Автовокзал

Матвей Кондрашов

Директор, главный редактор

Оставить автовокзал у «Юности» или перенести? Этот вопрос в ноябре прошлого года челябинская мэрия предложила решить горожанам. Общественность большинством голосов постановила: этот транспортный узел южноуральской столице не нужен. Однако спустя несколько месяцев автобусы оттуда по-прежнему отправляются. Быть ли переносу? Как сегодня работают автовокзалы? «Челябинский обзор» отправился колесить по городу.

Предыстория: наличие автовокзала у дворца спорта «Юность» начало вызывать вопросы у населения чуть ли не с момента появления. Изначально автобусы отправлялись в путь от «Синегорья» — этот торговый комплекс примыкает к железнодорожному вокзалу. Поэтому с точки зрения транспортной доступности все выглядело органично: вот тебе междугородние автобусы, вот тебе поезда, вот тебе электрички. Все на одной площадке, все доступно. Зачем огород городить?

Однако в 2011 году под предлогом того, что площадка нужна для обустройства разворотного кольца троллейбусов, городские власти решили этот транспортный узел закрыть. Надо сказать, что безоговорочной поддержки населения эта инициатива не получила, если не сказать наоборот. Мэрии пришлось объясняться.

«Там был частный автовокзал. Но он не имел своей территории. Этот автовокзал ни разу с момента своего образования не платил муниципалитету аренду. Наступило то время, когда городу понадобилась эта земля для нужд нашего общественного транспорта. До настоящего времени, кстати, он убыточен. В том числе, из-за нерациональной организации его работы. Нами принято решение о том, чтобы не эксплуатировать несколько троллейбусных депо — так мы снизим до 70 тысяч рублей в день на расходах на холостых пробегах пустых троллейбусов от депо до конечных остановок. Территорию у „Синегорья“ мы используем для отстоя и ночевки общественного транспорта. Одновременно использовать эту землю под парковку и разворот междугородних автобусов нереально. Ну, такая ситуация сложилась. И мы делаем все возможное для того, чтобы людям было удобно пользоваться муниципальными автовокзалами», — комментировал в 2011 году решение экс-глава Администрации Челябинска Сергей Давыдов.

В итоге транспортная схема в Челябинске перераспределилась следующим образом. Городские власти ликвидировали два автовокзала: у «Синегорья» (Южный) и на улице Каслинской (Северный). Вместо этого появилась одна площадка у дворца спорта «Юность». Администрация, станции и кассы расположились в пустующих помещениях учреждения. Плюс власти начали модернизировать автостанцию у областной больницы. Логика была такова: от облбольницы автобусы будут уходить в сторону Москвы — на Уфу, Миасс, Златоуст, Чебаркуль и на юг Челябинской области; от «Юности» — в северном направлении: Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Сургут и так далее. Часть населения, конечно, пороптала. Но поняло, что ездить нужно. Пусть и с пересадками. А былого не вернуть. Страсти и затихли, все вроде как пообтесалось.

Но позднее автовокзалы в Челябинске стали плодиться, как грибы после дождя. В 2013 году была запущена в работу автостанция «Северные ворота» на перекрестке улицы Черкасской и Свердловского тракта (в народе «Поворот на ЧМЗ»). А район железнодорожного вокзала стал настоящим центром притяжения автобусов. Загибаем пальцы:

  • В марте 2014 года возобновляет свою работу автовокзал в «Синегорье». Он забрал несколько направлений у центральной станции во дворце спорта «Юность» и стал промежуточным пунктом нескольких маршрутов. На период открытия в «Синегорье» можно было купить билеты на 7 маршрутов — Екатеринбург, Курган, Пермь, Снежинск, Щучье и Дубровка. Кроме того, там расположился промежуточный пункт для нескольких транзитных маршрутов, которые проходят как через «Синегорье», так и через автовокзал «Юность». В основном, это направления на Костанай, Рудный, Лисаковск и Магнитогорск.
  • В том же году развивать автобусные перевозки берется компания «РЖД Трансфер». Она открывает автовокзал в двухстах метрах от «Синегорья» в сентябре 2014-го. Говорится о запуске 26 рейсов: в их числе Аша, Верхнеуральск, Верхний Уфалей, Екатеринбург и Магнитогорск.
  • В марте 2015-го глава Администрации Евгений Тефтелев высказался в пользу строительства возле железнодорожного вокзала еще одной (!!!) автостанции. В короткие сроки власти нашли инвестора и подготовили все необходимые документы. Построили здание на муниципальной земле, но силами частного инвестора. И в мае уже запустили.

Таким образом, пять лет назад в городе сформировалось аж 6 автовокзалов и автостанций:

  • «Северные ворота» (Свердловский тракт/Черкасская),
  • «Центральный» (у Дворца спорта «Юность»),
  • «Южные ворота» (Синегорье),
  • еще одни «Южные ворота» (рядом с «Синегорьем»),
  • РЖД-Трансфер (у ж/д вокзала),
  • «Южная» (Областная больница).

Как это все работает сегодня? Пойдем по порядку.

Автостанция «Южная» (Областная больница)

Получила второе дыхание в 2011 году после ликвидации автовокзала на «Синегорье». Сегодня отсюда отправляются, преимущественно, ежедневные пригородные автобусные рейсы: Коркино, Дубровка, Первомайский, Еткуль, Еманжелинск. Всего — 11 направлений. В общем, те территории, которые располагаются недалеко от Челябинска. И для отправки достаточно небольших автобусов, маршруток.

Рейсов с направлением дальнего следования — немного. В основном эта роль ложится на автобусы, следующие от «Юности». Они заезжают сюда для сбора пассажиров. Дальше едут в Магнитогорск, Уфу, Белорецк и так далее.

На сегодняшний день площадка далеко не пустующая. Нас автостанция встретила точками с общепитом, ларьками с шаурмой (ну куда без них), работающей столовой (хотя, вроде как, нельзя), отсутствием социальной дистанции и игнорированием масочного режима.

Челябинцы — не сторонники масочного режима и соблюдения соцдистанции

Водители и контролеры нормы эпидбезопасности добросовестно соблюдают. Но у нас текст все-таки немного о другом. Об автобусах и пассажирах. Об этом и расспрашиваем:

— Зависит от проданных билетов, — делится информацией посадочный контролер Ирина Артамонова, — в основном эта автостанция, все-таки промежуточный пункт. Поэтому диспетчеры с разных точек связываются между собой. Есть кого здесь подсадить в автобус, он заезжает. Нет, так мимо едет.

— А есть такие автобусы, — уточняю, — которые отправляются от «Юности», дальше заезжают на «Синегорье», потом здесь останавливаются?

— И такое есть, — признается женщина, — в Магнитогорск, например, так рейс следует.

Получается, что с одной стороны у челябинцев есть выбор, откуда отправляться. С другой — незнающий человек может сесть в автобус и еще примерно час колесить по вокзалам до того момента, пока автобус наконец-то не выедет на трассу.

С одной стороны кажется, что в первую очередь эта площадка предназначена для торговли, а не покупки билетов и отправки пассажиров. Тут сим-карты раздают, здесь мороженое, по соседству вообще деревенское мясо с охлажденной рыбой (интересно, как этот товар в дороге при 30-градусной жаре себя проявит). С другой, вполне себе привычное явление. Пассажиры — это стабильный трафик, трафик — это прибыль. Кто от нее будет отказываться (вопрос легальности объектов оставим на совести надзорных органов)? Поэтому на Кировке, например, заведения могут закрываться, а здесь, нам кажется, малый бизнес может вполне себе безбедно существовать.

Общее впечатление: ну, станция как станция. Без изысков, но и без явных изъянов. Платформы есть, контролеры в масках, автобусы исправно подъезжают/отправляются. Судя по расписанию, в Екатеринбург, например, отсюда не уедешь. Но вспомним момент с курсированиями по автовокзалам и честно спросим: «а оно нам надо?».

Автовокзал «Южные ворота» (Синегорье)

Кочевавший с место на место автовокзал в районе железнодорожного вернулся на историческую родину шесть лет назад.

Что будет делать иногородний человек, который в первый раз попал в Челябинск и хочет уехать домой с «Синегорья»? Нам кажется, первое время будет растерянно переводить взгляд от одного объекта к другому. А потом потащится с сумками и баулами изучать, откуда же ему отправляться в пункт назначения. Потому что на площади есть один автовокзал «Южные ворота» с платформами, транспортом...

Автовокзал на муниципальной земле появился в Челябинске в 2015 году

... а по соседству еще одна автостанция с аналогичным названием.

Автор строк ввиду наличия личного автотранспорта услугами автобусов не пользовался несколько лет. Зато помнит слова Сергея Давыдова о том, что «автостанция в „Синегорье“ не имеет своей территории и ни разу с момента своего образования не платила муниципалитету аренду» (о чем мы писали в начале статьи). Также памятен посыл экс-градоначальника Евгения Тефтелева, собственно говоря, и инициировавшего строительство отдельного терминала: разгрузить действующий автовокзал на ДС «Юность и навести порядок на привокзальной площади.

«Автовокзал там нужен. На сегодняшний день есть элементы несанкционированные, надо их упорядочить. Если есть инвестор и с ним можно разговаривать, есть возможность построить все легитимным образом», — говорил бывший глава.

Из этих постулатов автор строк сделал вывод, что раз два главы подряд костерят автовокзал в «Синегорье», то не зря же построили новый терминал? Бодро пошагал в его сторону. Открыл дверь. Зашел. А вокруг ни души.

Для кого в 2015 году строили автовокзал возле «Синегорья», не вполне ясно

Поклонники короля психологического ужаса и фантастики Стивена Кинга наверняка вспомнят повесть «Лангольеры». На земле подозрительно тихо — нет огней городов и молчит радио. Катастрофа постигла человечество — или же самолет занес путешественников в иной мир? Находясь в пустующем терминале челябинского автовокзала, аналогии напрашиваются неволей.

Уйма пустующих кресел и три сиротливых оконца:

  • касса
  • миграционные услуги
  • юридические услуги

Все закрыто, на местах ни одного сотрудника. Для кого тогда строили терминал? Почему? Зачем? Ответ впоследствии нашелся на сайте Администрации Челябинска, а точнее (делаем поправку, текст пятилетней давности), планы на будущее:

«Новый терминал предназначен для автобусов, работающих на пригород. Там будут располагаться кассы, зал ожидания с телевизорами, зона отдыха для водителей, точки питания, туалеты, а снаружи перрон с посадочными площадками. Внутри ТК „Синегорье“ можно будет купить билет и сесть на автобус междугороднего и международного направлений. Такая схема позволяет минимизировать время подъезда и отправления автобусов», — говорится в пресс-релизе от 15 мая 2015 года.

Схема расположения автовокзалов 2015 года

Что можно из этого понять? Что из «Синегорья» автовокзал никуда не делся. Хочешь отправиться недалеко от Челябинска — иди в терминал, построенный при Тефтелеве, хочешь подальше — при Тарасове. Такова была задумка. Но по факту, повторюсь, сегодня внутри автовокзала пустота, а весь транспорт возле него — это пара маршруток да чья-то машина.

Междугородными автобусами площадка перед автовокзалом явно не изобилует

Зато возле «Синегорья» жизнь бурлит, словно и не было никакой ликвидации. Столпотворение как снаружи, так и внутри помещения. О передислокации пригородных автобусных сообщений к новому терминалу, исходя от расписания, похоже забыли чуть ли не сразу после постройки.

Челябинцы хоть и здесь масочный режим не шибко жалуют, но дистанцию в очереди соблюдают

Если честно, не вполне понятно: если с автостанцией в «Синегорье» полный порядок, зачем все-таки строили здание рядом с ней? А если не все чисто, почему она работает? В мэрии запрос «Челябинского обзора» приняли, но ответа на момент публикации не поступило. Ждем!

Автобусы, как и прежде, отправляются от «Синегорья»

Автостанция (Вокзал Челябинск-Главный)

Мы не ошиблись, поставив на фото под заголовком «Автостанция» железнодорожный вокзал. Потому что такой действительно открылся в 2014 году. Но автор о существовании узнал только из давней публикации коллег из «АиФ». Вот что они писали:

«ОАО РЖД—Трансфер создаются узлы для пересадки с ж/д транспорта на автобусный и наоборот. Главная цель проекта — доставка железнодорожных пассажиров с поездов в другие города и районы области, УрФО и, соответственно, к железнодорожным вокзалам.

Маршрутов пока не очень много, но уже отправляются автобусы в Ашу, Катав-Ивановск, Верхнеуральск, Верхний Уфалей, Екатеринбург, Магнитогорск. Ведутся переговоры с перевозчиками по расширению географии рейсов как по области, так и в соседние регионы.

Кассы расположены на 1-м этаже в северной части железнодорожного вокзала (налево от главного входа), а посадочные платформы там, где с 1965-го по 2003-й и располагался автовокзал».

Старожилы наверняка помнят, что вплоть до конца 90-х основной «Южный» автовокзал как раз и располагался в пристрое с левой стороны здания железнодорожного вокзала. Так что в ОАО решили реанимировать старую схему «слез с поезда — тут же можешь сесть на автобус», еще и пообещали, что все рейсы следуют экспрессом, а значит, муторное перемещение от автовокзала к автовокзалу в Челябинске исключается. Соответственно, для автобусов восстановили платформы, обустроили кассы и запустили автовокзал. Но что-то пошло не так.

Сегодня на этом месте лишь строительный мусор и автопарковка. Автор расспросил местных охранников в примыкающих зданиях, они автовокзала в XXI веке тоже не припомнят. В пресс-службе Южно-Уральской железной дороги во время телефонного разговора, конечно, рассказали, что когда-то станция открывалась. Но данные приходится собирать по крупицам. Вот как звучит официальный ответ:

«Компания „РЖД-Трансфер“ не относится к ОАО „РЖД“, она осуществляла аренду помещений на железнодорожном вокзале Челябинск. Между Южно-Уральской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов и компанией ОАО „РЖД-Трансфер“ в августе 2014 года был заключен договор в части аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО „РЖД“, в ноябре 2015 года договорные отношения были прекращены. Деятельность автовокзала данной организации на железнодорожном вокзале Челябинска на сегодняшний момент не осуществляется»

Судя по информации из открытых источников, ОАО «РЖД-Трансфер» в мае 2020 года ликвидировано.

P.S. Чуть позже в новостных архивах нашлась информация, что у компании возник конфликт с местным Министерством дорожного хозяйства и транспорта. Областные чиновники обвинили «РЖД-Трансфер» в том, что в рейсы выходят нелегальные перевозчики. В акционерном обществе в свою очередь заявили, что обслуживание пассажиров производится в соответствии с действующим федеральным законодательством. А нападки Минстроя (цитата: «на перевозчиков, в прямом смысле, натравливаются работники транспортной инспекции, городской прокуратуры, налоговой инспекции») связали с желанием сохранить действующую схему автовокзалов. Судя по тому, что Министерство и 4 автовокзала функционируют, как и прежде, а автостанция — нет, вопрос: «кто победил?» — лишний. Челябинск мог бы получить удобный ТПУ (транспортно—пересадочный узел), да не получил.

Автовокзал «Центральный» (д/с «Юность»)

Про этот автовокзал писать много и долго незачем. По сути, вся предыстория описана вначале. Открыли в 2011 году, считается основным терминалом города. Автобусы колесят по всем направлениям. Единства у населения по поводу его работы не было с момента открытия. Были жалобы на проблематичную пересадку с транспорта на транспорт; были нарекания на внешний вид — автовокзал выглядит, как барахолка. Но были и сторонники наличия станции в этом месте (что не надо, например, с Северо-Запада ехать на «Синегорье» через весь город, чтобы потом на автобусе на Екатеринбург тащиться в обратном направлении). Но то, что автовокзал не пустовал — факт.

«Пассажиропоток в марте 2020 года (до введения режима повышенной готовности) через автовокзал „Центральный“ составлял в сутки 1 679 человек или 52 063 человека за месяц, после введенных мер ограничения подвижности населения пассажиропоток снизился в мае до 825 человек в сутки или 25 560 человек за месяц», — приводят статистику в областном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта.

В итоге в 2019 году челябинцам предложили, наконец, поставить точку в споре и определить: нужен автовокзал у «Юности» или нет? Челябинцы большинством голосов постановили: автовокзал — долой.

Теперь основной вопрос: когда?

В ноябре прошлого года полномочия по организации пассажирских перевозок в Челябинске перешли от городской Администрации к Правительству региона. Соответственно, вопрос с переносом автовокзала у ДС «Юность» тоже лег на плечи областников.

«Полномочия по перевозке, по транспортному пассажиропотоку переходят в Правительство области, поэтому отныне все вопросы решаются совместно с Правительством. Результаты опроса по переносу автовокзала доведем», — сказала Наталья Котова.

Переносить автовокзал от «Юности» будут значительно позже

Забегая вперед, мы хоть чуть-чуть, да узнали дальнейшие планы по ликвидации автовокзала на «Юности», но о них чуть позже — после рассказа о следующем, финальном объекте.

Автостанция «Северные ворота» (поворот на ЧМК)

На вид — самый внушительный. Но поверьте, внешность обманчива. По факту это, как нам кажется, замаскированный под автовокзал торговый комплекс. Дефицита торговых площадей на этом участке не наблюдается в принципе: вплотную примыкает китайский рынок, через дорогу здоровенный ангар «КС». Но и здесь площади не пустуют, арендаторов хватает. Что касается самой автостанции: куцее расписание автобусов да пара окошечек: диспетчер/касса. Вот и все учреждение.

Это автостанция по большей части — транзитный узел. Что касается междугородних перевозок, то сюда заезжают с «Юности» автобусы, следующие в северном направлении (отсюда и название «Северные ворота»): Екатеринбург, Снежинск, Каменск-Уральский, Пермь и другие города. Из 10 платформ для этих автобусов, по рассказам водителей, отводится 2. Остальное приходится на маршрутки, которые развозят пассажиров по прилегающим точкам: Аргаяш, Мирный, Есаульский, Чишма и т.д.

Больших автобусов немного, основной трафик забирают маршрутки

Территория вокруг выглядит опрятно (если не озираться на рынки и строительные точки по сторонам).

Что будет дальше?

А дальше, на самом деле, возникает вопрос не только по «Юности», но и всем автовокзалам. Как мы уже сказали, в прошлом году полномочия по междугородним перевозкам от челябинской мэрии отошли. И вот что нам рассказали в региональном Миндоре:

«В настоящее время Южно-Уральским государственным университетом, в рамках научно-исследовательской работы, определяются оптимальные маршруты движения общественного транспорта в Челябинской агломерации и виды общественного транспорта, для работы на данных маршрутах. В ходе научно-исследовательской работы будет детально проработана оптимальная схема движения общественного транспорта, в том числе с учетом увязки движения муниципальных и межмуниципальных маршрутов (городского, пригородного и междугородного сообщения), а также будут определены транспортно-пересадочные узлы в городах Челябинской агломерации, в том числе целесообразность местонахождения действующих автовокзалов и автостанций в Челябинске».

Что это значит? Что ревизии подвергнутся не только челябинские автовокзалы и станции, но и пригородные. Вопрос этот, конечно, не сиюминутный. Не беремся даже предсказать, на сколько он может затянуться. Но, в конце концов, может, так даже и лучше. Вокзал у «Юности» и автостанцию вплотную к «Синегорью» ведь однажды уже оперативно построили...

Мнение

Интервью

Популярное