции в другие регионы убыло 1 605 человек. Это меньше, чем годом ранее (-3 770), но все еще в минус. Меньше стало приезжать по сравнению с предыдущим годом и мигрантов из стран СНГ и ближнего зарубежья — хотя в данном случае число прибывших все еще превышает число уехавших. Итого: «За январь-октябрь 2020 года в Челябинской области наблюдается миграционная убыль (минус 435 человек)», — добавили в Челябинскстате.

Но показатели миграции, как ни крути, выводятся из всех предыдущих факторов. Будет благоприятная городская среда, хорошая медицина, доступное образование, перспективы для бизнеса — и уезжать не захочется, верно?

Сильные и слабые стороны есть у каждого города — но как этим воспользоваться?

По итогу — что делать со всеми этими данными? Выхода, в общем-то, два. Можно просто посмотреть на это как на забавную статистику от федералов и не придавать ей большого значения. А можно и кое-что из этого вынести: хуже всего, судя по исследованию, обстоит дело с дорожным хозяйством, а также взаимодействием населения и власти. Так что вполне себе повод задуматься и взять на заметку.

А жителям тоже отсиживаться в стороне не стоит — тем более, опросы по той или иной сфере проводятся регулярно (заодно можно подтянуть пункт «взаимодействие население — власти»). Например, из последнего — КСП Челябинской области проводит опрос по экологической обстановке в регионе, а точнее, как ее оценивают жители. Что примечательно — в опросе столичных исследований теме экологии внимания решили не уделять. Так что своя рубашка ближе к телу — и если хочется видеть Челябинск городом для достойной жизни, то начать можно и с малого. Хотя бы просто высказать свои мнение и определить, дать понять власть имущим, над чем стоит активно поработать.