Корреспондент
В России на федеральном уровне вновь активно заговорили о переводе важных документов в электронный вид. История давняя, горячо обсуждаемая и многими долгожданная. Но некоторые оптимизма по снижению бумажной волокиты не разделяют. Новый век высоких технологий — и новые напасти...
«Жители Москвы смогут оформлять и получать электронные паспорта с 1 декабря 2021 года, а по всей России эта возможность появится не позднее 1 июля 2023 года». Об этом говорит нам указ президента РФ, размещенный на портале проектов нормативных правовых актов.
Ура!
...
Ура?
Не совсем понятно, как реагировать. С одной стороны, можно горько усмехнуться, если вспомнить, когда в первый раз заявили о вводе электронных паспортов. (Подсказка — в 2013-м. Какой на дворе, напоминать, наверное, не нужно). Затем можно повздыхать об очередных миллионах (-ардах), вкладываемых в не самый вроде как жизненно важный проект. Затем — усомниться в реальности происходящего. См. строчку выше: уже восемь лет россиян хотят перевести на виртуальные удостоверения. Еще вариант — конечно, порадоваться. Документ сможет изрядно облегчить жизнь. Получится ли на этот раз? Должно получиться.
«Электронный паспорт будет представлять собой пластиковую смарт-карту (формата банковской карты) с фотографией, ФИО, датой рождения и другими данными, а также с чипом. Паспорт также будет содержать биометрические и иные персональные данные владельца, включая изображение его лица и папиллярных узоров двух пальцев рук», — сообщает ТАСС, ссылаясь на Минцифры РФ.
Кроме того, вице-премьер страны Дмитрий Чернышенко заявил, что уже в нынешнем, 2021 году появятся шесть новых сервисов на «Госуслугах»: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн», «Правосудие онлайн», «Рождение ребенка», «Утрата близкого человека», «Трудовая миграция онлайн» и «Мое здоровье». Конечно же, «онлайн».
Очень удобно, сплошные плюсы. Сейчас у нас уже есть:
Сейчас виртуальным стало все: отношения, деньги, услуги. Даже люди (хотя, почему даже. Фейки и боты — явления интернета довольно давние). Все это, конечно, удобно, быстро, а главное — более щадяще для природы (откажись от бумажного чека — спаси дерево!). Но как же порой устаешь от всего этого.
Мир все больше «засасывается» по ту сторону экрана компьютера или смартфона
Полная виртуализация и цифровизация удобна, когда все налажено, выверено, отточено. Но когда постоянно столько сбоев и ненужных шагов, это начинает напрягать и угнетать. Примеры? Пожалуйста:
... и так до бесконечности. Я, может, хочу не просто что-то заполнить и подать заявку, но и проконсультироваться, уточнить какие-то моменты. Поговорить по душам с сотрудником, в конце концов.
Нужно завершить кое-какой процесс с банком и подписать одну важную бумагу. Для начала ты должен подать документы. Не просто так прийти и отдать в печатном варианте! Нет, ты должен все отсканировать и отправить. Все 50 страниц договора.
Далее нужно получить уведомление от банка и записаться на время заключения сделки. Сделать это можно, конечно, только онлайн — через личный кабинет. И для этого нужно в него зайти. Уже на этом этапе начинаются сложности. Банк тебя просто выкидывает и не хочет пускать в систему. Что же приходится делать? Правильно, звонить специалистам. Минут 10 ожидания и «общения» с автоответчиком, затем один специалист, второй, третий. Тебя перебрасывают как мячик для пинг-понга, чтобы ты просто мог зайти на сайт! Что же, один маленький шажок сделан.
Следующий квест — записаться на сделку. В онлайн-кабинет ты вот зашел, а дальше ничего сделать не можешь. Сайт грузится, да не загружается. Просто подвисает и ни на что не реагирует. Ты снова вздыхаешь и звонишь по уже выжженному на подкорке мозга номеру:
«Какие-то технические проблемы. Мы передадим специалистам, ваша заявка принята». Ждешь еще несколько дней и опять по новой. Ты перезваниваешь, тебе вновь говорят, что техническая ошибка: «Мы вам перезвоним».
История завершается тем, что ты приходишь на встречу лично и решаешь проблему с реальными — не виртуальными чат-ботами, не голосами в трубке — людьми. Насколько было бы все проще, если бы ты сразу пришел, отдал документы и записался на сделку?
На «Госуслугах», горячо мною любимых (без шуток! удобная вещь), так и не получилось оплатить задолженность по налогам. Причем технический сбой происходит уже на стадии, когда ты ввел все данные карты и нажал кнопку «оплатить». Минуты раздумий от сервиса — и пустое окно в итоге. Попыток было не одна и две, а штук пять, и в разные дни. Итог — только расстройство.
Электронная запись к врачам тоже иногда подводит пациентов
Да, за цифровизацией будущее. Все рано или поздно перейдет туда, в параллельную реальность, и даже самая маленькая конторка будет вести все свои дела онлайн. Не так уж это и плохо. Плюсы очевидны, и снова повторять их не будем. Но бога ради, давайте, что ли, предоставлять клиентам выбор — прийти в офис ножками или оставить электронную заявку. По крайней мере, пока нет возможности обеспечить 100-процентную устойчивость серверов, скорость подключения, безопасность и надежность сети.
И да, паспорта электронные навязывать обязательно вроде как пока никто не собирается. Но кто знает, что будет после их такого долго ожидаемого введения. А пока бумаги, картонки и пластиковые карточки как-то роднее. И уж оставлять клиентов без альтернативы (как некоторые банки порой пытаются) лучше не стоит.
Корреспондент
Неприятно, когда вы торопитесь на мероприятие, работу, учебу, вызываете такси, чтобы сэкономить время и добраться с комфортом, а цены именно в этот момент возрастают в три раза, таксист исчезает в пути или вовсе отказывается ехать и просит отменить поездку. Знакомо? Думаю, еще как. Правдивые истории из жизни челябинцев, которые не поладили с такси.
В Челябинске ежедневно местные жители пользуются услугами такси. Историй, связанных с данным способом передвижения — множество. Приводим лишь малую часть.
И каждый раз приходится гадать, откуда такси придется ждать
Ситуация произошла с моей знакомой. Была зима. На улице мороз, вьюга, снег заметает — она еще и в тонких колготках, как назло. Девушка вызывает машину ко входу в «Золотое яблоко». Таксист приезжает через 3 минуты, но... паркуется по другую сторону улицы! Дозвониться до водителя удается с третьей попытки. На вопрос: «А вы, собственно, где?», отвечает, что стоит возле ТК «Урал». Почему не в указанном месте? А так удобнее! Естественно, не пассажиру.
Началась перепалка. На просьбу подъехать к «Золотому яблоку» водитель, мягко говоря, отказался, предложив клиентам самим до него дойти. Дошло все до того, что девушка отказалась ехать с этим мужчиной, но также отказалась и отменять поездку, как, впрочем, и сам водитель. Чтобы вызвать другое такси, пришлось отменить поездку самой. В итоге ни за что с карты списали 79 рублей — как комиссию.
Взлетают со скоростью света, но и опускаются в таком же темпе
С этой проблемой сталкивается каждый житель мегаполиса. Цены на такси скачут, словно на качелях — то вверх, то вниз. Раньше можно было предугадать, в какое время и по какой причине начнется «высокий спрос». К примеру, вечер пятницы и субботы, или период, когда люди едут с утра на работу. Погодные условия тоже весьма предсказуемо влияют на стоимость поездки. Мало кто захочет ехать в общественном транспорте, полностью набитом промокшими людьми, или идти до остановки в метель.
В феврале 2021 года так и произошло. Из-за метели цены на такси в Челябинске выросли в несколько раз. Доехать с Северо-Запада Челябинска до центра утром стоило около 600 рублей. Ждать заказанную машину приходилось по 20–25 минут. Для сравнения, стоимость в обычный будний день по тому же маршруту, учитывая «высокий спрос», составляет около 200 рублей.
Цены взлетают именно в тот момент, когда тебе куда-то нужно.
В последнее время предугадать, в какой период времени ждать взлета, становится сложнее. То вечером цены ниже плинтуса, что удивляешься, как так дешево может быть. То днем ни с того ни с сего в два раза повышают тариф.
«Цены на поездки в такси зависят от многих факторов: расходов на ведение деятельности, в том числе цен на бензин и газомоторное топливо, погодных и дорожных условий, числа активных водителей, сезонности, конкуренции. В целом, цена определяется балансом спроса и предложения, за какую сумму пассажир и водитель согласны поехать в данное время в данном районе, — сообщает пресс-служба сервиса „Максим“. — В будни спрос резко увеличивается в утренние и вечерние часы, когда люди едут на работу и потом возвращаются. В выходные максимум приходится обычно на субботний вечер. Динамическое изменение цен в эти периоды — вынужденная мера, которая помогает привлечь больше водителей для выполнения заказов и ускорить подачу автомобиля».
Подобный ответ поступил и от пресс-службы сервиса «Везет»: «Тарифы устанавливают перевозчики, а стоимость поездки формируется благодаря множеству факторов, таких как: спрос, количество перевозчиков на линии, погодные условия, пробки и тому подобное».
Если цена высокая — недовольны пассажиры, если низкая — водители. Особенно если предстоит ехать за «копейки» в отдаленный район.
Был случай, когда таксист всю дорогу возмущался, что вез меня за 110 рублей из центра города в другой район (ехать предстояло 12 км). Упреки слышались конкретно в мой адрес, что бензина потратит много, что «пустым» (без клиента — прим. редакции) обратно ехать придется и так далее. А я тут причем? Непонятно.
Неизвестно, какой водитель вам попадется
Еще один случай произошел совсем недавно. Как уже было сказано ранее, цены на такси повышаются в любое время дня и ночи, поэтому поиск машины с адекватной ценой затягивается надолго.
Так случилось и 12 марта 2021 года. По счастливой случайности стоимость поездки в одном из сервисов по заказу такси оказалась наиболее адекватной, поэтому выбор пал именно на нее.
Девушка вызвала машину своей подруге — так как в поле оплаты стояла банковская карта, деньги за поездку списались до приезда самого автомобиля. Водитель приехал, забрал другую девушку и направился на указанный адрес. Мужчина оказался не из приятных: неаккуратное вождение, грубость, хамство. Так еще в конце поездки забрал «наличку» за поездку с пассажира и уехал (да-да, вторая девушка забыла о том, что ее подруга оплатила поездку с карты, поэтому заплатила вновь).
Спустя пять минут девушки поняли, что их обманули, и обратились в службу поддержки. Диалог затянулся на долгое время. Если вкратце, то служба поддержки поверила водителю, который убедил руководителя в том, что никаких денег он не брал. Результат — клиент заплатил дважды, да еще и виноватым остался, что поздно обратился в сервис.
Иногда приходится платить дважды
Когда приходит заказ, достаточно включить «самолетик», чтобы пропустить неудобный заказ
На днях узнала одну схему, распространенную среди водителей такси. Если вы вдруг видите, что на карте таксист застыл на одном месте и больше не двигается, знайте, вас продинамили.
Для тех, кто не в курсе. Водители не знают конечную точку маршрута до того момента, пока не подъедут к вызываемому адресу.
Таксист, приехав по указанному адресу, понимает, что ехать до конечной точки довольно далеко, отменять поездку — терять рейтинг, поэтому опытные водители включают авиарежим, благодаря чему машина «застывает» на месте, а дозвониться до водителя становится невозможно. Пассажир, естественно, ждать не будет, поэтому сам отменяет заказ. И, как мы помним, выбрасывает на ветер 79 рублей.
Подобная ситуация произошла и со мной. Как-то раз водитель принял заказ, изначально ехал в мою сторону, затем замер на месте и перестал отвечать на звонки. Продолжать нет смысла, итог очевиден. В другой раз таксист «сбежал» от меня. Было около 22.00 часов, я вызвала такси к ТРК «Родник», водитель находился у гипермаркета Spar на улице Труда. Таксист несколько минут стоял на месте, затем начал ехать, но почему-то в противоположную сторону.
— Вы где?
— Еду.
— И сколько мне вас еще ждать?
— Я не приеду. Отменяйте заказ.
После этого я еще минут семь наблюдала за тем, как он по Свердловскому проспекту поворачивает на проспект Ленина и уезжает дальше в сторону железнодорожного вокзала...
Исходя из приведенных историй, можно подумать, будто сервис такси в Челябинске работает так, что вызывает лишь агрессию и недовольство. Отнюдь нет, я часто встречаю порядочных и вежливых водителей, которые оставляют массу положительных эмоций от проделанной поездки. Просто в жизни бывает всякое, люди разные.
Как клиенты, так и водители зачастую бывают не в восторге — от пассажиров. Вспомним хотя бы нашумевшую историю, произошедшую в феврале этого года в Магнитогорске. Пассажиры (семья с ребенком) обвинили таксиста в хамстве и насилии (якобы водитель начал ругаться, брызнул в клиента из перцового баллончика, велел матери с ребенком выйти из машины и уехал с вещами клиентов прочь — прим. редакции), а потом уже выяснилось, что отец семейства сам перешел на повышенные тона и начал угрожать таксисту, в об этом свидетельствовали записи с видеорегистратора. Конечно, подобное случается нечасто, но изрядно пьяные, грубые и неприятно пахнущие клиенты — привычное дело. У таксистов и пассажиров есть масса взаимных претензий друг к другу. Поэтому страдают как клиенты от некомпетентных и непорядочных водителей, так и таксисты от высокомерных и бестактных пассажиров.
А вы сталкивались с подобными ситуациями в такси? Присылайте свои истории на нашу электронную почту: info@obzor174.ru
Главный редактор
Кого ни спроси: «В каком городе ты хочешь жить?», уверен, ответ будет неизменным: «В красивом, чистом, современном». За это ратует губернатор Челябинской области. Этого, чего уж там, хочет и автор материала. Однако с сожалением констатирует наличие каких-то досадных оплошностей совершенно на ровном месте. Наблюдает, как город погружают в Мордор сами же жители и... те, кто за чистоту отвечает! И задается вопросом: «А как тут плакаты-то с баннерами помогут?»
В этом году субботники в Челябинске стартовали аж дважды. Вначале было объявлено, что они начнутся 22 марта. Не начались. Небесная канцелярия и так в последние месяцы не баловала, принося то шквалистые ветры с метелями, то бураны, заметая трассы, населенные пункты, вплоть до эвакуации людей. Еще и первый весенний месяц настолько «чудесно» вступил в свои права, что одарил горожан снегом в 4 раза выше нормы, и весна, если исходить из народного фольклора, еще даже не успела показать, кто где... гадил. Пришлось с очисткой города повременить...
К концу марта «Снежную королеву» все-таки унесло весенними ветрами из области куда подальше. На свет появилось распоряжение губернатора Челябинской области, в котором говорится, что ударно избавляться от зимних накоплений мусора будем с 19 апреля до 7 мая.
«В наведении порядка после зимы традиционно примут участие студенты, школьники, работники учреждений и предприятий всех форм собственности. Кроме того, главам муниципальных образований поручено организовать очистку и мытье дорог, а также проверить работоспособность ливневых канализаций», — рассказывают в региональном Минстрое.
Если повернуть время вспять и окинуть взором уборку Челябинска в прошлые годы, то отчеты бравые. Тут тебе и вывезенные тонны мусора, и наказы управляющим компаниям, и контракты на уборку тротуаров, газонов, остановок и других территорий. Главы районов, а также сотрудники городских предприятий словно объявляют негласное соревнование: кто усерднее.
Не отчеты, а сводки с поля боя с пылью и грязью. Читаешь — и прямо любо-дорого. Только потом начинается...
Губернатор Челябинской области однажды не выдержал.
«Из года в год одно и то же с мусором. За три дня всем, кто еще не вывез мусор — вывезти. Если через три дня снова будут такие фотографии, будут кадровые решения. Это же наше лицо. Зазываем на субботники людей, а потом месяц вывезти не можем. Заранее нужно об этом думать», — заявил Алексей Текслер пару лет назад.
Кадровый пендель действие возымел, и уже через неделю глава региона констатирует:
«Видимо, нужно специально дать особое поручение, чтобы процесс пошел. Но главное, что за дело взялись».
В 2020 году нагрянул проклятый коронавирус. От усердия город аж обработал дороги 3%-ным раствором перекиси водорода (помните же, да, эти шипящие и распыляющие белые облака спецмашины?), потратив на это свыше 11 миллионов рублей. Зато и без особых нареканий обошлось.
Субботники еще не начались, а глава Челябинска уже дает понять подчиненным, что не стоит засиживаться на рабочих местах. Перчатки на руки, грабли на вооружение.
«Предлагаю всем главам районов выйти из кабинетов и посмотреть, как их территория убирается, сделать выводы», — обращается к районным властям Наталья Котова.
Посмотреть, как территория убирается, решили и мы в «Челябинском обзоре». Взяли пресловутые графики, посмотрели, какие улицы должны быть к концу марта убраны. И попросту прогулялись по ним, отметив, что к поручению главы Челябинска, увы, не везде отнеслись с усердием. Впрочем, вернемся к субботникам...
Снег и гололедица — дело временное. А вот разруха в головах (и, как следствие, во дворах), увы — искореняемое, наверное, разве что каленым железом. Вот вам три свежих примера.
Двор весной превратился в непроходимые хляби
Дочь делает несколько шагов из подъезда и... хлюп, хрясь. Попадает в непроходимые хляби. Ребенку радость; хорошо, мать не видит. Почему то, что должно называться двором, выглядит как царство грязи и слякоти? Рассказываю.
В прошлом году часть двора превратили в котлован. Водопровод, пролегающий по этой территории, износился, вода несколько дней даже не ручьями, а потоками растекалась на сотни метров. В итоге ради замены труб приехала бригада МУП «ПОВВ» и разворотила окружающее пространство на несколько дней.
В 2020 году рабочие МУП «ПОВВ» разворотили двор для замены изношенного трубопровода
Не, ремонт — дело нужное. Только после замены труб траншеи наспех забросали землей, сверху щебнем присыпали. Вопрос: вы, господа рабочие, в Minecraft, что ли, переиграли? Почему после вашего визита двор обретает примитивистскую графику 80-х? Одно же дело — игровая локация, другое — пространство возле дома. Я не прошу у нас в Челябинске делать Дубаи. Но хотя бы «вернуть взад как было» — можно?
А вы бы хотели здесь гулять?
Детей сейчас принято ругать за то, что те беспрестанно сидят в смартфонах. Но скажите честно, вам не кажется, что изображение на экране попросту привлекательнее видов из окна? А ведь, как мне кажется, нынешний облик — попросту результат безалаберности. Одни наспех сделали, другие нужные бумаги «подмахнули». Вуаля, покупайте, дорогие горожане, резиновые сапоги.
По интернету гуляет такая вот шутка
Официально субботники еще не стартовали. Тем не менее, потихоньку дворники уже чистят дворы, собирают мусор, частично рассовывают содержимое по пакетам, а дальше...
Свалки под окнами устраивать не гнушаются как местные жители, так и дворники
Про несанкционированную помойку возле моего дома я уже писал, и не раз. Скоро исполнится год, а площадка все обрастает и обрастает новыми историями (и не только). Если вкратце. Мусорные контейнеры находятся примерно в 200 метрах от дома. Но жители (подбирая цензурные слова) ленятся и бросают мешки прямо рядом с домом. Уже и объявления о запрете захламления пространств вывешивали...
Челябинцам недвусмысленно дали понять: выбрасывать мусор сюда не надо...
... и заварили площадку железными листами. Так люди начали попросту кидать мусор куда попало. А сегодня утром выезжаю из двора по дороге на работу: «О! Вот вас тут только и не хватало!» Теперь еще и дворники сгребают сюда после уборки листья, ветви, прошлогодний сухостой! И промышленные пакеты, характерно — черного цвета, от них же сюда, в кассу. Ну класс. Мало того что жители — свиньи. Так еще и те, кто за чистотой должны следить, примкнули к лагерю диверсантов.
Стихийную помойку теперь кроме жителей захламляют еще и дворники
В центре Челябинска 30 марта с балкона выкинули шкаф. Жильцы дома, расположенного по улице Карла Либкнехта, 1, решили не усложнять себе жизнь и просто выбросить старую мебель с высоты. Фото обломков шкафа, раскиданных под окнами дома, прислали в редакцию читатели «Челябинского обзора». Отметим, что в этом доме, помимо жилых помещений, на первом этаже расположено несколько магазинов и офисов, и люди здесь ходят часто. Большая удача, что шкаф не упал никому на голову...
Челябинцы избавляются от мебели попросту выбрасывая ее из окна
По Челябинску развесят плакаты и баннеры с агитацией за чистоту. Разместить их предложила глава города Наталья Котова. Главному архитектору Павлу Крутолапову поручено разработать логотип «Челябинск — чистый город».
«Чтобы перед тем, как бросить бумажку, окурок, человек подумал несколько раз прежде, чем это сделать», — поясняет Наталья Котова.
Наталья Петровна. Позвольте свои пять копеек вставить. Ну повесили на площадку, что штраф за выброс мусора — 5 000 рублей, помогло, что ли? Тут не то что бумажки с окурками, население шкафы не гнушается из окон выбрасывать. Коммунальщики наспех заделывают раскуроченные территории. Дворники вместо того, чтобы очищать пространства, напротив, их захламляют. Может, все-таки включить режим «железной леди» и намекнуть, что разгильдяйство поощряться точно не будет? Не рекомендовать районным главам выйти из кабинетов, а пожестче формулировки применять? Губернатору вон стоило один раз сказать про кадровые выводы, так закрутились все со скоростью блендера.
«Наказать чиновников можно, сложнее заставить их работать», — однажды сказал Алексей Текслер.
В общем, пожелание ко всем (включая и жителей). Хотите, чтобы Челябинск был чистым не только на уличных баннерах? Так давайте в этом году перестанем наступать на одни и те же грабли. А попробуем усерднее ими орудовать...